КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Техника» воображения. Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Творческие способности, стратегии их развития. Стадии творчества по Уоллесу.2. Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.
1.Перечислим приемы и способы процесса воображения. «Техника» воображения 1. Агглютинация — "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). 2. Акцентирование или заострение — выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: любителя поесть наделяют объемистым животом. 3. Гиперболизация— увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп. 4. Схематизация— сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. 5. Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. [http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/19.htm]
3.Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения. Инкубация (созревание) — временное отвлечение от задачи. Озарение — появление интуитивного решения. Проверка — испытание и/или реализация решения. [Википедия. Статья:Творчество]
Воображение и органические процессы. Физиологические основы воображения. Развитие и индивидуальные особенности воображения. Основные периоды в развитии воображения. Принципы развития воображения. Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качество психического как идеального проявляется наиболее отчетливо. В этом плане воображение кажется совершенной противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее. У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, например появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее.. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения. Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находить предметы, спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий предмет), так называемые «экстрасенсы», угадывающие мысли людей по невольно производимым ими движениям. Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Родители, например, особенно мать, весьма чувствительно реагируют на движения своего ребенка и моментально просыпаются, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения). Некоторые ученые рассматривают физиологический механизм воображения как движение представлений, которые сменяют друг друга подобно морским волнам. Продолжительность представления (то есть продолжительность его осознания) зависит от времени, которое необходимо для того, чтобы оно пришло в равновесие течение этого времени движение представление, которое было в состоянии напряжения, распространяется на другое представление (особенно яркое, жизненное), и тогда уже это последнее переходит в состояние напряжения. Уровень интенсивности нервного следа зависит не только от процесса его, а и от степени раздражения, которому подлежит этот след. В процессах воображения системы нервных связей распадаются и не восстанавливаются, а объединяются в новые системы на протяжении всей жизни человека. Такое объединение возможно при возникновении сильного ячейки возбуждения (потребность, непосредственное впечатление). Поэтому у человека с большой фантазией группы нервных клеток связываются во все новые и новые образования.
|