Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




 

Неблагодарное это дело – строить классификацию игр. Поступим просто: пусть наша классификация не отличается научной строгостью, зато будет удобна в рамках этого раздела.

Здесь читатель найдет: 1) игры-тренинги; 2) игры в случайность; 3) театрализацию.

 

?& ИГРЫ ТРЕНИНГИ

Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…

Схема 1. ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ

Формула:если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.


Пример: Начальная школа

Сложение с переходом через десяток. Вместе с детьми мы "покоряем вершины". Решаем примеры и перемещаем фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров.

Пример: Грамматика

Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Например: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, - найди и исправь их. Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем главных, а сколько придаточных и т.д.).

Пример: Математика

"Эстафета". На доске написаны примеры в три столбика. Ученики делятся на три команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно выходят к доске, решают первое задание из столбика, затем возвращаются на места, отдав мел другому члену команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание.


Схема 2. Логическая цепочка

Формула: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните известную игру в города. Это типовой пример. Если участник1 называет Новгород, то участник2 должен назвать город на букву Д, например Днепропетровск, следующий назовет Киев, потом Волгоград…. То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается некоторый формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в "городах" таким признаком является последняя буква предыдущего слова.


Пример: Иностранный язык

Игра проводится так же, как и описанная выше в города. Но называются не только города, но и любые слова. Цепочка может выглядеть примерно так: day – yard – desk…. Естественно, слово нужно назвать (написать) и дать его перевод. По мере накопления словарного запаса можно вводить дополнительные ограничения, например, называть только существительные, или только слова длиной от 3 до 5 букв, или имена собственные.

Пример: Физика

Игра на повторение или проверку формул. Цепочка может выглядеть примерно так:

 

 

То есть каждый участник должен написать формулу, выражающую одну из физических величин из правой части формулы.


 

& ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ

Формула:учитель вводит в урок элементы случайного выбора

Там, где правит бал случай, - там азарт. Попробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти шикарную, как в телевизионной игре "Что? Где? Когда?", достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздику. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик… Кроме рулетки используем игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, запускают бумажный самолетик в кого попадет… А одна учительница "по секрету" призналась, что делает шуточное "гадание по журналу".


Пример: История

Если вы хотите, чтобы ваши ученики лучше повторили пройденный материал, на уроке истории полетайте с ними на "хронолете". Для его изготовления не нужны громоздкие конструкции – простой бумажный самолетик, который мои мальчишки делают за минуту, вполне пригоден для "полетов во времени". Обычно в 5-8 классах я уделяю в конце урока несколько минут этой игру. Карандашом пишу дату, место события и запускаю "хронолет": к кому на парту оно сядет, тот и попадает в "другое время". Ученик оказавшись в другом времени, должен рассказать нам о том, что он там видел. Ребята с удовольствием играют в эту игру. Им разрешается фантазировать, но не отступая от исторической реальности.


¤Ë? ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

& Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны

Формула:разыгрывается сценка на учебную тему


Пример: Иностранный язык

Александр Михайлович выбрал для своего открытого урока своеобразный сюжет, сам по себе задающий высокий темп, который является одним из признаков учительского профессионализма. На берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики это послание читают, затем в видеозаписи слушают его жену и пишут ей письмо. Это несчастная женщина через некоторое время звонит по телефону, и ребята, как свидетели бесценной информации о ее муже рассказывают ей то, что знают о его судьбе.

Пример: Физика

Вообще-то "Аристотеля" из Тулы зовут Котов Вадим Евгеньевич. Ему 27 лет. Аристотелем он же был только на время урока…

- Представьте, пожалуйста, что я Аристотель, - обратился он к ребятам, и докажите мне, что моя теория ошибочна. Только не пользуйтесь лексикой современной физики. Иначе я вас просто не пойму.

Ребята тут же "вошли в предлагаемые обстоятельства", и разгорелся спор. А когда в их речь проникали термины из учебника, "Аристотель" только недоуменно пожимал плечами: "Что это за странное слово вы сказали? Что-то я такого не знаю". В результате ребята очень скоро поняли, что хотел донести до них учитель: легко перевести Аристотеля на язык современных понятий и определений, но это уже будет не Аристотель. Каждого мыслителя можно изучать по-настоящему только в контексте той эпохи, к которой он принадлежал.

Для чего это нужно? Объяснить это лучше всех сможет только сам Вадим Евгеньевич.

- Я специально отсекал все попытки сослаться на термин из учебника, необходимо было только вывести ребят на "искреннюю" работу. чаще всего ребенок работает в системе навязанных ему алгоритмов. А хотелось бы, чтобы он работал в алгоритме своего собственного мировоззрения. Это и есть "искренняя" работа.


 

` ДА И НЕТ ГОВОРИТЕ

& "Да-нетка", или Универсальная игра для всех

Пусть из нашей классификации эта игра выламывается – неважно. А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

"Да-нетка" учит:

- связывать разрозненные факты в единую картину;

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

- слушать и слышать соучеников.

Учитель может использовать "Да-нетку" для создания интегрирующей ситуации (см. прием "Удивляй!" на с.6), организации отдыха на уроке, да и не только.

Формулы: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами: "да", "нет", "и да и нет".

Бывает вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ с детьми среднего возраста. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку).

Вопросы детей Ответы Комментарии
1. Этот предмет используется людьми давно? и да и нет Вопрос слабый. Понятие "давно" – очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и "вчера", и "сто лет назад". Таким образом ученикам ничего не удалось пояснить.
2. Это предмет сельского быта? и да и нет Вопрос для начальной стадии игры слабый. Большинство предметов быта трудно разделить на "сельские" и "городские".
3. Это приспособление для приготовления пищи? нет Вопросы 3-5 довольно сильные. Дети пытаются построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опытнее, они могли бы выйти на этот предмет задав еще несколько предметов из этой серии.
4. Прямое назначение предмета – отдых? нет
5. Это инструмент для обработки чего-то? нет
6. Может ли человек обойтись без него? и да и нет Вопрос слабый. Что значит – "обойтись"? В какой то момент времени или всегда?
7. Им пользуются и взрослые и дети? да Вопрос не сильный. Понятие "пользуются" определенно недостаточно строгое. Фактически дети хотели выяснить, не игрушка ли искомый предмет.
8. Вопрос относится к мебели? нет Вопросы 8-10 сильные, с них надо было начинать. Определяется класс предмета, значительно сужается поле поиска с каждым вопросом.
9. Предмет относится к посуде? нет
10. Это электрический прибор? да
11. Это магнитофон? нет Вопрос слабый, один из учеников не выдержал и перешел к гаданию методом сплошного перебора…
12. Это прибор используется для передачи звука? нет Вопрос хороший отсекает целую группу электронных приборов?
13. Это осветительный прибор? да  
14. Это лампа? Да!  

 

После игры обязательное кратное обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие и почему слабыми? Ведь мы стараемся научить детей вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.

Подобные "Да-нетки"на отгадывание литературного героя, исторического деятеля, ученого будут уместны на разных уроках.


Примеры:

История древнего мира

Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но способом этим больше никогда не пользовался. Кто он? (Речь идет об Одиссее – помните, как он выбрался из пещеры циклопа, прицепившись снизу к овце?. Конечно, это задачка для тех кто знаком с мифами древних греков.)

Литература

Героиня не отличалась щедростью, хоть гостям рада была. Кто она? (Коробочка из "Мертвых душ" Гоголя).

Литература. Физики. Химия

Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? (Например, Гете или Ломоносов).

Геометрия

По геометрическим свойствам отгадайте задуманную фигуру.

Информатика

Летающая тарелка с существами, у которых три пальца на руках, приземлилась на площадке перед школой. Одно из этих существ, прикинувшись учеником, попадает в первый класс. Выйдя к доске, этот "ученик" составляет задачу по картине и решает ее: 5 + 12 = 21, но его со всех сторон поправляют: 5+8=13?. Объясните ситуацию. (Ведение в тему "Шестеричная система счисления").

Химия

Загадана химическая реакция. Какая?

Математика. Химия. Физика.

Задумана формула. Какая?

Физики. Биология.

Химия. История.

Задумано физическое явление (химическое явление, историческое событие…) Какое?

География. Астрономия

Глубокая ночь. В городе открыты магазины, работают люди. Почему?

Биология. Физика. Химия.

Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма поднесла ему в день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп… С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей. Оказалось, что эти странные болезни можно лечить!)


Последняя "Да-нетка" хороша как ввод в темы "Микроскоп" и "Оптические приборы" на уроке физики или "Микроорганизмы" на уроке биологии. А если дети не смогли, не успели найти ответ? Прекрасно – используем прием "Отсроченная отгадка" (см. с. 7).

Диалог: - Я применяла эту игру после того, как прочитала о ней в сборнике "Педагогика + ТРИЗ" №2. Игра ребятам нравится. Но возникла такая проблема: в слабом классе ребята не слышат или не запоминают вопросы друг друга, повторяют их. Как быть?

- Сделайте так: пусть ученик делает вывод из предыдущего ответа учителя, а уж потом задает свой вопрос. Например, задумано животное. Ученик: - Оно живет в воде? Учитель: - Нет. Следующий ученик: - Теперь мы знаем, что это животное в воде не живет. Мой вопрос: оно имеет крылья? - ….

- Мне кажется "Да-нетки" нетрудно придумывать самостоятельно.

- Конечно. Попробуйте прямо сейчас, не откладывая, придумать "Да-нетку" для своего урока. Получилось? Несколько лет я провел серию семинаров по ТРИЗ - педагогике для учителей физики и астрономии, и на них каждый учитель придумывал такие задачки. Теперь у меня в картотеке 50 отличных "Да-неток" только из этих семинаров. Вот несколько из них:

Что никогда не пропадает? (Энергия, импульс, температура…)

Вот она была и нету…. (Скорость при торможении, испарение жидкости…)

Задумано явление, соответствующее пословице: "Как аукнется, так и откликнется". (Закон Ньютона, или эхо, или радиолокация…)

Не смог учесть он расстояние и поплатился за незнанье… Какие физические явления оказались причиной его гибели? (Речь идет об Икаре. Излучение, плавление.)

Всегда вместе и всегда равны. (Сила действия и сила противодействия.)

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: было бы полезно собрать и издать отдельным пособием большую картотеку "Да-неток" по разным учебным предметам.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты