Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Законодательство древнего Китая. Легизм и конфуцианство




Читайте также:
  1. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.
  2. II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация
  3. IV. Изобразительное искусство Древнего Египта
  4. Аграрное законодательство США
  5. Адвокатура Древнего Рима
  6. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
  7. Антимонопольное законодательство
  8. Антимонопольное законодательство и его роль в регулировании рынка.
  9. Антимонопольное законодательство содержит в себе ряд мер, позволяющих бороться с монополистами и их властью.
  10. Антимонопольное законодательство.

Какими способами и методами управлять Поднебесной в условиях, когда «можно быть знатным, но бедным»? Этот вопрос волновал многих мыслителей того времени. Различия в подходе к решению данной проблемы и предопределили возникновение нескольких философских школ. Древнекитайских философов интересовали не столько закономерности природы в целом, сколько социально-политические и социально-этические вопросы. Не случайно поэтому, что стремительный взлет философской мысли в Древнем Китае связан с VI—III вв. до н. э., когда изменения в социальном строе настоятельно требовали осмысления тех важнейших принципов, которые лежали в основе взаимоотношений между людьми в обществе. Возникновение конфуцианского учения сыграло исключительную роль в истории идеологии не только Древнего Китая, но и многих соседних стран Восточной Азии.

Центральное место в этико-политической доктрине Конфуция (Кун Цю, 551—479 гг. до н. э.) занимает учение о «благородном человеке» (цзюнь цзы). Конфуцию были чужды идеалы новой социальной прослойки имущих, стремящихся к выгоде и обогащению. Противопоставляя им принципы морали и долга, Конфуций обращается к идеализированным им порядкам прошлого. В этом глубокое противоречие в системе взглядов древнего философа. Конфуцианские понятия гуманности (жень), верности (чжун), уважения к старшим (сяо), соблюдения норм взаимоотношения между людьми (ли) представляют собой положительные общечеловеческие ценности, выраженные .через категории исторически обреченного социального строя. Отнюдь не стремясь к личному благополучию, находя удовлетворение в самом процессе познания действительности, , Конфуций в то же время высказывает мысли, являющиеся призывом к реставрации отошедшего в прошлое уклада жизни. Характерно, что к решению политических проблем Конфуций подходил не делая принципиального различия между государством и семьей. Применение к государству модели взаимоотношений между членами семьи и означало требование сохранить в незыблемости те порядки, когда «правитель — это правитель, подданный — это подданный, отец — это отец, сын — это сын».

Если конфуцианцы видели средство умиротворения Поднебесной в совершенствовании социально-этической стороны взаимоотношений между людьми, то легисты считали таким средством закон (отсюда и название этой философской школы). Только закон, проявляющийся в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту. Закон необходим прежде всего для подчинения народа власти правителя. Конечную цель применения закона легисты видели в обеспечении абсолютной власти правителя.



В конфуцианстве общество делилось на две категории — благородных и простолюдинов.

► Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде.

► Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле.

► Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» — о получении благодеяния.

► Необходимо быть честным сановником и почитать правителя.

В конфуцианстве разработана система государственного управления: наверху находится высший правитель — «сын Неба».

► Проповедуются любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу.

► Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел.

► Непреклонная верность учению, способность овладевать им и хранить его — важное требование этой религии.



► Личное желание человека должно сводиться к заботе о других, а не о собственном благополучии.

► Любовь — лучшее средство проверки величия человека.

► Культивируется уважение к предкам и старшим.

Сыновние обязанности бывают двух видов: забота о пропитании и здоровье родителей и поддержание родительского авторитета, забота о родителях после их смерти путем выполнения церемоний; поддержание авторитета семьи.

Оно провозгласило доктрину следования «срединному пути», во избежание крайностей.

Для достижения совершенства необходим баланс в деятельности:

приспособление к условиям жизни и подчинение авторитету власти.

Справедливость и законы являются следствием длительного развития мышления и практики.

Только немногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать в рамках закона, утверждая его силой.

Люди делятся на три группы:

хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования;

плохие от природы, которых удерживает только страх наказания;

смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях.

Конфуцианский канон — Ши-саньцзин (Тринадцатикнижие) — включает тринадцать древнекитайских классических книг.

На основе канона строились системы воспитания и образования, каждый чиновник, чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязан сдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин и т.д.

Влияние конфуцианства на китайскую культуру и сегодня остается значительным.

 


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 22; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты