КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древняя русь: экономика внутренняя и внешняя политика , культура 9-12 века
Тоже, что вопрос 3 Источники и особенности творчества дизайнера.
Тоже, что 15 и сами знаете. Древняя русь: экономика внутренняя и внешняя политика , культура 9-12 века ЭКОНОМИКА: Говорить о полноценной экономике во времена существования Древней Руси крайне непросто, т.к. современное понимание слова «экономика» значительно шире. Тем не менее, даже обыкновеннуюторговлю или обмен продуктами питания уже можно называть составляющей экономики. В Древней Руси основу экономики составляла феодализация и аграрная экономика. Основной фонд (если подобное понятие можно употребить по отношению к столько раннему государству) был сосредоточен в руках великого князя. Ранее общенародные земли стали постепенно полностью переходить во владение князя, а жившие и работавшие на этих землях люди (свободных крестьян до закрепощения называли «людинами») становились собственностью самого князя. Учитывая тот факт, что основным богатством на то время считалась именноземля, то экономические отношение в плане распределения этого самого богатства регулировались, так называемой вотчиной. При подобном режиме вся земля принадлежала князю или боярам. Крестьяне же могли делиться, как на крепостных, так и свободных. В первом случае, данную категорию работников называли смердами. Они полностью зависели от своего господина и работали исключительно на него. В своем большинстве смерды являлись бывшими военнопленными, поэтому бояре нещадно эксплуатировали их. Людины(та категория крестьян, которая не зависела от феодала) обязаны были платить дань князю за пользование землей. Таким образом, именно подобные экономические отношения лежали в основе Древней Руси. Еще одной чертой экономики являлась работорговля. Все дело в том, что в Древне Руси наравне с появляющимся феодальным строем все еще существовали пережитки рабовладельческого строя. Князь или феодал спокойно мог продать, купить или проиграть в карты своего крестьянина. Любопытной экономической формой в Древней Руси являлось, так называемое, закупничество. Категория крестьян (ее называли «закупами») которая попадала в данную категорию, как правило, была вынуждена брать у богатых феодалов деньги, продукты питания или зерно в долг. Из-за этого, они попадали в кратковременную зависимость от господина и были вынуждены работать на него в течение определенного времени, пока полностью не окупят свои долги. Говоря об экономике Древней Руси в целом, невозможно не упомянуть об основообразующем торговом пути, который пролегал, как раз через территорию огромного государства. Речь, конечно же, идет о всемирно известно пути «из варяг в греки». Ежегодно тысячи торговцев проходили именно по этому пути, поставляя и покупая в Киевской Руси огромное количество товара. Торговля стимулировала рыночные отношения в древнем государстве, помогала развиваться экономике в целом. Благодаря наличию торгового пути, люди имели возможность покупать многочисленные диковинные товары, которые невозможно было встретить на просторах родной страны. В целом, говоря об экономике Древне Руси, необходимо отметить, что в основе ее лежал феодальный строй. Главной отличительно особенностью этого строя от, скажем, Европейского образца феодализма, являлся существенный контроль государства. Великому князю принадлежала большая часть земель, и он распоряжался и контролировал их по собственному усмотрению. Более мелкие феодалы могли получать эти земли в дар или выкупать их у князя. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА: Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. Одно из первых мест среди них занимала могущественная Византийская империя, ближайший южный сосед восточных славян. Русско-византийские отношения IX—XI вв.— это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После христианизации усилились культурные связи с Византией. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь. Менее удачным был поход Игоря.
Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.
Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории Южной Руси. Уже при Игоре, в 913,941 и 944гг., русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав (964—965), разгромив главные города каганата и захватив его столицу Саркел.
Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство. Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли. Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи под 915г. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу, но вскоре он снова отправился в Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась лишь обещанием Руси не совершать нападений. Однако по дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.
Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит, однако император не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное политическое значение. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму — Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься, поскольку, победив Византию. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы. С Германской империей Русь связывали оживленные торговые отношения. Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов. Но тем не менее их набеги продолжались. В 1036г., воспользовавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, печенеги осадили Киев. Но Ярослав быстро вернулся и нанес жестокое поражение печенегам, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники — половцы. Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. Хазары С 7 века усилились хазары, образовавшие государство Хазарский каганат (на нижней Волге, Северном Кавказе. Приозерье, Приднепровье) во главе с царем-каганом. Гос-во просуществовало более 300 лет. У Хазаров были города, в них хорошо было развито ремесло, однако многие жители оставались полукочевниками. Это было торговое гос-во, контролирующее пути в Каспийское и Черное моря. Религия – иудаизм. Печенеги Половцы
|