Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Иерархия наук по О. Конту




 

Признаки:

· Последовательность, т.к. каждая последующая наука основана на законах предшествующих наук.

· Динамизм, каждая наука отражает движение законов от простых явлений к сложным.

· Измеряемость, все положительные науки основаны на измерении.

– Определил структуру социологии как науки.

Статика – описывает отношения между институтами в обществе, которые обеспечивают порядок и стабильность в обществе, поддерживают всеобщее согласие в нем (солидарность). Статика обеспечивает устойчивый аспект бытия общества.

Динамика – изучает социальные изменения в обществе, раскрывает универсальные законы. Динамика обеспечивает социальный прогресс, который понимается как развитие общества по восходящей линии. Критерием прогресса являются моральные добродетели.

– Установил практическое значение социологии:

· социология рассматривает каждый элемент общества с точки зрения полезности для общего блага (функциональность);

· социология обеспечивает рациональное предвидение состояния общества: «Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизбежности естественных законов»[8].

Итак, по Конту, объектом социологии является общество со своей структурой, а предметом – открытые универсальные законы.

23. Лоренс Колберг (19271987)– американский психолог.

В 1958 г. защитил докторскую диссертацию по теме: «Развитие образа моральных суждений и выбора в 10-16 лет».

Сформулировал Нравственный закон: «Чем выше уровень развития, достигнутый человеком, тем нравственнее его поступки по отношению к другим людям».

24. Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916)– русский социолог, историк, издатель журнала «Вестник Европы» (1909 – 1916); был депутатом I Государственной Думы (1905).

Основные труды: Социология. (СПб., 1997, в 2-х томах).

– Разработал сравнительно-исторический метод, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и подобным характеристикам, что выявляет основные этапы развития общества в целом.

– Ввел понятие генетической социологии, под которой понималась та часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной энергии и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право[9].

– Под предметом социологии понимал законы и тенденции общественного развития.

– В 1908 г. М. Ковалевский создает вместе с Е. де Роберти и при поддержке В.М. Бехтерева первую в России кафедру социологии в частном психоневрологическом институте. Это осуществлялось с большими трудностями, ибо министр народного просвещения Щварц не утвердил ходатайства Совета института, заявив, что социология может скомпрометировать учебное заведение. Но в Европе социология стала уже университетской наукой, а в США был создан первый факультет социологии в 1892 г.

– Первыми учениками Ковалевского были П. Сорокин, Н. Тахтарев, Н. Кондратьев, Н. Тимашев, ставшие в будущем выдающимися учеными-социологами. Именно с Ковалевского начинается понятие «ученичества» в нашей социологии. По свидетельству его учеников, работе и общению с ними он уделял огромное внимание.

Этот факт является одним из элементов институционализации, т.е. заложения традиционно-непрерывного воспроизводства научного направления, научной традиции и профессиональных специалистов[10].

– Рассматривал революцию как случайное и патологическое явление.

– Видел критерий общественного прогресса в росте групповой солидарности.

25. Чарзл Кули (18641929)– амер. социолог, автор теории «зеркального Я»; один из основоположников теории малых групп.

Основные труды: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902); «Социальная организация (1909); «Социологическая теория и социальное исследование» (1930).

– Ввел понятие «первичная группа» (семья, соседство), считая ее основной ячейкой общества, ко вторичным – общественные институты (классы, нации, партии).

– Считал, что именно в первичных группах осуществляется социализация, где индивиды связаны непосредственными отношениями. Именно здесь происходит обмен представлениями друг о друге и познание себя через оценки и отношения других людей.

– Первичная группа является первичной в силу того, что:

• она распространена повсеместно, во всех человеческих обществах;

• индивид в ней получает самый первый опыт человеческих отношений;

• в процессе взаимодействия возникает и развивается у индивида то, что представляет собой человеческую природу.

– Теория «зеркального Я» - это представление человека о себе, которое состоит из трех элементов:

• представление о том, как другие видят меня;

• представление о том, как другие оценивают меня;

• ощущение «Я» как ответ на представление и оценки других людей.

26. Густав Лебон (18411921)– французский врач, социолог, ученый с энциклопедическими познаниями; один из первых заявил о наступлении «эры толпы».

Основные работы: «Психология толп» (1895 г.)

– Сторонник биологической детерминации психики, проповедник теории иерархии рас (национальности); противник социализма и эгалитаризма.

– Расширительно толковал понятие «толпа», подразумевая под ним любую большую контактную группу. Классифицировал толпу на разнородную, состоящую из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию; на однородную толпу, состоящую из трех категорий: сект, каст и классов; преступную толпу, общие черты которой такие же, как и у всякой другой толпы: восприимчивость к внушению, легковерие, непостоянство, приоритет чувств, как хороших, так и других[11].

– Определял роль великих людей – в развитии цивилизации. В политике настоящие великие люди – те, которые предвидят зарождающиеся потребности, события подготовленные прошлым, и указывают путь, которого следует держаться. Открытия великих людей являются результатом длительного ряда предшествующих открытий; они строят здания из камней, которые медленно обтесывали их предки[12].

27. Никласс Луман (р. 1927 г.)Мнемецкий социолог, представитель неофункционалистов, создатель современной теории систем.

– Осуществил аналогии между социальным и биологическим.

– Развивал теорию социального пространства.

– Подчеркивал, что социальные системы следует рассматривать не как аналитически вычленяемую реальность, а как то, что действительно существует.

– Под обществом понимал систему смысловых коммуникаций (смысловых связей во взаимодействии). Выделяет мировое сообщество как предельную возможность повсеместного социального взаимодействия.

28. Томас Лукман (р. 1927 г.)М немецкий социолог, совместно с амер. социологом Питером Бергером (р. 1929) разработали концепцию феноменологической социологии.

Основные работы: «Социальное конструирование реальности» (М., 1995).

– Рассматривал социальную реальность как окружение индивида в его повседневной жизни (ввел понятие в социологию «повседневная жизнь»), в которую он вносит ценности и их придерживается.

– Придавал значение знанию в повседневной жизни.

– Обосновал идею институционализации, где институты обеспечивают социальный порядок.

29. Лавров Петр Лаврович (18231900) – представитель субъективного направления в социологии.

Основные работы: «Исторические письма». (1869).

– Разработал понятия культуры и цивилизации. Если культура общества – это среда, данная историей для работы мысли, то цивилизация – это сознательное начало, обнаруживаемое в прогрессивной смене форм культуры. Носителем цивилизации являются «критически мыслящие личности».

– Разработал теорию роли личности в истории. Поскольку под личностью понималась «критически мыслящая личность», предполагающая интеллигенцию, то ее роль, миссия – быть двигателем, носителем прогресса. Для этого личность разрабатывает идеал и вмешивается в ход истории, следуя этому идеалу.

– Исторический прогресс состоит из следующих элементов:

• появляется критически мыслящая личность, способная к творческой активности и к состраданию;

• формируются единичные организованные выступления в защиту обездоленных;

• образуются политические партии, ставящие своей задачей изменение существующего строя.

– Исторический процесс измеряется степенью развития солидарности. Под солидарностью понимается способ связи между индивидами, основу которой составляет общность привычек, интересов, эмоций, убеждений.

– Солидарность составляет основу осознания личностью совпадения ее собственного интереса с общественным, зависимости собственного достоинства от достоинства других людей. Уже само по себе обращение к теме солидарности составляет одну из главных заслуг Лаврова[13].

– Предложил следующую типологию солидарности:

• бессознательная, основанная на привычке;

• эффективная, основанная на эмоциях;

• сознательная, основанная на убеждении.

– Считал, что субъективным методом в социологии является оценочный метод, выражающий отношение человека к объектам, т.е. их оценивание с позиций приложения нравственных критериев, признавая при этом объекты здоровыми или патологическими , справедливыми или несправедливыми.

– Утверждал, что солидарные действия человека мотивируются как природными, так и социальными факторами (привычки, обычаи, аффекты, интересы пользы, убеждения).

– Определяет предмет социологии: «Социология – это наука о солидарности, изучающей и группирующей повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремящейся открыть законы их солидарных действий».

Социология ставит теоретическую цель: понять формы солидарности, условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития»[14].

Русский социолог Николай Иванович Кареев (1850–1931 гг.), отмечая роль Лаврова в социологии, писал, что Лавров П.Л. может быть назван первым русским социологом, труды которого должны быть известны всякому, кто занимается социологией[15].

30. Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904) –один из ключевых фигур, зачинателей социологической науки, теоретик народничества.

С 1860 года работает в журнале «Отечественные записки», который становится первой социологической кафедрой в России.

Основные работы: «Что такое прогресс?». (1869);«Борьба за индивидуальность» (1875-1876); «Записки профана» (1875-1877); «Герои и толпа» (1882).

Внес вклад в развитие:

· теории кооперации;

· теории личности и борьбы за индивидуальность (теория социальных конфликтов);

· теории героев и толпы;

· теории прогресса;

· субъективного метода в социологии.

– Считал, что важным признаком общества является кооперация, основанная на разделении труда. Различал следующие виды кооперации:

· Органическая (физиологическая) – разделение труда между отдельными органами человека;;

· Общественная – различие в профессии, разделение труда между людьми;

· Простая – разделение труда между людьми на их сходстве. Главный ее признак – солидарность;

· Сложная – разделение труда между людьми на их различия. Главный ее признак – борьба, в которой люди обособляются, противодействуют. Возникают группы с разграничением прав и обязанностей, специализацией, разными целями и интересами. Сложная кооперация создает иерархическую структуру общества. Сложная кооперация характерна для капитализма, для Запада. Для России виделся идеал в общине, где господствует солидарность.

– Утверждал, что общество и личность дополняют друг друга; личность является ценностью и критерием прогресса. Если общество подавляет индивидуальность личности, то оно регрессирует, а подавление общественного вредит личности. Определял, что объектом социологии является личность, борющаяся за индивидуальность, под которой понимается развитие всех сил и способностей человека. Суть прогресса заключается в гармонично-целостной личности.

– Был первым, кто разработал в социологии проблему подражания, изложив свою теорию в статье «Герои и толпа», т.е. за восемь лет до появления книги Тарда «Законы подражания» (1890). Утверждал, что народ пассивен и, чтобы его поднять, необходимы герои, которые вызывали бы не «автоматическую покорность толпы, а способные бы воздействовать на психологию «толпы», «загипнотизированность» ее, увлечь за собой. Героем может быть любая активная личность, которая в состоянии дать толчок массе, овладеть ее волей, вызвать подражание[16]. Толпа является массой народа, способной увлекаться примером.

– Различает понятия «герой» и «великая личность». Герой понимался им в широком смысле как зачинатель: «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее и дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело»[17]. Великие люди вносят ценности в мировую сокровищницу человечества, отражающие потребности в преобразовании.

– Определил особенность субъективного (оценочного) метода в социологии – зависимость от многих характеристик личности. Так, общественное положение личности дает ему понимание того, что ему выгодно: «Скажи мне, к какому общественному союзу ты принадлежишь, и я скажу тебе, как ты смотришь на вещи».

– Определил практическую значимость социологии, предполагающую выяснение норм деятельности, критерии человеческих действий, соответствующих нравственному идеалу.

31. Карл Маркс (18181883)и Фридрих Энгельс (18201895),немецкие мыслители, создатели «научного социализма». Основатели материалистической концепции истории.

Основные работы: «Капитал». (К. Маркс, 1867). По выражению К.Маркса «Капитал» – «это дело всей моей жизни»; «Происхождение семьи, частной собственности и государства», (Ф. Энгельс, 1884); «Немецкая идеология», (Совместная работа,1845–1846); «Положение рабочего класса в Англии» (Ф. Энгельс,1845).

– Доказывали необходимость разрушения буржуазного (капиталистического) строя и становления коммунизма – общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком. Экономическая необходимость порождает необходимость коммунистической революции.

– Считали главным критерием общественного прогресса способ производства.

– Развивали формационный подход к истории. В теории Маркса предлагалось видение истории как процесса, в основе которого лежит смена общественно-экономических формаций, каждая из которых представляет собой определенный тип общественной организации, соответствующий определенному типу социально-экономических отношений.

32. Джордж Герберт Мид (1863 – 1931)- американский социолог, создатель теории символического интеракционизма, базирующего на изучении роли межчеловеческих взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур.

Основные работы: «Сознание, личность и общество» (1934).

– Рассматривал личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии.

– Придавал значение языковым символам при осуществлении роли «обобщенного другого», т.е. уметь видеть себя глазами общества других людей, с помощью символов принимать на себя роль другого.

33. Якоб Марено (18921974) – американский социальный психолог, основатель социометрии – метода, представляющего собой процедуру измерения плотности и тесноты связей внутри малых групп на основе обычной социологической анкеты, построения матриц, социограммы и др. (США, 1934 г.).

Назначение социометрической процедуры может быть трояким:

· измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;

· выявление лидера группы, где на разных полюсах определяется авторитет группы и «отвергнутый» по признакам симпатии и антипатии;

· обнаружение внутригрупповых подсистем, т.е. сплоченных образований, во главе которых могу быть свои неформальные лидеры.

Итак, суть общей теории социометрии состоит в утверждении того, что социальные системы включают в себя не только внешне проявляемые отношения (поведенческие акты), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимое внешне, но обусловливающие различные конфликты в малых группах.

– ввел понятие «социальный атом», под которым понимал индивида как носителя социальных связей;

– ввел понятие «культурные консервы», означающее результаты исследования, не отражающие действующие отношения в обществе.

34. Герберт Маркузе (18981979),– немецко-американский социолог.

Основные труды: «Разум и революция» (1941); «Одномерный человек» (1964); «Контрреволюция и бунт» (1972).

– Признавал, что «позднекапиталистическому» обществу удалось интегрировать в себя рабочий класс, который утрачивает былую революционность, а на его место выдвигаются радикальные слои молодежи, студенчества, маргиналы, угнетенные национальные меньшинства, население стран «третьего мира».

Формируются такие потребности и влечения в обществе, которые не выводят его членов за рамки данной социокультурной системы.

– Ввел понятие «одномерного человека», основными признаками которого являются «отсутствие критического отношения к обществу» и «ориентация в своей жизни только на потребительство».

35. Абрахам Маслоу (19081970) – американский социолог, разработавший теорию иерархии потребностей, мотивационную теорию (Схема 2).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты