Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Культура




Читайте также:
  1. I. КУЛЬТУРА - ОБ'ЄКТ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ
  2. II. Чувственная культура
  3. III. Физкультура и холодная вода.
  4. IV. СЕРЕДНЬОВІЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА КУЛЬТУРА
  5. Адаптация. Аккультурация. Приспособление
  6. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  7. Античная культура как новый тип цивилизаци
  8. Античная культура: мифология, философия, искусство
  9. Архітектура та художня культура доби Київської Русі
  10. Базова культура особистості: зміст і шляхи формування. 3. Базова культура особистості: зміст і шляхи формування. 3.1. Виховання громадянської культури.

· 1. КультураКультураДревней РусиДревней Руси9-12 века9-12 века

· 2. Особенности культурыОсобенности культурыКультура Древней Руси складывалась из:Культура Древней Руси складывалась из:1.1. культуры восточных славянкультуры восточных славян2.2. культурных достижений окружающихкультурных достижений окружающихеё народовеё народов3.3. культуры Византиикультуры Византии4.4. христианской культурыхристианской культуры

· 3. БылиныБылины- это поэтические сказания о прошлом, в- это поэтические сказания о прошлом, вкоторых прославлялись подвиги русскихкоторых прославлялись подвиги русскихбогатырей.богатырей.‒ Илья МуромецИлья Муромец‒ Добрыня НикитичДобрыня Никитич‒ Алёша ПоповичАлёша Попович‒ Микула СеляниновичМикула СеляниновичРусские былины проникнуты идеейРусские былины проникнуты идеейосвобождения своей земли, её защиты отосвобождения своей земли, её защиты отврагов.врагов.

· 4. Устное народное творчествоЗагадкиЗаговорыЗаклинанияПословицыПоговоркиСказкиПесни Былины

· 5. Письменность и грамотностьПисьменность и грамотностьУ славян была своя письменность, но онаУ славян была своя письменность, но онабыла утрачена.была утрачена.Славянскуюазбуку создаливизантийскиемонахи Кирилл иМефодий. Онапроникла на Русьв 9-10 веках.

· 6. При церквях и монастырях открывалисьПри церквях и монастырях открывалисьшколы.школы.Начали переводить греческие иНачали переводить греческие иболгарские книги. Популярной былаболгарские книги. Популярной была«Александрия».«Александрия».Книги были рукописные.Книги были рукописные.Украшались книги миниатюрами –Украшались книги миниатюрами –небольшими картинками, иллюстрирующиминебольшими картинками, иллюстрирующимитекст.текст.

· 7. Новгородская берестяная грамотаНа Руси было много грамотных людей.На Руси было много грамотных людей.Люди обменивались деловой информацией,Люди обменивались деловой информацией,писали письма. Вместо бумаги пользовалисьписали письма. Вместо бумаги пользовалисьберезовой корой –березовой корой – берестойберестой..

· 8. ЛитератураЛитератураДревнейшая дошедшаядо нас летопись«Повесть временныхлет». Была созданаоколо 1113 г. МонахомКиево-Печорскогомонастыря Нестором.В 11 веке на Руси зарождаетсядревнерусская литература. Первымипроизведениями были летописи.



· 9. В первых строках летописи НесторВ первых строках летописи Несторпоставил вопрос:поставил вопрос:«Откуда есть пошла Русская земля,«Откуда есть пошла Русская земля,кто в Киеве начал первым княжить,кто в Киеве начал первым княжить,откуда Русская земля стала есть?»откуда Русская земля стала есть?»Летописец повествует о становленииЛетописец повествует о становленииДревнерусского государства, оДревнерусского государства, одеятельности первых русских князей обдеятельности первых русских князей оботношении с другими государствами иотношении с другими государствами инародами.народами.

· 10. Жанры древнерусскойЖанры древнерусскойлитературылитературыЖитияЖития – описания жизни людей,– описания жизни людей,причисленных церковью к лику святых.причисленных церковью к лику святых.«Житие Бориса и Глеба».«Житие Бориса и Глеба».СловоСлово – торжественное и поучающее– торжественное и поучающееобращение. «Слово о законе и благодати»обращение. «Слово о законе и благодати»написал Иларион, первый киевскийнаписал Иларион, первый киевскиймитрополит.митрополит.

· 11. Храмы в Полоцке, Чернигове,Храмы в Полоцке, Чернигове,ВышгородеВышгородеn Софийский собор в НовгородеСофийский собор в Новгородеn Софийский собор в КиевеСофийский собор в Киевеn Десятинная церковьДесятинная церковьnЗодчествоЗодчествоНа Руси было развито деревянноеНа Руси было развито деревянноезодчество. Из дерева строили избы, терема,зодчество. Из дерева строили избы, терема,городские стены.городские стены.После принятия христианства на РусиПосле принятия христианства на Русиначинается каменное строительство.начинается каменное строительство.



· 12. Десятинная церковь в КиевеДесятинная церковь в Киеве989-996 гг.989-996 гг.Успения Пресвятой БогородицыУспения Пресвятой БогородицыВоздвигнутаяВоздвигнутаясвятымсвятымравноапостольнымравноапостольнымВладимиром наВладимиром наместе кончиныместе кончиныПервомучениковПервомучениковФеодора и егоФеодора и егосына Иоаннасына Иоанна

· 13. Софийский собор в КиевеСофийский собор в Киеве1037-1041 гг. (Ярослав Мудрый)1037-1041 гг. (Ярослав Мудрый)

· 14. СофийскийСофийскийсоборсоборв Новгородев Новгороде1045-1050 гг.1045-1050 гг.

· 15. ИзобразительноеИзобразительноеискусствоискусствоПрименялось при оформленииПрименялось при оформлениивнутреннего убранства соборов, церквей.внутреннего убранства соборов, церквей.Стены покрывалисьСтены покрывались фрескамифресками ––картины, написанные водяными красками покартины, написанные водяными красками посырой штукатурке.сырой штукатурке.МозаикаМозаика – картины из вдавленных в– картины из вдавленных всырую штукатурку стекловидных камешков.сырую штукатурку стекловидных камешков.ИконыИконы

· 16. Семья Ярослава МудрогоСемья Ярослава Мудрогов Софийском соборе в Киевев Софийском соборе в Киеве

· 17. Интерьер СофииИнтерьер СофииКиевскойКиевской

· 18. ВладимирскаяБогоматерь

· 19. На Руси получили развитие народнаяНа Руси получили развитие народная(языческая) музыка и христианское(языческая) музыка и христианскоебогослужебное пение.богослужебное пение.Песенный фольклор сопровождалсяПесенный фольклор сопровождалсяигрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршестваигрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршествакнязей, как правило, сопровождалиськнязей, как правило, сопровождалисьплясками, песнями, игрой на музыкальныхплясками, песнями, игрой на музыкальныхинструментах.инструментах.Православная религия не знает игры наПравославная религия не знает игры намузыкальных инструментах.музыкальных инструментах.МузыкаМузыка

· 20. Художественное ремеслоХудожественное ремеслоОружейники изготавливали копья, мечи,Оружейники изготавливали копья, мечи,щиты, кольчуги.щиты, кольчуги.Ювелиры делали дорогие украшения:Ювелиры делали дорогие украшения:сережки, браслеты, подвески, кольца, ожере-сережки, браслеты, подвески, кольца, ожере-лья. Они использовали сложную техникулья. Они использовали сложную техникуизготовления – зернь, скань, перегородчатуаяизготовления – зернь, скань, перегородчатуаяэмаль.эмаль.

· 21. ПОНЯТИЯПОНЯТИЯЗЕРНЬ –ювелирная техника,узоры из маленькихметаллическихшариков.ЭМАЛЬ –стекловидная масса,которая в зависимостиот добавленияокислов металлов при обжигеприобретает тот или иной цвет.СКАНЬ – ювелирнаятехника, при которойна металлическийфон напаиваетсяузор из тонкойзолотой илисеребренойпроволоки в видегладкой или свитойверёвочки.

· 2. Русь в домонгольский период феодальной раздробленности 12-13 век.

· Древнорусское государство раздробилось в процессе феодализации на ряд отдельных, в известной мере самостоятельных, княжеств и земель. Феодальная раздробленность, являвшаяся закономерным этапом исторического развития Руси, была следствием экономического обособления отдельных княжеств. Рост крупной собственности и распространение продуктовой ренты создали в этот период более благоприятные условия для дальнейшего развития экономики. Вместе с тем следствием раздробления было усиление княжеских усобиц. В условиях постоянных междоусобных войн внешнеполитическое положение Руси ухудшилось, и в конце концов в результате татаро-монгольского нашествия она потеряла свою независимость.

· Сельское хозяйство и положение крестьян

· В период феодальной раздробленности произошли существенные сдвиги в производительных силах страны, усовершенствовалась техника сельского хозяйства. Так, например, на территории, расположенной по течению Днестра, как показывают материалы раскопок, население пользовалось череслом (плужным ножом, устанавливаемым впереди лемеха) при вспахивании плугом целинных земель, лемехом для обработки старопахотных земель и маленькими лемешками для предпосевной обработки почвы. Стала применяться водяная мельница для размола зерна. В центральных областях Русь наряду с подсекой и перелогом распространялась трёхпольная система земледелия, Русским народом были освоены обширные пространства новых земель, особенно на северо-востоке страны (в Поволжье, в бассейне Северной Двины и др.). Появились новые полевые, огородные и садовые культуры. Росло поголовье скота.

· В положении крестьян в период феодальной раздробленности произошли перемены. Увеличилось количество зависимых от феодалов крестьян-оброчников. В Новгородской и Суздальской землях, например, появились половники и закладники. Половниками называли смердов, обязанных давать феодалу в качестве оброка долю урожая; закладниками — крестьян, которые оставляли прежнего землевладельца и вступали в зависимость (в «заклад») от другого. В Смоленской земле были известны прощеники — крестьяне, зависимые от церковных феодалов, которые брали с них оброк (мёдом и «кунами» — деньгами) и имели право их судить.

· Крестьянин, обязанный вносить владельцу феодальную ренту продуктами, получал большую хозяйственную самостоятельность и обладал большими возможностями для проявления собственной трудовой инициативы, чем барщинник. Поэтому с развитием (наряду с барщиной) ренты продуктами возросла производительность труда крестьянина. Он получил возможность производить некоторый излишек продуктов, которые мог превращать на рынке в товар. Появились зачатки имущественного расслоения крестьянства.

· Расширение связей крестьянского хозяйства с рынком способствовало росту городов, развитию в них ремесла и торговли, развитию товарного производства. В свою очередь феодалы, продавая продукты, полученные в счёт натуральных оброков, приобретали в городах дорогое оружие, ткани, заморские вина и другие предметы роскоши. Стремление увеличить свои богатства толкало феодалов к повышению оброков, к усилению эксплуатации крестьянства.

· Крестьяне были сословие неполноправной категорией населения. В летописях при описании «подвигов» феодалов пленные крестьяне и холопы упоминались наряду со скотом. Церковь освящала этот порядок, расценивая убийство господином «челядина полного» (т. е. холопа) не как «душегубство», а лишь как «грех перед богом». Если холоп бежал, за ним наряжалась погоня, а тот, кто давал ему хлеб и указывал путь, должен был уплатить штраф. Зато тот, кто задерживал холопа, получал вознаграждение за «переём». Правда, имущественные права холопов несколько расширились. В договоре от 1229 г. Смоленска с немецкими городами говорится о праве холопов передавать своё имущество по наследству.

· Рост феодального землевладения

· Период феодальной раздробленности на Руси характеризуется быстрым ростом крупного землевладения и борьбой феодалов за землю и за крестьян. Княжеские владения включали и города и сёла. Например, галицко-волынскому князю Даниилу Романовичу принадлежали города Холм, Данилов, Угровеск, Львов, Всеволож и др. Росло также боярское и церковное землевладение. Особенным богатством отличались новгородские, галицкие, а также владимиро-суздальские бояре.

· В разных частях страны появились новые монастыри. Владимирский епископ Симон (XIII в.) хвалился богатствами своей епископии — землями и доходами с населения («десятина»). По всей Руси значительно расширилось вотчинное хозяйство, сохранявшее натуральный характер. Разрослись боярские дворы. Былая боярская челядь (часть которой несла барщину) превращалась в дворовых людей.

· Рост феодальной собственности сопровождался укреплением политической власти землевладельцев, которые имели право суда над своими крестьянами и отвечали перед государством за выполнение ими государственных повинностей, прежде всего податных. Постепенно крупный землевладелец становился сам «государем» в своих владениях, иногда опасным для княжеской власти.


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 36; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты