КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прямое и обратное проектирование. Моделирование, конечно, важная вещь, но следует помнить, что основным результатом деятельности группы разработчиков являются не диаграммыМоделирование, конечно, важная вещь, но следует помнить, что основным результатом деятельности группы разработчиков являются не диаграммы, а программное обеспечение. Все усилия по созданию моделей направлены только на то, чтобы в оговоренные сроки написать программу, которая отвечает изменяющимся потребностям пользователей и бизнеса. Поэтому очень важно, чтобы ваши модели и основанные на них реализации соответствовали друг другу, причем с минимальными затратами по поддержанию синхронизации между ними (см. главу 1). Иногда UML применяется так, что создаваемая модель впоследствии не отображается ни в какой программный код. Если вы, например, моделируете с помощью диаграмм действий (см. главу 19) бизнес-процесс, то во многих действиях будут участвовать люди, а не компьютеры. В других случаях необходимо моделировать системы, составными частями которых на данном уровне абстракции являются только аппаратные средства (хотя на другом уровне абстракции вполне может оказаться, что они содержат встроенные процессоры с соответствующим программным обеспечением). Но чаще всего модели все-таки преобразуются в код. Хотя UML не определяет конкретного способа отображения на какой-либо объектно-ориентированный язык, он проектировался с учетом этого требования. В наибольшей степени это относится к диаграммам классов, содержание которых без труда отображается на такие известные объектно-ориентированные языки программирования, как Java, C++, Smalltalk, Eiffel, Ada, ObjectPascal и Forte. Кроме того, в проект UML была заложена возможность отображения на коммерческие объектные языки, например Visual Basic. Раскрытие темы отображения UML на конкретные языки программирования для прямого и обратного проектирования выходит за рамки данной книги. На практике этот процесс сводится к использованию стереотипов и помеченных значений (см. главу 6), настроенных на определенный язык. Прямым проектированием (Forward engineering) называется процесс преобразования модели в код путем отображения на некоторый язык реализации. Процесс "прямого проектирования приводит к потере информации, поскольку написанные на языке UML модели семантически богаче любого из существующих объектно-ориентированных языков. Фактически именно это различие и является основной причиной, по которой мы, помимо кода, нуждаемся и в моделях. Некоторые структурные свойства системы, такие как кооперации, или ее поведенческие особенности, например взаимодействия, могут быть легко визуализированы в UML, но в чистом коде наглядность теряется. Прямое проектирование диаграммы классов производится следующим образом:
На рис. 8.4 изображена простая диаграмма классов, на которой проиллюстрирована реализация образца (см. главу 28) цепочки обязанностей. В данном примере представлены три класса; Client(Клиент), EventHandler(ОбработчикСобытий) и GUIEventHandler(ОбработчикСобытийГИП). Первые два из них являются абстрактными, а последний - конкретным. Класс EventHandlerсодержит обычную для данного образца операцию handleRequest(обработатьЗапрос), хотя в рассматриваемом случае было добавлено два скрытых атрибута. Рис. 8.4. Прямое проектирование Определенное для каждого класса помеченное значение показывает, что они будут преобразованы в код на языке Java. Прямое проектирование в данном случае легко осуществимо с помощью специального инструмента. Так, для класса EventHandlerбудет сгенерирован следующий код:
Обратным проектированием (Reverse engineering) называется процесс преобразования в модель кода, записанного на каком-либо языке программирования. В результате этого процесса вы получаете огромный объем информации, часть которой находится на более низком уровне детализации, чем необходимо для построения полезных моделей. В то же время обратное проектирование никогда не бывает полным. Как уже упоминалось, прямое проектирование ведет к потере информации, так что полностью восстановить модель на основе кода не удастся, если только инструментальные средства не включали в комментариях к исходному тексту информацию, выходящую за пределы семантики языка реализации. Пример, представленный на рис. 3.3, был создан с помощью обратного проектирования библиотеки классов языка Java. Обратное проектирование диаграммы классов осуществляется так:
Советы Создавая диаграмму классов на языке UML, помните, что это всего лишь графическое изображение статического вида системы с точки зрения проектирования. Взятая в отрыве от остальных, ни одна диаграмма классов не может и не должна охватывать этот вид целиком. Диаграммы классов описывают его исчерпывающе, но каждая в отдельности - лишь один из его аспектов. Хорошо структурированная диаграмма классов обладает следующими свойствами:
При изображении диаграммы классов руководствуйтесь следующими правилами:
|