КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пути постижения природы права
Существуют три источника постижения природы права: а) рефлексия правосознания; б) освоение философско-правового наследия; в) научное исследование социальной практики. Реализуя принцип дополнительности можно уяснить сущность права, вскрыв его потенциал, выяснить его социальную значимость. С рефлексией правосознания можно познакомиться, обратившись к учебнику И. Кального «Философия». Симферополь. 2003 г. стр. 231-242. Что касается исследования социальной практики, то это прерогатива представителей теории права. Этот блок информации можно востребовать через специальную юридическую литературу, раскрывающую специфику отраслевого права. В рамках философско-правового наследия право рассматривается как социальный институт, осуществляющий различные функции регуляции общественной жизни, а посему изначально претендующий на нормативность, оценку, легитимность, санкции. Право не только институт регуляции социума, но еще и форма общественного сознания, элемент духовной жизни общества с претензией на свою культуру и свой язык, на свою меру императивности. Этот аспект права, к сожалению, равен нулю в практике правоведческой деятельности, которая больше апеллирует к конвенционализму, не поднимаясь до освоения предельных (онтологических) оснований права. Конвенционализм опирается на мнение большинства и конкретную обстановку, предавая забвению или не поднимаясь до понимания, что большинство – это сила, но далеко не всегда истина, а конкретная обстановка носит преходящий характер. Поэтому в условиях практикующегося конвенционализма сплошь и рядом обнаруживаются коллизии между принятыми нормами отраслевого права и их осуществлением уже в иной обстановке. Отсюда следует необходимость обращения к «философии права» - предметом которой выступает не институт права, а его предельные основания. Духовная жизнь общества задает смысловой каркас осуществления социальной жизни в различных ее проявлениях: от политической до религиозной, включая эстетическую, этическую, научную, философскую и правовую. Чтобы уяснить сущность права, осмыслить реальную природу его конкретного осуществления, необходимо выявить: доминанты духовности конкретного народа, определить господствующие идеи, под знаком которых идет развитие всех форм «общественного сознания», в том числе и права, ибо идеи задают смысловую базу мировоззренческой ориентации в том числе и правового сознания. Доминирующая идея общей культуры адаптируется в субкультурах общества: от политической до религиозной культуры, обретая свою форму. Нас интересуют правовые идеи, как производное идей, заложивших смысл исторических эпох. Правовая идея задает «дух» права, формирует историческое правовое поле, оформляет правовую парадигму. Поскольку духовность отечественной культуры складывалась не только в рамках конкретной ойкумены – заселенного пространства с диалогом природных условий и человеческим фактором, но и влияния других культур Востока и Запада, то существует необходимость выявить доминанты духовности правовых культур Китая, Индии, Арабского мира и Западной Европы, а затем определить меру своего и чужого в духовности отечественной правой культуры, диагностировать ее состояние и пути ее совершенствования.
|