Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Э.ДЮРКГЕЙМА?




Читайте также:
  1. Cовременные теории мотивации
  2. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  3. I. Основные положения
  4. II. Основные правила черной риторики
  5. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  6. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  7. II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  8. III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.
  9. III.2.2) Основные группы и виды преступлений.
  10. IX.3.1.3. Основные химические вещества

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог, фило­соф. Являясь продолжателем позитивистской традиции в социоло­гии, Э..Дюркгейм руководствовался образцами естественных наук, утверждая принципы эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений. Главная цель социоло­гии - исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей функционирования и развития общества. К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в нау­ку, Э.Дюркгейм относил наличие у нее особого предмета и метода;

По его мнению, предметом изучения социологии является особая реальность, состоящая из социальных фактов, которые необходимо рассматривать как вещи. Социальным фактом являет­ся всякий способ мышления, деятельности и чувствования, нахо­дящийся вне индивида и оказывающий на него внешнее принуждение. Социальный факт имеет свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений. Социальные факты отличаются от органических и психических явлений и взя­тые в совокупности представляют собой общество. Устанавливае­мые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функ­ционирования общества.

Э.Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологи­ческие (фанты бытия) и духовные. К морфологическим фактам относятся: плотность населения, уровень рождаемости, смертно­сти, характер путей сообщения, форма жилищ и т.д. Морфологиче­ские факты составляют как бы "материальный", количественный аспект общества. К духовным, нематериальным фактам относятся: традиции, обряды, обычаи, верования, правила поведения челове­ка, которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание. Э. Дюркгейм в основном исследовал роль коллективного сознания, его различные формы: религию, мораль, право.

Основой методологии Э.Дюркгейма является так называе­-
мый "социологизм" утверждающий принцип специфичности и ав-­
тономности социальной реальности. Главная идея заключается в
том, Что общество существует как целостная система, несводимая
к сумме индивидов: Нельзя выводить коллективные представления
из индивидуальных, как нельзя выводить общество из индивида,
целое из части. Опираясь на этот принцип, Э.Дюркгейм наделял
общество чертами физического и морального превосходства над
индивидами, а впоследствии отождествлял его с Богом. Общество
представляет собой более богатую реальность, чем индивид, оно
доминирует над ним, являясь источником всех высших ценностей.
В конкретной исследовательской практике "социологизм" означал
для Э.Дюркгейма необходимость изучения "социального через со-
циальное", т.е. объяснение всех социальных фактов только други-­
ми социальными



Центральной проблемой творчества Э.Дюркгейма является социальная солидарность. Решение этой проблемы должно было дать ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в об­щество. Отталкиваясь от типичной для социологии XIX в. идеи кон­струирования двух типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Э.Дюркгейм строит типологию об­ществ с механической и органической солидарностью как двух цепей.

Механическая солидарность характерна для доиндустриаль-
ных обществ. Солидарность в таких обществах определяется
сходством, подобием составляющих их индивидов, одинаковостью
исполняемых этими индивидами общественных функций, неразви- тостью индивидуальных черт. Такое общество стремится целиком
подчинить себе индивида, полностью обусловливает его сознание
и поведение. Общественная солидарность обеспечивается высо­-
кой степенью интенсивности общественного сознания, пронизанно-­
го религиозными верованиями, обычаями, традициями, жестко ре-­
гулирующими поведение индивида.



Органическая солидарность характерна для современных обществ и основана на разделении труда. Разделение труда обу­словливает различия индивидов, развивающих в соответствии со своей профессиональной ролью индивидуальные, личностные способности и таланты. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирова­ние индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности в условиях свободы и авто­номий членов общества. Э.Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Решающую роль в деле социальной интеграции Э.Дюркгейм отво­дил идеалам и верованиям (коллективным представлениям).

Пытаясь модернизировать традиционные религиозные пред­ставления, Э.Дюркгейм развил концепцию религии без Бога. Он утверждал, что идея сверхъестественного, идея Бога не является необходимым атрибутом религии. Религия - это символическое выражение общества, поэтому, поклоняясь тем или иным священ­ным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу - реальному объекту всех религиозных культов. Являясь по­рождением общества, религия укрепляет социальную сплочен­ность и формирует социальные идеалы.

Э.Дюркгейм является признанным классиком западной со­циологии. Он разработал конкретные методы, правила и процеду­ры, касающиеся наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и внес большой вклад в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, от­клоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии. Провозгла­сив основным принципом своей методологии, необходимость изу­чать социальные факты как вещи, Э.Дюркгейм отстаивал взгляд на социологию как на строгую, объективную науку, свободную от вся­кого рода умозрительных спекуляций и классовой идеологии. Э.Дюркгейм дистанцируется от концепции марксизма, популярной на рубеже XIX - XX веков.

 

 


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 26; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты