Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


П Р Е Д И С Л О В И Е 7 страница




Более определенно о славянах писали римские и византийские историки. К I в. н.э. относятся сведения римского историка Тацита (около 68 - около 117 гг.), который пишет о древних славянах, называя их венедами, а более поздние византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами.

Однако, вопрос о происхождении славян и в настоящее время еще далек от окончательного решения. Несмотря на различные мнения, исследовательская мысль развивалась в основном в двух направлениях: 1) одни считали, что славяне произошли из одного центра, расселившись потом по обширной территории Восточной, Южной и частично Центральной Европы; 2) другие же полагали, что славяне занимали обширную территорию, заселенную ныне славянскими народами.

По своему происхождению славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему такие народы, как германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские и др.

Славяне начинают выделяться из массы других племен во II в. н.э. Первоначальные следы славян находят на территории Дакийского царства. Приблизительно во II в. славяне оказались в районе среднего и нижнего Дуная. Однако под натиском римского императора Траяна они были вынуждены двинуться с берегов Дуная в Карпаты.

Начиная с III в. славяне переходили Дунай и вторгались в Византийскую империю. Следствием этих вторжений было постепенное заселение славянами Балканского полуострова.

Вооруженный напор славян на Византию способствовал объединению их в военные союзы. В VI в. в Карпатах у славян образуется большой военный союз под предводительством князя племени дулебов.

В VII в. с северо-восточных склонов и предгорий Карпат восточные славяне постепенно расселялись по Русской равнине. Причиной отлива славян с Карпат явилось нашествие аваров, которые дали толчок дальнейшему движению славян в разные стороны. Именно в VII в. в связи с аварским движением возник ряд славянских государств - Чешское, Хорватское, Болгарское. Именно с VII в. началось обособление западных и восточных славян.

В течение VII и VIII вв. восточнославянское население заселяло постепенно Русскую равнину и прежде всего заняло обширную область, расположенную по линии Днепра - Волхова. В IX - X вв. к западу и востоку от этой линии жили следующие славянские племена: юго-западную часть Восточно-Европейской равнины занимали уличи и тиверцы, они располагались по р. Днестру до Черного моря. «Белые» хорваты осели в предгорьях Карпат. Дулебы, волыняне, бужане - в восточной Галиции, по Волыни и по западному Бугу. По западному берегу среднего Днепра расположились поляне, к северу от них по берегам р. Припяти - древляне, еще дальше к северу - между Припятью и Березиной - дреговичи, на восточном берегу Днепра – севернее, по р. Сожу - радимичи, по р. Оке - вятичи. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины осели кривичи. Славяне ильменские (или новгородские) заняли территорию вокруг озера Ильмень и по обоим берегам р. Волхова.

Таким образом, к IX - X вв. восточнославянские племена заняли западную часть Русской равнины, от Черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладожского озера на севере. Проходящий с севера на юг по этой территории великий водный путь «из варяг в греки» (по линии Волхова - Днепра) на несколько веков сделался главным стержнем экономической, политической и культурной жизни восточного славянства.

В Карпатах славяне жили первобытно-родовыми союзами. В VI в. мелкие славянские роды начинают объединятся в более крупные союзы или племена. В ходе расселения по равнине родовой союз начинает разрушаться. На смену ему, как переходная ступень от древнего рода к простой семье, приходит двор - сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками.

К середине IX в. относятся первые упоминания о варягах. В «Повести временных лет» (нач. XII в.) призвание варягов описывается так: «И пошли за море, к варягам, к руси. И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». На этом основана появившаяся в XVIII в. теория норманизма, против которой уже в момент ее возникновения повел решительную борьбу М. В. Ломоносов.

М. В. Ломоносов отрицал варяжское происхождения слова «русь», считая его древнее призвания варягов. Он связывал слово «русь» с сарматами - роксоланами («россоланами»), рекой Рось на юге.

С норманизмом боролись В. Г. Белинский, А. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др.

Традиционной версии придерживались известные историки А. Л. Погодин, С. М. Соловьев, В. С. Ключевский.

«Воинственный антинорманизм» 30-х гг. XX в. был ответом на пангерманизм, доказывающий неполноценность славян. К 80-м годам споры смягчились. Многие признали историчность фигуры Рюрика.

Видимо, следует признать, что появление варяжских дружин в Восточной Европе заметно ускорило процесс образования государства. Они явились как бы необходимым консолидирующим элементом.

Непосредственными и ближайшими соседями восточных славян в занятых ими областях оказались многочисленные, но слабые и разбросанные по лесным просторам финские племена.

На юго-восточном побережье Балтийского моря и по течению Немана и Западной Двины жили литовские племена. Во второй половине ХII в. в Прибалтике появились немцы, которые создали орден рыцарей-меченосцев для покорения Ливонии и обращения ее в католическую веру. Немецкие колонисты построили ряд городов и рыцарских замков, превратив местное население в крепостных новых господ. Западными соседями восточных славян были поляки (или ляхи), занимавшие территорию по берегам р. Вислы.

Наиболее беспокойными и опасными соседями восточных славян на юго-востоке были орды кочевых азиатских народов: авары, печенеги, торки, половцы.

Таким образом, восточные славяне с первых своих шагов на Восточно-Европейской равнине очутились совсем в другой географической и международной обстановке, чем германские племена, начавшие новую историю Западной Европы.

Башкирия занимала своеобразное географическое положение - между двумя разнородными очагами этнокультур и вообще мировой культуры, на стыке Азии и Европы, на Южном Урале и в его предгорьях. До появления башкир здесь попеременно жили различные племена: сарматы, аланы и др.

О более древних жителях Башкирии свидетельствуют рисунки Каповой пещеры в Бурзянском районе (около 20 тыс. лет до н.э.), находки городка Аркаим в 60 км. от города Сибая (XVIII - XIV вв. до н.э. ) и раскопки Филипповских курганов на границе Башкирии и Оренбургской области ( II-IV вв. н.э.). Отдаленные предки башкир, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов, составлявших когда-то этнолингвистическую общность, обитали на общей территории в Центральной Азии, в предгорьях Алтая. Эта общность с течением времени претерпела определенную дифференциацию, и из нее выделился тюркский тип.

После распада империи гуннов в I в. до н.э. произошло разделение тюркского племени и языка на восточную и западную ветви. Из западной ветви выделилась огузо-карлуко-кыпчакская племенно - языковая общность, в составе которой впоследствии и выросли башкирские племена.

В середине I тысячелетия н.э. началось массовое передвижение тюркских и других племен из Центральной Азии в Европу. Появление в Приуралье тюрко-башкирских племен связано с движением печенегов (объединение тюркских и сарматских племен). Восточное крыло печенежского объединения в Приуралье и Прикаспии как раз и составляли племена под общим названием «башкорт». В конце IX в. основная масса печенегов, двигаясь южнее Урала, проследовала дальше на запад, перейдя Волгу, и дошла до Венгрии. А башкирские племена осели в предгорьях Южного Урала, на берегах реки Белой. Таким образом, осевшие здесь племена Усерган, Бурзян, Тангаур и некоторые другие, стали решающей основой формирующейся башкирской народности.

Вместе с печенегами в Восточной Европе появились кыпчаки, что было связано с монгольским нашествием. На этот раз пришли племена Кыпсяк, Тамьян, Канглы, Сальют, Катай и др. Племена Кыпсяк и Табын сыграли преобладающую роль в формировании башкирского народа.

В период с X по XV вв. кыпчакские племена разделились на кыпчакско-половецкую и кыпчакско-булгарскую ветви. В составе второй ветви, собственно, и образовался тогда башкирский народ. Эта ветвь включала в себя прежде всего смесь булгар и кыпчаков, которые взаимно ассимилировались друг с другом. Однако основным компонентом башкирской народности были кыпчаки.

 

* * *

 

Таким образом, огромные территории, природно-климатические и географические факторы наложили свой отпечаток на российский исторический процесс. И эти особенности проявлялись на всех этапах более чем тысячелетней истории Отечества. Далекие предки современных народов страны прошли сложный процесс формирования на определенной территории. Ряд народов растворился в других этносах, некоторые – переселились в другие регионы. Да и сами этносы изменялись, трансформировались, как например, восточнославянская этническая общность, на основе которой образовались русский, украинский и белорусский народы.

 

 

ГЛАВА 2. РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (IX - XIII вв.)

 

§ 1. Образование раннефеодальных государств. Экономические и политические отношения между ними.

§ 2. Роль религии в становлении государственности и культуры.

§ 3. Борьба за независимость раннефеодальных государств против агрессии с Запада и Востока.

 

В течение многих столетий, приходящихся на раннее и развитое средневековье, в Европе и Азии произошли становление и распад ряда государственных образований. В большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования феодальных отношений. В одних странах, например, в Италии и Франции, феодальный строй в основных чертах сложился уже в X в., в Англии и Византии этот процесс завершился только к концу XI в., в Германии еще позднее - к началу XII в.. Еще медленнее развитие феодализма шло в Скандинавских странах. Но к концу XI в. феодальные производственные отношения господствовали в большинстве стран Западной Европы и Византии.

В IX - XII вв. одной из крупнейших держав средневековой Европы являлась Киевская Русь. Примерно в это же время на территории современной России существуют и другие государственные образования - Хазарский каганат и Волжская Булгария. Во многом прослеживается общность судеб этих раннефеодальных государств.

 

§ 1. Образование раннефеодальных государств. Экономические и политические отношения между ними.

 

Образование Древнерусского государства. - Политический строй и управление. - Феодальное дробление Древнерусского государства. -Хазарский каганат .- Волжская Булгария. - Взаимоотношения.

 

Древнерусское государство образовалось в результате длительного процесса развития восточнославянских племен. В IX - X вв. восточные славяне заняли значительные территории Восточно-Европейской равнины и в конце IX столетия объединились в относительно единое государственное образование.

Предпосылками этого объединения были: 1) этническая общность древнерусской народности, говорящей на одном языке; 2)стремление объединить силы в борьбе с кочевниками и Византией; 3) экономические интересы древнерусских князей по речному пути «из варяг в греки».

Объединение произошло в результате похода новгородского князя Олега (879 - 912 гг.) на Киев, которым он овладел в 882 г., и подчинения им ряда других восточнославянских княжеств (древлян, северян, радимичей). Преемник Олега Игорь (912 - 945гг.) покорил уличей и тиверцев, а также вновь подчинил своей власти древлян, отделившихся от Киева после смерти Олега. Святослав (965 - 972 гг.) и Владимир (978 - 1015 гг.) совершили походы против вятичей, последнего из славянских племен, сохранившего к тому времени свою независимость. В ходе этих завоевательных походов было ликвидировано старое племенное деление и сложилась территория Древнерусского государства.

В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа: 1) Вторая половина IX - X в. Основное содержание – объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации; 2) конец X - первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения; 3) вторая половина XI - начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси.

Что же представляла собой Киевская Русь?

По площади она равнялась всей Византийской империи начала IX в. Это было одно из мощных государств в Европе того времени.

Киевская Русь, окраина европейского мира, довольно долго сохраняла черты раннефеодальной монархии со значительными элементами предшествующего ей родового строя. Главой монархии был князь. Киевский князь был сюзереном, он оказывал помощь местным князьям, которые обязывались быть у него «в послушании», выставлять войско по его призыву, передавать ему часть собираемой дани. Несмотря на значительный общественный вес, князь все же не стал подлинным государем.

На местах наряду с княжеской администрацией существовали элементы местного самоуправления городов и общин - выборные старейшины, народное ополчение - «тысяча».

Большую роль в политической жизни Древнерусского государства играло и народное собрание (вече). В компетенцию веча входило: призвание князей, заключение с ними договоров, решение вопросов войны и мира, принятие важнейших законодательных решений. Однако вече в качестве высшей формы самоуправления стало пережитком уже в XI в. В свою очередь, в Новгороде и Пскове вече сохранило свою силу в течение столетий и стало со временем одним из атрибутов феодальной республики.

Войско Древнерусского государства состояло из княжеской и боярской дружин и народного ополчения (воев). Дружина князя делилась на старшую и младшую («отроков»). Ополчение составлялось из горожан и смердов (крестьян - общинников в IX- XIV вв.).

В Киевской Руси верховным собственником земли являлось государство. Феодальное землевладение развивалось медленно. Княжеские пожалования составляли не земельные угодья, а часть государственных доходов с определенной территории «десятина» и повинностей в пользу церкви с местного населения. Со времен первых Рюриковичей бояре и дружинники получали от князя часть дани, в сборе которой они участвовали. С середины XII в. успешно развивается княжеское, боярское и монастырское землевладение. Параллельно этому шел рост феодальной зависимости многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, закупов, рядовичей, изгоев.

В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.

С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.) и его старший сын Мстислав (1125 - 1132 гг.) еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, по масштабам равных западноевропейским королевствам. Из них наиболее сильными были Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке, Галицко-Волынское на западе и Новгородская земля - на севере Руси.

По мнению отдельных исследователей, в IX в. образовалось не древнерусское раннефеодальное государство, а возглавляемый племенем полян восточнославянский племенной союз. В конце X–начале XI в. под воздействием разложения родоплеменного строя он распался на городские волости (земли), которые принято называть княжествами.

Некоторые склонны утверждать, что произошел не распад древнерусского государства, а превращение его в своеобразную федерацию княжеств.

Период феодальной раздробленности длился в России с XII по конец XV в. и сопровождался возникновением новых княжеств. Если в середине XII в. было 15 княжеств, а в начале XIII в. - около 50, то в XIV в.-примерно 250.

Хазарский каганат - тюркское раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине VIII в. на территории нижнего Поволжья и в восточной части Северного Кавказа.

Столицей каганата был Итиль, крупнейший международный город на Волге. Важное значение имели также города Саркел, построенный в 30-х гг. IX в. в нижнем течении Дона, Беленжер, Селгендер, Сур и другие.

Источники, отражающие жизнь хазар, позволяют говорить о развитом феодализме в каганате. Наряду с земледельческим и скотоводческим хозяйством, ремеслом и торговлей, важными статьями доходов феодальной знати являлись пошлины и дани взимаемые с проходивших по землям каганата торговых караванов и с соседних, более слабых народов.

Роль хазар в истории Руси со времен первых летописцев было принято оценивать лишь негативно. Однако стабильное политическое объединение хазар являлось надежным щитом для русских земель от кочевников, прорывавшихся в южнорусские степи.

На Средней Волге в низовьях Камы на рубеже IX - X вв. возникло еще одно раннефеодальное государство - Волжская Булгария.

После поражения хазар от Киевской Руси государство волжских булгар становится экономически и политически свободным от Хазарского каганата.

Начиная с X в. в стране происходит интенсивное развитие феодальных отношений. Возникают феодальные замки, вокруг них располагались открытые поселения с зависимым сельским населением.

Столицей государства в X в. становится город Булгар. Но вскоре столица была перенесена в специально выстроенный и более безопасный город Биляр. (Во время монгольского нашествия Биляр был полностью разрушен и более не восстанавливался. С середины XIII в. вплоть до 1431 г. столицей Булгарии был снова г. Булгар.) Основным видом хозяйства в государстве с момента его образования становится высокоразвитое земледелие. Широко известна монументальная архитектура волжских булгар: дворцы, мечети, минареты, мавзолеи, судилища, общественные бани.

Помимо архитектуры и строительного дела развивались обработка железа, кузнечное и оружейное ремесло, деревообработка, медный и костный промыслы, прядение и ткачество, керамическое производство, резьба по камню, ювелирное искусство.

Государственные и этнические границы Волжской Булгарии к концу домонгольской эпохи значительно расширились. Основная территория, занимаемая коренным булгарским населением, достигла к этому времени 140 тыс. кв. км. Государственные границы Булгарии значительно превышали эту территорию, хотя они были весьма неопределенны. Под политическим протекторатом Волжской Булгарии находились древние марийцы, удмурты, восточная мордва, западные башкиры.

Раннефеодальные государства, возникшие на территории России, находились в тесных взаимоотношениях со многими странами, были тесно связаны между собой.

Говоря о взаимоотношениях Руси и Хазарского каганата, необходимо подчеркнуть, что киевские великие князья вплоть до XI в. употребляли тюркский титул кагана (царя).

Хазарские города Итиль на Волге и Саркел на Дону были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими. Под прикрытием хазарской власти русские купцы вели торговлю с Арабским Востоком, Средней Азией.

Историческая наука располагает богатым материалом об исключительно широком развитии торговли между Киевской Русью и Волжской Булгарией. Из Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье поступало серебро. Булгарские ювелирные изделия обнаружены в Киевской, Смоленской, Рязанской, Владимирской и других русских землях. Следы пребывания самих булгар обнаружены в окрестностях Мурома, в Рязани, в Ярославле, на Белоозере.

Следует отметить, что взаимоотношения между Русью и Волжской Булгарией были в основном добрососедскими, особенно в X - XI веках, о чем свидетельствуют мирные договоры 985 и 1006 гг. С обособлением Ростово - Суздальской земли в 30-х гг. XII в. они обострились, а вторая половина столетия, когда правил князь Андрей Боголюбский (1157 - 1174 гг.), отмечены серией его завоевательных походов и на русские города, и на булгар. Волжская Булгария служила серьезным препятствием на пути активного продвижения русских князей в восточном направлении.

Таким образом, образование раннефеодальных государств явилось итогом всего предшествовавшего социально-экономического и политического развития народов, проживавших на большей части Восточной Европы. Произошел значительный подъем хозяйства, высокого уровня у этих народов достигло развитие культуры. В целом государства стремились поддерживать между собой договорные, добрососедские отношения.

 

§ 2. Роль религии в становлении государственности и культуры.

 

Необходимость феодальной идеологии. - Христианизация Руси. -Религиозные поиски хазар. - Проникновение ислама. - Религия, политика, государство, культура.

 

В образовавшихся в конце I тысячелетия н.э. раннефеодальных государствах феодальная формация имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология - отсутствовал, и взгляды, соответствующие феодальным структурам, существовали на уровне социальной психологии. Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.

Поскольку попытка киевского князя Владимира (980 - 1015 гг.) реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. Подходящие религии в соседних странах имелись. В Волжской Булгарии был распространен ислам, у хазар – иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство, в котором явственно обнаруживались восточные (в Константинополе) и западный (в Риме) центры.

Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве. В качестве главной причины можно назвать потребность правящих слоев в новой идеологии: один Бог на Небе, один царь на Земле. С другой стороны, угнетенные искали и находили в ней утешение.

По летописному рассказу, официальное принятие Русью христианства относится к 988 г., когда Владимир совершил поход на греческий город Корсунь в Крыму, где крестился сам и привез в Киев митрополита Михаила, назначенного Константинополем главой новой церкви, а также священников из Корсуня и Константинополя. На местах порушенных и сожженных языческих богов были построены христианские церкви. Затем христианство было распространено на всю территорию Древнерусского государства.

В Хазарском каганате настоятельная потребность во всеобщей государственной религии появилась в конце VIII в. Через отказ от культа единого бога неба - Тенгри-хана - хазарские правители пришли в начале IX в. к серьезному политическому шагу - принятию иудаизма в качестве государственной религии.

Однако иудаизм не превратился в религию народов, входящих в состав каганата. Новая религия не объединила, а наоборот, разъединила и без того непрочное государственное образование, возглавляемое хазарами.

Потерпев сокрушительное поражение от войск Святослава, хазары сменили иудаизм на мусульманство. Изменение произошло под давлением обстоятельств: хазары обратились за помощью в Хорезм, хорезмийцы согласились помочь, но лишь после обращения хазар в мусульманство. Однако это не спасло страну от гибели.

В Волжской Булгарии принятие новой религии связанно с именем Алмаста, правителя Булгарского государства, который в начале X в. обратился к багдадскому халифу ал-Муктадиру с просьбой прислать наставников ислама. В мае 922 г. в Булгарию прибыло посольство халифа, секретарем и руководителем которого был Ибн-Фадлан (дневник путешествий Ибн-Фадлана оказался впоследствии ценнейшим историческим источником).

Известно, что ислам проникал в Волжскую Булгарию из Средней Азии еще задолго до Ибн-Фадлана. Но именно с прибытием посольства из Багдада - центра тогдашнего мусульманского мира - ислам стал официальной государственной религией волжских булгар. Глава государства и правящие классы использовали ее для объединения разрозненных булгарских и других родственных племен.

Принятие официальной религии раннефеодальными государствами имело большое значение. Так, христианство сближало Русь с другими христианскими странами, приобщало ее к античной, раннехристианской и византийской культурам. Правящие классы получили в новой религии мощное идеологическое средство для укрепления своего господства, а в лице христианской церкви - новую разветвленную политическую организацию, осуществляющую задачи божественного освящения существующего строя.

Такую же роль, что и христианство в Руси, сыграл ислам в Волжской Булгарии. Вместе с новой религией в Булгарию пришли арабские культура и письмо, на основе которых зародилась местная булгарская письменность. Прекрасным памятником древней булгарской литературы является поэма булгаро - татарского поэта Кул-Гали «Кыйсан и Юсуф» («Сказание об Юсуфе»).

Таким образом, религия как господствующая форма идеологии раннефеодального общества сыграла огромную роль в становлении государственности и культуры, в укреплении первых государств на территории России.

 

§ 3. Борьба за независимость раннефеодальных государств против агрессии с Запада и Востока.

 

Противоборство с Византией. - Разгром Хазарии. - Татаро-монгольское нашествие. - Установление ордынского ига. - Отражение агрессии с Запада.

 

В период расцвета Древнерусского государства возросли его международная роль и внешние связи. Укреплялись связи с соседними странами, происходили обмены посольствами, устанавливались союзные отношения. Однако, нередко такие отношения сменялись войнами, взаимными набегами. Так, уже в 907 г. Олег предпринял успешный поход на Византию, водрузив по преданию свой щит на вратах Царьграда. Борьба за расширение территории, походы против Византии продолжались и прямым наследником Олега - Игорем, затем Ольгой (946-969 гг.), Святославом.

По свидетельствам русской летописи, византийских источников, вся жизнь Святослава прошла в виде одного сплошного вызова Византийской империи. За противоборством двух стран стояли их социально-экономические и политические интересы, закономерность общественного развития.

Упрочение международного положения Древнерусского государства привело к освобождению земель восточных славян от набегов хазар, камских булгар и от византийской агрессии.

Во второй половине X в. русские дружины во главе с князем Святославом нанесли сокрушительный удар по хазарскому царству. В XI в. хазары фигурируют в русской летописи в качестве участников заговора против князя Олега Тмутараканского. Это было последнее упоминание о них в европейских источниках.

В свою очередь правители Хазарского и Булгарского государств вели постоянную борьбу за свои интересы против соседних стран.

В целом можно отметить то, что военные походы были типичными событиями для той поры, обычным явлением были при этом грабежи и погромы.

Серьезная угроза раннефеодальным государствам зрела на Востоке, когда в 1206 г. ханом Монголии был провозглашен Темучин (Чингис-хан) (1155 - 1227 гг.). В короткий срок монголы покорили соседние земли тангутов и уйгуров, подчинили сибирские народы и Северный Китай, завоевали Среднюю Азию. Главной причиной таких успехов были не только сила монголов, но и слабость их противников, переживавших период феодальной раздробленности.

Первое столкновение русских дружин произошло на реке Калке в 1223 г., когда союзное русско- половецкое войско потерпело жестокое поражение. Но тогда монголы дошли до Новгород-Северского и повернули на восток.

Огромная монгольская империя, растянувшаяся от Тихого океана до Урала, в 1227 г. распалась на три улуса. Один из улусов, включающий земли от Иртыша до Уральских гор, Аральского и Каспийского морей, перешел впоследствии к внуку Чингисхана - Батыю (1208 - 1255 гг.).

В 1236 г. была разгромлена Волжская Булгария. Весной и летом 1237 г. последовал удар против половцев.

Первой жертвой нашествия на Русь стало Рязанское княжество. В декабре 1237 г. г. Рязань был взят штурмом. Дальше последовало взятие Коломны, Москвы, Владимира. Битвой на р. Сити (4 марта 1238 г.), в которой было уничтожено русское войско, Батый завершает захват Северо-Восточной Руси.

В следующем, 1239 г. Батый предпринял новый поход на Русскую землю. Осенью после разгрома аланов и половцев на Черноморском побережье татаро-монголы захватили Чернигов.

Осенью 1240 г. возобновляется нашествие на Русь. В декабре монгольские войска взяли Киев, вскоре - Владимир-Волынский. На разгром Южной Руси ушло 4 месяца, хотя и здесь захватчикам оказывалось мужественное сопротивление.

Одержав несколько побед в Венгрии, Польше, Чехии, войска Батыя повернули назад. В степях Нижнего Поволжья они оседают и образуют государство - Золотую Орду с центром в г. Сарае.

В результате походов 1236-1238 гг. и 1239-1242 гг. монголами были завоеваны Волжская Булгария, все русские земли за исключением Новгорода. Но и Новгород вскоре должен был признать власть завоевателей. Почти на два с половиной столетия над русскими землями установилось татаро-монгольское иго.

Наибольшую тяжесть Русь испытала на протяжении всего XIII в. В этот период она перенесла самое кровавое вторжение, а затем его постоянные военные подтверждения. Русские князья стали вассалами золотоордынского хана, а население было обложено тяжелой данью в пользу завоевателей. Разорение городов, исчезновение целых ремесленных специальностей, нарушение традиционных торговых путей дало резкое сокращение внешней торговли, привело к внешнеэкономической изоляции России. Следствием этого явилось отставанием России от Запада.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты