Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Правоспособность и дееспособность. 3 страница




Общее благо членов данного социально-политического сообще­ства - это благо всех его членов на основе естественноправового (и, следовательно, общесправедливого) признания блага каждого. По своей естественноправовой сути общее благо всех и благо каж­дого - это одно и то же. Для признания, реализации и защиты такой концепции общего блага объективно необходимы (в силу объ­ективной социально-политической природы человека) общая власть (государство) и общеобязательные законы, соответствующие тем же всеобщим требованиям естественного права и естественноправовой справедливости. При этом государство, выражающее и защищаю­щее общее благо, представляет собой "дело народа" (res populi) и одновременно "общий правопорядок" (Цицерон). Аналогично обсто­ит дело и в естественноправовой концепции государства (полиса) Аристотеля.

С позиций естественноправовой трактовки общее благо, госу­дарство и законы - это необходимые формы выражения объек­тивной природы человека как существа социального (политическо­го) и разумного.

Общая социальность (политичность) и разумность людей, лежащая в основе концепции общего блага, предполагает свобо­ду и равенство людей как членов данного социального (и поли­тического) целого, как субъектов этого "общего правопорядка". При этом античная концепция общего блага исходит из деления людей на свободных и несвободных. Несвободные находились вне пределов общего блага членов данной социально-политической общности, граждан государства, субъектов "общего правопоряд­ка" и субъектов права вообще.

Общее благо - это признание и результат естественноправо­вого равенства индивидуальных благ. В концепции общего блага, таким образом, представлена правовая модель выявления, согласо­вания, признания и защиты различных, во многом противоречащих Друг другу интересов, притязаний, воль членов данного сообщества в качестве их блага, возможного и допустимого с точки зрения еди­ной и равной для всех правовой нормы. Лишь согласуемые, с пози­ций такой общей правовой нормы, различные интересы разных лиц могут быть квалифицированы как благо индивидов и общее благо. Понятие "благо" (индивидуальное и общее) включает в себя, таким образом, различные интересы, притязания, воли различных субъ­ектов (физических и юридических лиц) лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым крите­риям правовых запретов и дозволений, возможны и допустимы в рамках общего правопорядка. В этом смысле можно сказать, что понятие "благо" - это юридически квалифицированный инте­рес (притязание, воля и т. д.).

Согласно концепции общего блага, в многообразии сталкиваю­щихся между собой различных целей, интересов, притязаний, воль членов данного сообщества правовой путь к общему согласию со­стоит в нахождении, утверждении и действии соответствующей регулируемой ситуации всеобщей правовой нормы - конкретиза­ции принципа естественноправовой справедливости.

 

20. Социальные нормы (понятие, виды).

Нормативность включает в себя социальную типичность и принудительность как ее элементы.

Социальность выражается в том, что норма регулирует отношения между людьми. Все иное представляет собой объекты, по поводу которых взаимодействуют люди.

Социальная норма обеспечивается искусственными социальными способами, в этом тоже проявляется ее социальность.

Социальные способы обеспечения нормы бывают внутренними и внешними.

Под внешними способами понимаются требования, которые выдвигает и предъявляет к человеку социальная общность.

Под внутренними способами понимается психика человека, это не инстинкты, а представления, которые вырабатываются из жизни в социуме, из взаимодействий с людьми, из социальной роли субъекта.

Виды социальных норм выделяются по специфике их содержания, в зависимости от принципов, которые будут положены в основу определяемой системы социальных норм, а также в зависимости от способа их обеспечения.

Все социальные нормы имеют общую направленность - цель отобрать наиболее эффективные варианты поведения.

Принято выделять мораль, религия, обычаи (устанавливают конкретную модель поведения), традиции (устанавливают общий принцип поведения), корпоративные нормы, политические нормы.

По способам обеспечения социальные нормы делятся на основе направленности стереотипности человеческого сознания и поведения - человек повторяет определенные образцы поведения под воздействием определенных стимулов и привыкает.

Классическим примером является обычай - социальная норма, которая складывается из практики повторения определенного поведенческого акта, в результате которой этот акт входит в привычку.

Мораль как разновидность социальных норм.

Мораль - это совокупность правил поведения, которым человек следует, исходя из требований собственного сознания, а также из требований, предъявляемых общностью к представлениям о добре и зле.

В первом случае речь идет о собственно морали как внутреннем обеспечивающем факторе, во втором - о нравственности, как о внешнем способе обеспечения.

Мораль - это необязательная система норм социальной регуляции.

Мораль плюралистична и не носит характер всеобщности.

Плюрализм проявляется в том, что мораль различна для разных социальных общностей.

Мораль рассматривает человека во всем комплексе его проявлений и предъявляет к различным людям различные требования.

Таким образом, мораль не предполагает общих моделей поведения, она ситуативна.

Все моральные системы испытывают необходимость делать акцент на взаимосвязях людей данной социальной общности.

Акцент на свободу игнорируется.

Для морали характерна социальная неорганизованность санкций. Они могут быть различны. В то же время четко просматривается предельная санкция - исключение из социальной группы: человек перестает считаться ее членом. Он перестает ощущать себя таким членом - перестает отождествлять себя с данной общностью. Как следствие для него становится незначимой система моральных ценностей данной социальной общности. Лицо переходит в другую систему морально-нравственных ценностей.

Религиозные нормы.

В чем отличие религиозных норм от морали? Пожалуй, только в способе обеспечения.

Религия добавляет трансцендентальные санкции, наказание от высших сил.

Источник религиозных норм трансцендентален - божественная, космогоническая сила.

Вера - способ обеспечения религиозных норм.

По содержательной стороне религиозные нормы близки к морали: твори добро, не делай зло.

Религия подходит к человеку индивидуально.

Религия делает акцент на взаимосвязи людей социальной общности - на так называемой любви к ближнему.

Взаимоотношения между людьми могут быть производны от взаимоотношений человека с Богом.

Религиозным нормам сопутствуют те же средства внутренней и внешней регуляции - осознание греха и воздействие общины верующих.

Ясно просматривается предельная санкция - утрата веры и отлучение от церкви.

Корпоративные нормы.

Такими нормами являются нормы, которые вырабатываются определенными искусственно созданными сообществами людей - «корпорациями» в широком смысле слова.

Это не естественно сложившаяся общность, а искусственно созданная. Ей свойственна искусственная институционализация и формальное определение.

Корпоративные нормы регулируют отношения внутри корпорации.

Они не вполне социальны, поскольку не появляются естественным путем.

Эти нормы не имеют качества всеобщности, их действие распространяется только на определенную корпорацию.

Данный вид норм не очень значим в системе социальной регуляции.

Политические нормы.

Эти нормы выделяются не по специфике содержания, то есть не о принципу, положенному в основу их функционирования.

Они выделяются по сфере обращения, так как применяются по поводу обретения и осуществления власти в обществе.

Политические нормы пытаются установить порядок пользования физической и психической силой, что не исключает воздействия на этот порядок других норм.

Среди политических норм отсутствует единый принцип регулирования. Следовательно, они не вполне социальны.

Эти нормы просто опосредуют одну сферу общественной жизни, регулируемую в том числе и иными нормами.

Правовые нормы.

Существует плюрализм понятий правовой нормы. При этом соотношение данной категории с иными социальными нормами анализируется исходя из типа правопонимания, в рамках которого происходит анализ.

Рассмотрим взгляды на проблему отличия и взаимодействия права и иных социальных норм в процессе регулирования общественной жизни.

Позитивисты исходят из того, что отличие необходимо искать не в содержании, а в способе осуществления, в особом виде санкции, в особом способе создания тех или иных норм.

По содержанию правовая норма может инкорпорировать иные виды социальных норм, так как государство отбирает из систем социальной регуляции наиболее приемлемые модели и дает им защиту.

Любая социальная норма может стать правовой.

У правовой нормы - ведущая роль в объеме норм социальной регуляции.

Правовые нормы определяют пределы допустимого функционирования иных социальных норм.

Естественно-правовая школа принимает критерий справедливости за критерий наличия права.

С точки зрения содержания правовые нормы - это и есть моральные и религиозные нормы.

Основное требование к праву - это его моральность, то есть соответствие определенной системе морали, и его отчасти религиозность.

Как и позитивисты, юснатуралисты не видят в праве никакого специфического содержания.

Либертаризм исходит из того, что право - это мера свободы и равенства всех участников социального общения.

Именно этим правовые нормы отличаются от норм морали и религии.

Последние акцентируют внимание на взаимосвязи людей, а правовые нормы - на свободе.

Последние индивидуализируют людей, а правовые нормы регулируют абстрактные формальные моменты взаимоотношений людей.

Последние не обладают всеобщностью, в то время как правовые нормы абстрагируются от индивидуальных признаков людей.

Из всеобщности выводится способ обеспечения правовых норм государственным принуждением, так как государство - универсальная сила, призванная защищать универсальность правопорядка.

Также из этого выводится ограниченность правовой регуляции, так как формализм применим не ко всему. Там, где он неприменим - действует мораль и религия.

Правовые нормы отличаются от морали и религии сферами регулирования. У правовых норм - это формальные стороны межличностного общения. У морали и религии - неформальные стороны межличностного общения - здесь человек общается объективно, то есть свобода ему не нужна.

Право гарантирует и ограничивает сферу действия всех иных социальных норм.

Оно допускает и защищает функционирование в обществе различных моральных и религиозных систем.

Но существует также и другое ограничение действия морали и религии - они не должны нарушать моральных и религиозных ценностей других людей.

Таким образом, в обществе существует 2 системы социальной регуляции - правовая и морально-этическая (нравственная), которые иметь или не иметь религиозную окраску.

 

21.Право и иные системы социальной регуляций (соотношение в рамках различных типов правопонимания.)

Право и иные системы социальной регуляции.

Наличие норм - объективная потребность в упорядочении отношений.

Социальная норма - разновидность нормы вообще.

Норма - правило поведения.

Характерная черта:

правило, которое допускает возможность своего исполнения; нормативность

правило, которое допускает возможность своего нарушения

принудительность - меры к исполнения норма - санкции.

Виды санкций:

1. по механизму реализации санкции:

естественные (автоматические) - предельные санкции (1);

искусственные

утрата качественной специфики того отношения, на регулирование которого создана норма, на обеспечение которой направлена санкция (технические нормы). Нарушение нормы невозможно без утраты качественной характеристики.

Технические нормы противопоставляются социальным.

Социальность:

субъекты отношений: люди;

искусственный характер нормы и санкции, ее обеспечивающей.

Социальные нормы не задаются объективной природой объекта или субъекта, возможность разных вариантов поведения.

Возможна предельная санкция. Наступает тогда, когда многократно не исполняются другие санкции.

Мононормы первобытного общества - протосоциальные нормы. Близкие к техническим нормам, благодаря неразвитости социального начала у первобытного человека. Способы обеспечения чаще всего носят естественный характер. Признак самоисполняемости норм. В обеспечительных механизмах естественное начало превалирует над искусственным.

2.

внутренние - свойственные внутреннему миру человеческой психики (совесть);

внешние - устанавливаемые и поддерживаемые определенной социальной общностью (1).

Просматривается идея предельной санкции (во внутренних санкциях) - нарушение внутренней нормы становится привычным, человек переходит в иную систему ценностей.

1. могут иметь характер кары, наказания или характер восстановления, возмещения. Предельная санкция - если обеспечение норм неудачно, поведение, нарушающее норму, становится нормой.

Виды социальных норм.

по санкции (следствие становится причиной) - наиболее распространенная классификация.

по специфике социальных отношений:

 обычай (традиция) (1);

 этические нормы, моральноправовые нормы (2);

 религиозные нормы (3);

 политические нормы (4);

 корпоративные нормы (5);

 правовые нормы (6).

по специфике регулятивного принципа.

1. Не вполне социальный обеспечительный механизм, широкий круг регулируемых отношений, стереотип как регулятивный принцип, отбор наиболее эффективных способов действия, обеспечение в силу стереотипности поведения, нет границы между внешними и внутренними обеспечительными механизмами - тесная связь с мононормами. Обычай выражает более конкретный способ поведения, традиция - общая линия поведения.

2. Мораль - внутренние этические убеждения субъекта. Нравственность - нормы, вырабатываемые общностью. И то и другое регулирует сугубо межличностные отношения с учетом индивидуальных особенностей личности. Действуют в технических сферах, где значим индивидуальный аспект. Основа - представления о добре и зле. Невозможны однозначные представления. Все моральные нормы носят ситуативную окраску. Моральная регуляция предполагает единство в рамках общества и единение самого общества. Основа - принцип любви в самом общем смысле. Нормы нравственности обеспечиваются способами в рамках общности (сила общественного мнения) - нет системы, санкций, органов, применяющих санкции.

3. Отличаются от этических по источнику - божественное веление; и по способы обеспечения - трансцендентальный характер, нарушение требует санкции, социально не очевидной. Правила поведения - опосредованное выражение правил поведения в отношениях человека с Богом. Суть не в формальном соблюдении, а в моральном осознании смысла нормы. В основе религиозной регуляции лежит принцип любви и единения человечества.

4. Выделяются в сфере отношений, порядок приобретения и осуществления политической власти в социальной жизни, отношения между большими социальными группами. Регулятивный принцип некоторым образом совпадает в санкцией - принцип силы. Политические нормы - тот порядок отношений, который соответствует распределению социальных сил.

5. Слишком искусственны:

искусственно созданные социальные общности;

не вырабатываются в процессе естественной жизни организации (сама организация искусственна).

Лишены признака всеобщности, неперсонифицированности, действуют в рамках искусственно созданной организации.

6. Нет единого представления о праве претензия правовой регуляции на всеобщность и универсальность. Любой человек в социально-типичной ситуации должен поступать определенным образом.

Право и обычай.

Обычай - содержатель наименее определенный вид социальных норм.

Юридический позитивизм.

Право - нормы, установленные государством и обеспеченные силой государственного принуждения. Обычная норма может стать правом.

Естественно-правовая школа.

Правовые обычаи - соответствующие морально-этическим системам, лежащим в основе естественных концепций.

Нет пределов для ограничения сферы правового регулирования.

Либертарная концепция.

Обычай может носить изначально правовой характер (если неперсонифицирован), например, сервитут. Если обычай индивидуализирован, он никогда не сможет стать правовым.

Право и мораль.

Позитивизм.

Мораль, закрепляемая в законе, становится правом.

Естественно-правовые концепции.

Содержательная тождественность права и морали. Приоритет морали по отношению к праву.

Либертарная концепция.

Принципиально разные системы регулирования. Сферы регуляции, не пересекаются, два вида ситуации. Правовая регуляция формализует ситуацию. Принцип - формальная свобода, автономия, равенства - разница санкций. Право всеобще по своему характеру и должно обеспечиваться общеобязательным способом. Невозможно государственное обеспечение морали.

Право и религия - по такому же принципу, что право и мораль.

Право и политические нормы.

Политические отношения фиксируются актами, исходящими от государства.

Либертарная теория.

Если политическая власть ограничена правами и свободами человека, то правила ее осуществления - правовые. Политические нормы являются правовыми, когда утверждают равный доступ к власти, влияние на властные отношения.

Выводы: все системы социальной регуляции действуют по принципу взаимодополнительности - «принцип единения», «принцип свободы», «принцип силы» (произвола).

Свобода и солидарность - собственно принципы, в какой-то мере противоположные друг другу. Принцип произвола не имеет собственного содержания. Принцип свободы обеспечивает свободу морального или религиозного самоопределения человека. Право гарантирует свободу поведения человека в соответствии с моральными принципами (предел: свобода другого человека). Обеспечение функционирования человека как абстрактного лица или как личности.

 

22. Позитивисткая концепция прав человека.

Позитивистская концепция исходит из того, что права человека, как и любое правовое предписание вообще является октроированным (производными от государства), предоставляются и гарантируются государством. № концепции интепритации прав человека: 1. Классический легизм и (солидаризм). Октроированный характер прав человека ведет к отрицанию прав человека по сути в пользу либо обязанностей государства по отношению к человеку, либо обязанностей самого человека к определенному поведению. Права человека передаются для реализации определенных прав и они носят и обязывающий характер. Например: право на труд (= обязанность) в СССР. Малицкий: источником прав является государство. Человек получает права для общественных целей, а не личных, т.е. права человека не самостоятельное правовое явление, это такой же приказ государства, как и др. нормы. 2. солидаризм. Право - должно быть заменено социальными обязанностями (социальными функциями).Противопоставление индивидуума обществу рассматривается как аморальное и не должно быть реализованным. 3. англо - саксонские позитивисты. Права человека, то что признано, установлено законом, или то, что можно защищать в суде. Но признание прав рассматривается как результат договорных отношений между народом и властью, если право не признано, то оно не не гарантировано и не защищается. Суд защиты рассматривается как форма государственной гарантии, государственного признания. Систематизация прав и свобод человека (в основном в рамках легизма) не по юридической природе (это государство), а по сфере, в которой действуют: 1. личные 2. политические 3. социально-экономические и культурные. 2. непозитивистские концепции. Произошли от римского права.

Ульпиан: по естественному праву все люди равны и квиритское право и право народов представляет собой некоторые ограничения этого права. Традиционно от 17 в. Теории неотчуждаемых прав от естественно - договорной теории (Гоббс, Руссо, Локк): в естественном состоянии 1. война всех против всех 2. золотой век. Оценка этого естественного состояния и передача части (всех) своих свобод некому государственному образованию (государству), чтобы оно гарантировало права. Прошлогодние лекции.

Рассмотрим два основных подхода к проблеме - позитивистский и непозитивистский.

Позитивисты утверждают, что права и свободы человека производны от госдарства, то есть являются по сути октроированными.

Объем прав и свобод человека и само их существование зависит от государства.

Права и свободы человека в позитивистской трактовке - это принятые государством на себя обязательства позволять что-либо членам общества и не совершать что-то в отношении них.

Права и свободы человека связываются с его обязанностями и приктически с ними отождествляются.

Права и свободы человека предоставляются не просто так, а для социально-полезной цели. По мнению Малицкого, государство является источником прав личности. Гражданин получает права и свободы не для своего интереса, а для осуществления своих социальных обязанностей. При позитивистском подходе отсутствует противопоставление государства и личности как равновеликих величин. Права и свободы личности подчинены государству. По сути позитивисты проповедуют системоцентристский подход - провозглашая приоритет ценности сохранения и поддержания существующей социальной общности и социальной системы. Процесс эмансипации личности при таком подходе сложен. Для выживания необходимо все равно сохранить систему.

Вся допустимая мера свободы детерминирована ценностью сохранения системы.

Права и свободы человека - не ценность. Различие по содержанию прав и свобод человека не важно. Система прав и свобод человека строится в зависимости от сферы, где человек эти права использует - личные, политические , социально-экономические.

Различия по правовой природе прав и свобод человека не проводится. Непозитивистский подход. Юснатуралисты исходят из естественного характера происхождения прав и свобод человека. Они носят до- и внезаконотворческий характер.

Права и свободы человека не зависят от их закрепления или незакрепления в нормативных актах.

Обоснование естественности и неотчуждаемости прав и свобод человека изначально имело религиозный характер и связывалось с Божественной волей.

Упоминание о jus naturale мы находим еще у стоиков и в дигестах. Иные виды права не строятся на основе принципа равенства.

Отличие естественного права от позитивного в том, что первое строится на основе принципа равенства, а второе допускает непризнание определенных прав за некоторыми группами людей.

Локк разрабатывал идею прав и свобод человека, носящих естественный и неотчуждаемый характер в рамках буржуазных демократий.

Все права по Локку выводятся из права собственности - на себя (жизнь, равенство), на свободу, на равенство как таковое, на собственность как таковую.

Становится актуальным социальное движение за религиозную свободу - то есть за права и свободы человека - конгреационализм в Англии.

Конгреационализм сводится к необходимости отделения церкви от государства и признания свободы совести.

Из связи человека с Богом выводится неземной, негосударственный характер прав и свобод человека, особенно, в том, что касается свободы во всех вопросах, в том числе в вопросах воли и совести.

Сначала появилось требование свободы самоорганизации религиозной общины, а из этого возникло право каждой общности на самоорганизацию.

 

23.ИДЕОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ И НЕОТЧУЖДАЕМЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Три поколения.

Рассмотрим два основных подхода к проблеме - позитивистский и непозитивистский.

Позитивисты утверждают, что права и свободы человека производны от госдарства, то есть являются по сути октроированными.

Объем прав и свобод человека и само их существование зависит от государства.

Права и свободы человека в позитивистской трактовке - это принятые государством на себя обязательства позволять что-либо членам общества и не совершать что-то в отношении них.

Права и свободы человека связываются с его обязанностями и приктически с ними отождествляются.

Права и свободы человека предоставляются не просто так, а для социально-полезной цели.

По мнению Малицкого, государство является источником прав личности. Гражданин получает права и свободы не для своего интереса, а для осуществления своих социальных обязанностей.

При позитивистском подходе отсутствует противопоставление государства и личности как равновеликих величин. Права и свободы личности подчинены государству.

По сути позитивисты проповедуют системоцентристский подход - провозглашая приоритет ценности сохранения и поддержания существующей социальной общности и социальной системы.

Процесс эмансипации личности при таком подходе сложен. Для выживания необходимо все равно сохранить систему.

Вся допустимая мера свободы детерминирована ценностью сохранения системы.

Права и свободы человека - не ценность.

Различие по содержанию прав и свобод человека не важно.

Система прав и свобод человека строится в зависимости от сферы, где человек эти права использует - личные, политические , социально-экономические.

Различия по правовой природе прав и свобод человека не проводится.

Непозитивистский подход.

Юснатуралисты исходят из естественного характера происхождения прав и свобод человека. Они носят до- и внезаконотворческий характер.

Права и свободы человека не зависят от их закрепления или незакрепления в нормативных актах.

Обоснование естественности и неотчуждаемости прав и свобод человека изначально имело религиозный характер и связывалось с Божественной волей.

Упоминание о jus naturale мы находим еще у стоиков и в дигестах. Иные виды права не строятся на основе принципа равенства.

Отличие естественного права от позитивного в том, что первое строится на основе принципа равенства, а второе допускает непризнание определенных прав за некоторыми группами людей.

Локк разрабатывал идею прав и свобод человека, носящих естественный и неотчуждаемый характер в рамках буржуазных демократий.

Все права по Локку выводятся из права собственности - на себя (жизнь, равенство), на свободу, на равенство как таковое, на собственность как таковую.

Становится актуальным социальное движение за религиозную свободу - то есть за права и свободы человека - конгреационализм в Англии.

Конгреационализм сводится к необходимости отделения церкви от государства и признания свободы совести.

Из связи человека с Богом выводится неземной, негосударственный характер прав и свобод человека, особенно, в том, что касается свободы во всех вопросах, в том числе в вопросах воли и совести.

Сначала появилось требование свободы самоорганизации религиозной общины, а из этого возникло право каждой общности на самоорганизацию.

Позитивация и классификация прав и свобод человека.

Первая признанная позитивация прав и свобод человека - это Билль о правах 1776 года, изданный в штате Вирджиния США.

В Билле были зафиксированы реально сложившиеся общественные отношения и обязанность государства не нарушать установившийся порядок.

Широко распространена концепция договорной позитивации - люди сами отчуждают свои права в пользу государства за предоставление защиты.

При этом постулируется наличие неотчуждаемых прав, так как за них невозможно предложить эквивалента.

В связи с созданием французской Декларации прав и свобод человека вопрос о позитивации прав и свобод вошел в сферу философии.

Классификация прав и свобод человека в естественно-правовой школе отражает расширение списка этих прав и свобод с течением времени.

Выделяются права первого поколения - жизнь, свобода, равенство, собственность.

В рамках этой классификации Еллинек предлагает следующее деление прав человека.

При этом под естественными и неотчуждаемыми правами понимаются так называемые субъективные публичные права, то есть субъективные права человека в публично-правовой сфере, которые человек адресует государству.

Еллинек выделяет STATUS NEGATIVUS - права, которые очерчивают сферу личных свобод и автономии человека, то есть то, что человек защищает от вторжения государства и других лиц.

Под STATUS POSITIVUS понимаются притязания, которые человек адресует государству и которые заключаются в том, что государство должно защищать негативные человеческие права. По сути речь идет о судебно-полицейской защите прав и свобод человека.

Под STATUS ACTIVUS понимаются права активного субъекта критического общения - право избирать и быть избранным, право на участие в управлении государством.

Основа классификации - это негативные права. Все остальные права их обеспечивают.

Из классификации выводится целевое назначение государства - защита прав человека.

Государство - это система институциональных и процессуальных гарантий прав и свобод человека.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты