КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЧТО ЗНАЧАЕТ АНТИПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ?В конце XIX века антипозитивизм в социологии выразился в критике подхода к построению знания об обществе по модели естественных наук. Критики позитивизма пришли к выводу, что позитивистские представления о науке и научности, методологии изучения не соответствуют природе общественных явлений. Если позитивизм подвергал изучению общество как нечто данное извне и потому независимое от исследователя, то сторонники антипозитивизма считали, что отчетливое различение субъекта и объекта познания справедливо лишь для науки о природе. В науках же об обществе субъект и объект познания один и тот же - общественный человек. Следовательно, различать в социологическом познании субъект и объект, стремясь к строгой объективности социального познания - это и есть позитивизм, подлежащий критическому преодолению. Антипозитивисты рационально обосновали, что на научный результат исследования влияют не только природа объекта, но и используемые методы, а также сам познающий субъект со своей культурой и знаниями. В противовес естественнонаучному «объяснению» культурно-исторической реальности был предложен подход, предполагающий «понимание» смыслов, которые вкладывались в производимые действия социальным субъектом. Критика позитивизма строилась на необходимости разграничения природы и общества, поскольку последнее конституируется индивидами в их духовном бытии. Отсюда делался вывод о необходимости разработки специфического метода познания в социальных науках, основанного на понимании, прямом постижении, поскольку естественным наукам свойственна методология непрямого, выводного знания, объяснения. Метод, используемый в естественных науках, получил название номотетического (от греч. nomo teteo - устанавливать законы). Он представляет собой способ познания, Цель которого -установление общего, имеющего форму закона явлений. Естество-испытатель, заинтересованный в открытии законов, стремится от констатации частного случая перейти к обнаружению общей связи. Важная особенность номотетического метода заключается в свободном от ценностных суждений постижении действительности. Важнейшим теоретико-методологическим источником антинатуралистического поворота в социологии явилась аксиология (от греч. axia - ценность) - учение о ценностях. Она ставит своей целью исследование высших смыслообразующих принципов целесообразной деятельности, отправляясь от которых человек вообще приписывает тем или иным объектам практическую значимость для него, побуждающую его действовать и вести себя определенным образом. Осмысленным каждый человеческий акт предстаёт лишь в качестве отнесённого к ценности. При этом необходимо разграничивать понятия «оценочные суждения» и «отнесение к ценности». Оценочные суждения личны, субъективны, тогда как акт «отнесение к ценности» превращает индивидуальное впечатление в объективное общезначимое суждение. Именно на этом должен основываться метод, которым, по мнению антипозитивистов» следует пользоваться при исследовании социальных явлений. Он получил название идиографического (от греч. idios- особенный, своеобразный и grapho -пишу). Этот метод позволяет через «отношение к ценности постичь индивидуальное в его однократности, уникальности, неповторимости. Как и номотетический, идиографический метод является научным, носит рациональный характер, обеспечивает постижение индивидуального логическими средствами. В этой связи следует отметить, что отнесение к тем или иным ценностям служит инструментом отбора и организации материала исследования на основании того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования
|