КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
End Select
В частях Case могут содержаться списки значений, могут использоваться операции сравнения. |
Цикл – некоторая последовательность действий, которая может повторяться неоднократно. Последовательность действий, предназначенная для многократного исполнения, называется телом цикла. Однократное выполнение тела цикла называется итерацией. Выражение определяющее, будет в очередной раз выполняться итерация, или цикл завершится, называется условием выхода или условием окончания цикла (либо условием продолжения в зависимости от того, как интерпретируется его истинность – как признак необходимости завершения или продолжения цикла). Переменная, хранящая текущий номер итерации, называется счётчиком итераций цикла или просто счётчиком цикла. Цикл не обязательно содержит счётчик, счётчик не обязан быть один – условие выхода из цикла может зависеть от нескольких изменяемых в цикле переменных, а может определяться внешними условиями (например, наступлением определённого времени), в последнем случае счётчик может вообще не понадобиться. Параметр цикла – управляет работой цикла. В качестве параметра цикла может выступать переменная или выражение, отвечающее следующим условиям: 1 параметр цикла задан до входа в цикл, 2 параметр цикла должен изменяться в теле цикла, 3 параметр цикла должен участвовать в условии окончания цикла. Параметр цикла всегда только ОДИН. Основные виды циклов: 1. Цикл со счётчиком (с фиксированным числом повторений) – организует выполнение набора команд фиксированное число раз. В блок-схемах обычно изображается следующим образом – . 2. Цикл с предусловием – цикл, который выполняется пока истинно некоторое условие, указанное перед его началом. Это условие проверяется до выполнения тела цикла, поэтому тело может быть не выполнено ни разу (если условие с самого начала ложно). В блок-схемах обычно изображается комбинацией условия и действий. 3. Цикл с постусловием – цикл, в котором условие проверяется после выполнения тела цикла. Отсюда следует, что тело всегда выполняется хотя бы один раз. В блок-схемах обычно изображается комбинацией условия и действий. | |||||
Цикл со счётчиком C++ (свободная форма)
for (j=0; j<15; j++) n++; for (j=0; j<15; j++) {n++; k--;} for (j=0, i=1; j<15; j++, i--) n++; | Цикл со счётчиком Pascal (строгого вида)
for j:=0 to 15 do n:=n+1; for j:=15 downto 0 do n:=n+1; for j:=0 to 15 do begin n:=n+1 end; | Цикл со счётчиком Basic
For j=0 To 15 n=n+1 Nextj |
Цикл с предусловием C++
while (j<15) j++; | Цикл с предусловием Pascal
whilei<=100 do | Цикл с предусловием Basic
Do While i<10 s=s+i i=i+1 Loop | |||
Цикл с постусловием C++
do {s=s+i; i--;} while (i>10) | Цикл с постусловием Pascal
repeats:=s+i; i:=i-1 untili>10; | Цикл с постусловием Basic
Do s=s+i i=i-1 Loop Untili>10 | |||
Существует возможность организовать цикл внутри тела другого цикла. Такой цикл будет называться вложенным циклом. Вложенный цикл по отношению к циклу в тело которого он вложен будет именоваться внутренним циклом, и наоборот цикл в теле которого существует вложенный цикл будет именоваться внешнимпо отношению к вложенному. Внутри вложенного цикла в свою очередь может быть вложен еще один цикл, образуя следующий уровень вложенности и так далее. Количество уровней вложенности как правило не ограничивается. Полное число исполнений тела внутреннего цикла не превышает произведения числа итераций внутреннего и всех внешних циклов. Например взяв три вложенных друг в друга цикла, каждый по 10 итераций, получим 10 исполнений тела для внешнего цикла, 100 для цикла второго уровня и 1000 в самом внутреннем цикле. Правило «цикла в цикле»: 1 любой внутренний цикл должен заканчиваться раньше внешнего, 2 параметр внешнего цикла не должен изменяться во внутренних циклах, но любой параметр внутреннего цикла может быть использован как угодно во внешних циклах. |
Операторы перехода C++ break;/* оператором выполняемым после break, будет первый оператор, находящийся вне данного цикла (применим и к switch) */ continue;/* данный оператор завершает текущую итерацию цикла и производит переход к следующей */ goto<метка>;/* оператор безусловного перехода */ | Операторы перехода Pascal break;{ оператором выполняемым после break, будет первый оператор, находящийся вне данного цикла } continue;{ данный оператор завершает текущую итерацию цикла и производит переход к следующей } goto<метка>;{ оператор безусловного перехода } | Операторы перехода Basic Exit For/Do‘ оператором выполняемым ‘после Exit For/Do, будет ‘ первый оператор, ‘ находящийся вне данного ‘ цикла GoTo<метка> ‘ оператор безусловного ‘ перехода | |||
Операторы ввода/вывода – команды служащие для передачи в программу исходных данных и получения из нее некоторого результата. В блок-схемах обычно изображается следующим образом – . Консоль – особое понятие, обозначающее в программировании клавиатуру при вводе и монитор при выводе. | |||||
Операторы ввода в C++
#include <iostream> using namespace std; void main() { int ftemp; cin >> ftemp } | Операторы ввода в Pascal
Read(i); ReadLn(i,j); | Операторы ввода в Basic
I=InputBox(“введи число”, “ввод”, “10”) |
Операторы вывода в C++
#include <iostream> using namespace std; void main() { cout << “Хороший пример.” << endl; } | Операторы вывода в Pascal
Write(‘a=’); ReadLn(a); WriteLn(‘Введено число ’, a); | Операторы вывода в Basic
MsgBox(“Введено число ” & a) |
Форматированный вывод в C++
Способы форматирования вывода:
1. Использование управляющих последовательностей (УП)
cout << A << ‘\t’ << B;
2. Использование манипуляторов #include <iomanip>
cout << setw(9) << “Мама” << endl;
3. Использование функций printf, sprintf | Форматированный вывод в Pascal
Write(‘A=’,<форматированное выражение>);
Write(‘A=’,A:9:5); | Форматированный вывод в Basic MsgBox(Format(<значение>|<выражение>[, <шаблон форматирования>]) MyStr = Format(23) ' Возвратит "23". MyStr = Format(5459.4, "##,##0.00") ' Возвратит "5,459.40". MyStr = Format(334.9, "###0.00") ' Возвратит "334.90". MyStr = Format(5, "0.00%") ' Возвратит "500.00%". MyStr = Format("HELLO", "<") ' Возвратит "hello". MyStr = Format("This is it", ">") ' Возвратит "THIS IS IT". Функция Format возвращает исходное значение в виде отформатированной строки. Если шаблон форматирования не указан, то возвращается строковый аналог исходного значения. |
Структура программы C++
#include <iostream> using namespace std; intmain() { int s=0,i=1; while (i<=100) { s+=i; i++; } cout << s; return s; } | Структура программы Pascal
Сразу же необходимо сделать важную оговорку: поздние версии компиляторов языка Pascal уже не требуют указывать название программы, то есть строку program <имя программы>; вообще говоря, можно опустить.
Uses, Label, Const, Type, Var, Procedure, Function – образуют одноименные блоки, а потому приведенные ключевые слова указываются только в начале блока, завершается же блок знаком “;”.
Program XXX; Var s,i : integer; Begin s:=0; i:=1; while i<=100 do begin s:=s+i; i:=i+1 end; writeln(‘s=’;s:5) End. | Структура программы Basic
Exit Sub позволяет завершить программу не дожидаясь выполнения всех ее операторов.
Sub XXX Dim s As integer Dim i As integer s=0 i=1 Do While i<=100 s=s+i i=i+1 Loop MsgBox(“s=” & s)
|