КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правоспособность и дееспособность. 6 страницаХарактерные черты присущие тоталитаризму. Неограниченная ничем политическая власть, которая искусственно формирует все государственные структуры. Нет сферы социальной эффективности. Слито воедино общество и государство. Нет разделения на частную и публичную жизнь. Государство контролирует все сферы жизни общества. Для тоталитарного режима характерна монополизация всей власти (политической, экономической) которая находится в одних руках. Все контролируется государством. Однопартийная система, где реальной властью обладает однопартийная структура, все остальные гос. Структуры лишь исполняют решения этой партии. Для тоталитарного режима характерен харизматическей тип вигитимации власти. К харизматическим лидерам можно отнести Сталина, Гитлера. Социальная структура искусственно создана, жизнь человека задается государством (имеет важное значение в какой семье и в какой местности человек родился). Искусственно формируются властные структуры, несмотря на то, что законодательно закреплен принцип избирать, выборы лишь формальность, в реальности он не действует, все решает правящая верхушка. В тоталитарном государстве навязывается идеология обществу, которая провозглашается самой верной, истинной справедливой. Провозглашается, что эта самая идеология лучшая не только для этого государства, но и для всего мира. Тоталитарный режим нельзя рассматривать как этатическую модель т.к. этатическая модель это отношения между государством и обществом. Поэтому к этатической модели можно отнести социальное государство и полицейское. Полицейское государство не устойчиво и временно. Оно образуется для преодоления проблем возникших на данном этапе развития государства, и которые не могут быть решены иначе. В результате, полицейское государство образуется либо в государство с социальным либо с тоталитарным режимом.
36. Социальное гос-во. Социальное государство представляет собой третью модель правового государства, которое помимо защиты прав человека принимает на себя обязательства поддерживать социально незащищенных индивидов и социально слабые слои населения. Выход при социально-правовом государстве возможен только при определенных условиях: 1) если государство долго и успешно развивалось по либеральной модели, т.е. оно достаточно богатое с развитым рынком, институционально - структуризировано, при этих условиях оно может функционировать как самоуправляющая система. Пределы вмешательства государства и его меры: 1)меры по демополизации: а)административные. Административный запрет монополизации; контроль за сделками, за слиянием, принудительное разделение на мелкие компании. б) экономические меры - государственная поддержка социально значимых но недостаточно развитых производств ( сельское хозяйство, средний бизнес, коммунальные услуги, энергия, сокращение налогов и т.д.). 2. Отказ от принципа свободы договора, особенно относительно договора найма. Государство устанавливает льготы и преимущества для работника (мин. Зарплата, мах. Рабочий день, обязаннось по страхованию и т.д.) Постепенно льготы расширяются (нап. Определенные преимущества для съемщика) 3. Государство перераспределяет национальный доход, устанавливает налогообложение для бедных слоев населения. 2 вида помощи: а. Денежная выплата (пенсии, пособия и т.д.). б. Предоставляет услуги (образование, медицина и др.) В рамках государства проблема обеспечения и реализации социальных функций решается в 2-х вариантах: либо уменьшение либо увеличение налогообложения. Современное государство усиливает, то социальное, то либеральное начала. Разумные пределы социальной деятельности государства: если это позволяет экономический уровень. если это необходимо не должно вести к чрезмерному ограничению свободы человека. Социальные программы должны быть направлены на помощь социально слабых слоев населения (образовательных, медицинских, соц. - реабилитационных программ). Государство должно поощрять негосударственную социально-благотворительную деятельность.
38. Типологтя права и государства (общее понятие и основные классификации) Типология - выделение групп однородных объектов. Нет больших различий между типологией и классификацией. Выбор основания определяется целями и задачами исследования и сущностными представлениями о государстве и праве. Типы: идеальные - умозрительные конструкции, идеальная модель государства или права, утопия (1); эмпирические - типы, которые строятся при выполнении наукой дискрептивно-описательной функции (2) правовое и полицейское государство, государство и деспотии.
динамические (типы развития) - изменения объектов в ходе их длительного существования: исторические типологии государства и права; статические (типы сосуществования): типолонии соверменных государственно-правовых систем. Модели исторического процесса: линейная (1); циклическая (2); спиралевидная (3) единство, социальный и исторический прогресс; отрицание единства истории, каждое общество возникает, развивается и исчезает; единство прогрессивное развитие, форма жизнедеятельности имеет циклический характер, но не исчезает полностью, а дает начало другой форме.
42. Морфологический подход к типологии права и государства. Морфологические типологии - статичные типы. Основа - анализ формы. Античные - учение о правильных и неправильных формах государства. Современные - учение о форме государства.
37. Цели, задачи и функции государства. Цели государства - это его социальное назначение. Цели можно разделить на 2 вида: институциональные - государство необходимо чтобы обеспечить публичный порядок, путем создания институтов. теологические. Их можно подразделить на 2 вида: цель социального господства - насилие. Необходимо обеспечить господство одного слоя населения над другим путем насилия. Цель достигается путем использования идеологии. Здесь государство выступает как орудие господствующего класса. цель общего блага. государство обеспечивает в обществе общее благо. Одна концепция: социальное господство, когда определенной группой людей (элитой) выбирается одна ценность и провозглашается как благо для всего общества, в действительности же это благо обеспечивает интересы группы лиц установившей ее. Другие концепции рассматривают общее благо, благо которое способно удовлетворить потребности разных слоев населения и оно рассматривается как максимально возможная реализация блага для каждого человека в отдельности. Общее благо здесь рассматривается как способ согласования. Общее благо сводится к обеспечению прав и свобод каждого человека. Задачи и функции государства. - это основные направления государства в которых отражается сущность и социальное назначение государства. Функции - это способы и средства государственной деятельности в соответствующих направлениях. Задачи - это направления государства. Задачи. Внешние - международное сношение государства (отношения на международном уровне). Их 2 вида: 1.государство принимает непосредственное участие в вопрос ах обороны страны 2.поддержание отношений между другими странами. Внутренние задачи их виды: 1. правовая внутренняя задача - государство устанавливает и поддерживает правопорядок в стране. Создает позитивное право и его обеспечивает. 2. Экономическая - обеспечивает и поддерживает эффективность производства, развивает экономику страны. 3. социальная - обеспечение и поддержание социального мира путем ограничения свободы договора, перераспределение доходов путем высокого налогообложения и т.д. 4. культурная - содействие государства в развитии культуры. 5. экологическая - сохранение и поддержание внешней окружающей среды. Функции: 1)законодательная 2)управление 3)правосудие.
39.Формационный подход. Если исходить из понятия о государстве и праве как формах развития прав и свобод человека, формационный подход оказывается неприменимым. В целом, идеал коммунистического общества противостоит идеалам индивидуальной свободы. Основа формационной типологии - общественная экономическая формация. Общественные экономические формации вычленяются по способу производства. В основе развития способа производства лежит развитие и изменение отношений собственности. Сторонники формационного подхода приводят пяти-членное деление исторического процесса на исторические типы государства. Толчком к смене исторических типов государства и права является несоответствие правоотношений характеру и уровню развития производительных сил. Рабовладение как тип государства характеризуется наличием частной собственности на средства производства и на производительные силы, внеэкономическим принуждением к труду. Собственником присваивается не только добавочный, но и необходимый продукт. В этой связи отсутствует естественное воспроизводство рабочей силы. При феодализме имеет место частная собственность на средства производства, основным из которых признается земля. Собственники средств производства - это в том числе и сами производители материальных благ. Продукта недостаточно для надлежащего естественного воспроизводства, но он есть. Имеет место и экономическое и внеэкономическое принуждение к труду, что выражается в различных формах личной зависимости. У работника изымается только прибавочный продукт. Необходимый продукт расходуется на индивидуальное потребление. При капитализме происходит отделение работника от средств производства. Остается только экономическое принуждение к труду. Происходит только частичное изъятие прибавочного продукта. Следовательно, имеет место как естественное, так и расширенное воспроизводство рабочей силы и ее развитие. Прибавочный продукт используется как для потребления, так и для развития. Постепенно уровень производства достигает высокого уровня обобществления труда (чтобы произвести телевизор, необходимо включить в производство огромное количество людей разной профессии из разных мест). Частная форма присвоения прибавочного продукта вступает в противоречие с уровнем производства. Таким образом, рождается социализм.
40. Цивилизационный подход к типологии права и государства. При цивилизационном подходе отрицается единство исторического процесса. Сторонниками такого подхода были Данилевский, Шпенглер, Тойнби. Сторонниками цивилизационного подхода отрицается европоцентризм, так как нельзя брать за основу мирового развития историческое развитие Европы. История человечества - это совокупность замкнутых циклов развития культур и цивилизаций. При таком подходе отсутствует раздельное рассмотрение права и государства. По сути, концепция не имеет юридической ценности, она лишь дает некоторое представление о культуре. Тойнби утверждал, что цивилизация - это нечто более протяженное в пространстве и во времени по сравнению с государством и политическим союзом. Цивилизация может иметь, а может не иметь связей с другими цивилизациями. В частности, Данилевский и Шпенглер отрицали связь между цивилизациями. Выделяют следующие виды связей между цивилизациями: * Отношения первичной (материнской) и вторичной (дочерней) связей, * Родственные связи, когда 2 и более цивилизаций имеют одну материнскую цивилизацию. Общие закономерности, черты общности развития цивилизаций менее выражены, чем черты ее элементов. Четкие критерии отграничения цивилизаций отсутствуют, возможно, в качестве такого критерия выступает лишь религия. Но религиозного ДЕТЕРМИНИЗМА у Тойнби нет. По сути, религия - это система верований, которая формируется в результате развития цивилизаций. Виды цивилизаций. Выделяют стадии генезиса, роста, надлома и распада цивилизации. Причина возникновения новой цивилизации отражается религиозно-априорной концепцией "вызова-ответа". Генезис цивилизации происходит по вызову Всевышнего (например, змей-искуситель - это вызов). Чтобы родилась цивилизация, нужен ответ на вызов. Вызовы могут носить как естественно-природный (общества фактор неплодородной земли или фактор "новой" земли), так и социальный характер (угроза, нападение, давление, когда общество выполняет функцию форпоста, угнетение определенной части) - здесь само состояние и есть вызов. Вызовы могут поступать как до зарождения цивилизации, так и в процессе ее развития. Общество не тождественно единому организму. Так, на вызов реагируют лишь отдельные члены общества - так называемое творческое меньшинство. Для зарождения цивилизации необходимо, чтобы творческое меньшинство (1 человек или социальная группа) предложило адекватный ответ на вызов. Кроме этого необходимо, чтобы инертная масса должна быть способна воспринять этот ответ. В теории политологии эта концепция называется концепцией социального подражания. Примечательно, что наиболее эффективны вызовы средней интенсивности, так как сильные вызовы могут привести к уничтожению общества, а слабые - просто не будут услышаны. Стадия роста цивилизации не связывается с территориальной экспансией или научно-техническим прогрессом. Рост заключается в переносе центра внимания с макрокосма на микрокосм и состоит в духовном и нравственном совершенствовании человека и общества. Проблемы роста не связаны с внешними факторами, они связаны с социальными взаимоотношениями. В религии утверждаются концепции, имеющие более личностное содержание. По сути, период роста определяет своеобразие цивилизации. Стадия надлома как раз и может сопровождаться территориальной экспансией. В этом состоянии общество неспособно предлагать адекватные ответы на новые вызовы. Это этап краха творческого меньшинства либо разрыв между ним и инертной массой, утрата инстинкта социального подражания, часто сопровождаемая идолопоклонством. Общество фактически выбирает ложные цели развития. Стадия надлома необязательно приводит к распаду и гибели. Может сформироваться новое меньшинство, и произойдет обновление цивилизации, либо цивилизация родит дочернюю. Итак, по сути, три исхода для цивилизации - гибель, обновление или материнство.
41. Юридический подход к типологии права и государства. юридическая. Основа - юридически значимые признаки. Типология Г. Еллинека (линейная и спиралевидная). Критерии: характер государственного союза, правовое положение человека в нем. Государство: древневосточное (1); эллинское (2); древнеримское (3); средневековое (4); современное (5). Характер государственного союза: - монистический - нет конкурирующих с государственной властью властей; - дуалистический. светская и религиозная власть слита воедино, обожествление власти. Светская власть - представитель божественной власти. Правоспсобности и отношению к власти у человека нет, он - не личность. Светская власть установлена властью божественной, связана законом (древнееврейское государство) монистический характер государственного союза, гражданин был наделен достаточно широкой гражданской правоспосбоностью, свобода - возможность участия в управлении государства, свобода - не свобода от государства, нет понятия частной и публичной сфер деятельности человека на уровне правосознания. Слияние светского и сакрально, политеизм. во многом аналогично (2), институт pater familias - непроизводность власти от государственной, предпосылки дуалистического государства. дуалистическое государство, в строгом смысле слова несуверенное. Власть монарха связана с земельной собственностью, но верховной собственности противостоит собственность отдельных феодалов и притязания общины, борьба верховной власти. Период господства единой церкви. Борьба светских властителей с церковью за верховенство в светской жизни. Конкуренция центров власти. Свобода - свобода от государства, наличие частной жизни. монистическое. Верховная власть обеспечила себе верховенство, но признала сферу частной жизни и пределы государственного вмешательства. Проявление дуализма - писаные конституции, разделение властей. Либертарная концепция (линейная). Типы - исторические формы признания и организации свободы человека в общественной жизни: этнические - жесткое деление на свободных и несвободных; сословные - сословия имеют свой объем прав и свобод, внутри - формальное равенство; индивидуально-гражданский или индивидуально-политический - принадлежность к государству; гуманитарно-правовой - вне зависимости от государственной принадлежности. Типология во сфере действия формального равенства: доиндустриальный - плюрализм правовых систем; индустриальный - всеобщность действия принципа формального равенства; постиндустриальный - ограничениепринципа формального равенства за счет предоставления определенным группам привилегий. Г. Мэн. История развития права - история развития от статуса к договору. Социальное государств - возврат к статусным различиям. Современные - учение о форме государства. Правоспособность и дееспособность.
Многие авторы[1] отмечали, что генетическая связь между гражданским правом как профилирующей отраслью и отраслями, выделившимися из него, предполагает наличие общих понятий, заимствуемых этими отраслями из гражданского права. Семейное право не только использует гражданско-правовое понятие правоспособности и дееспособности. Изменение гражданской дееспособности оказывает непосредственное влияние на семейные отношения. Связь указанных правовых явлений в семейном и гражданском праве настолько тесная, что можно, на взгляд М. В. Антокольской, говорить о едином понятии правоспособности и дееспособности в гражданском и семейном праве.[2] Не все авторы, однако, придерживаются такой точки зрения. Я. Р. Веберс, автор монографии, специально посвященной исследованию правоспособности и дееспособности в семейном и гражданском праве, считал, что в семейное право нельзя механически переносить соответствующие гражданско-правовые категории. Тем не менее, он отмечал, что эти понятия настолько близки, что рассматривать их можно только совместно, в рамках одного и того же исследования[3]. Я. Р. Веберс определяет семейную правоспособность как способность «в соответствии с законом совершать семейно-правовые акты и иметь личные неимущественные и имущественные права и обязанности, предусмотренные законодательством «o браке и семье». Данное определение представляется весьма неудачным. Прежде всего, в содержание правоспособности не следует включать способность «совершать акты». Во-первых, если речь идет o способности совершать их своими действиями, то это элемент дееспособности, а не правоспособности. Если имеется в виду абстрактная возможность совершения актов, то почему речь идет только об актах? Ведь возможность совершения юридических поступков тоже входит в содержание правоспособности. Слова «в соответствии c законом» тоже излишни,так как никто не может иметь права и обязанности, не соответствующие требованиям закона. Указание на то, что в семейном праве субъекты могут иметь лишь права и обязанности, предусмотренные законодательством o браке и семье, весьма спорно. B гражданском праве субъекты могут иметь права и нести обязанности, как прямо предусмотренные, так и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему. Каково же положение в семейном праве? Семейное законодательство не содержит указаний на исчерпывающий перечень семейно-правовых прав и обязанностей, а значит, в соответствии c принципом «разрешено все, что прямо не запрещено законом» можно предположить, что и в семейном праве, возможно, иметь права, прямо не предусмотренные законом. Итак, все, что осталось от определения - это «способность иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности». B результате мы получили определение правоспособности идентичное гражданско-правовому. B качестве еще одного отличия семейной правоспособности от гражданской выделяется то, что хотя семейная правоспособность, как и гражданская, возникаетc рождения, c достижением определенного возраста она расширяется.[4] Этот взгляд связан с тем, что правоспособность и в гражданском, и в семейном правe рассматривается как абстрактная предпосылка правообладания, но ееабстрактность предполагает, что в ее содержание не входят уже возникшие субъективные права и обязанности, a не то, что некоторые ее элементы вообще не могут быть реализованы. B семейном же праве многочисленные элементы правоспособности, такие как способность, к вступлению в брак, усыновлению, способность быть назначенным опекуном или попечителем, не могут до определенного возраста осуществляться ни действиями самого субъекта права, ни действиями его законных представителей. Возникает вопрос о том, можно ли сказать, что эти элементы присутствуют в составе семейной правоспособности уже с рождения или же они появляются, как указывал В.А. Рясенцев и многие другие ученые, только с достижением соответствующет возраста? М.Т. Оридорога придавала этому обстоятельству такое значение, что вообще считала понятие правоспособности неприменимым к праву на вступление в брак. Категория правоспособности, по ее мнению, имеет практическое значение, если закон предоставляет лицу субъективные права до наступления того возраста, когда оно приобретает способность своими действиями создавать для себя обязанности (так складываются отношения в гражданском праве). Именно разрыв во времени между возможностью иметь субъективные права и обязанности и способностью совершать юридически значимые действия вызвал к жизни категорию правоспособности и дееспособности в гражданском праве. Поскольку вступление в брак неразделимо с возможностью иметь вытекающие из брака права и обязанности, то нет оснований различать брачную правоспособность, а целесообразно считать основанием возникновения брачного правоотношения брачную (или семейную) правосубъектность, понимая под этим как способность быть носителем прав и обязанностей, так и способность к их самостоятельному осуществлению[5]. Не вдаваясь в споры о соотношении правоспособности и дееспособности с правосубъектностью, прежде всего нужно помнить, что и в семейном праве есть ряд прав, при осуществлении которых допускается восполнение недостающей дееспособности действиями законных представителей. Это такие имущественные права, как право на получение алиментов, право на раздел имущества. К ним же должны быть отнесены права на заключение брачного контракта недееспособным супругом (если один из супругов стал недееспособным после вступления в брак) и алиментного соглашения. Невозможно в рамках одной отрасли или даже подотрасли или института, как бы мы ни расценивали семейное право, признавать, что к одним отношениям понятие правоспособности применимо, а к другим нет. Кроме того, необходимо отметить, что проблема невозможности осуществления прав с помощью других лиц - это проблема не только семейного, но и гражданского права. В гражданском праве, правда, гораздо реже, тоже встречаются действия, которые не могут быть реализованы с помощью законных представителей. Например, недееспособный не может завещать ни сам, ни через представителя; не может он выступить в качестве поверенного в договоре поручения, стать опекуном или попечителем. Дарителем в договоре дарения может быть также только дееспособное лицо, потому что законный представитель не вправе осуществлять безвозмездный отказ от прав представляемого, а органы опеки не вправе дать разрешение на совершение этого договора. Во всех случаях, где отношения или тесно связаны с личностью, или требуют личного участия, отсутствие дееспособности, как правило, не может быть восполнено. Поэтому если следует говорить о развитии дееспособности с достижением определенного возраста, то не только в рамках семейного, но и гражданского права. Однако тогда получится, что в семейном праве не один лишь возраст оказывает влияние на правоспособность. Способность к заключению брака по общему правилу возникает с достижением 18 лет. Но брачный возраст может быть снижен. Означает ли это, что в данном случае расширение правоспособности произошло под воздействием акта местной администрации о снижении брачного возраста? В противном случае придется признать, что право вступить в брак до 18 лет, было осуществлено в отсутствие соответствующего элемента правоспособности, что невозможно. Право быть усыновителем, опекуном или попечителем не предоставлено лицам, признанным недееспособными, ограниченно дееспособными. В.А. Рясенцев считал, что в указанных ситуациях имеет место ограничение семейной правоспособности. Однако признание недееспособным или ограниченно дееспособным не расценивается как ограничение гражданской правоспособности, хотя право быть дарителем, опекуном, попечителем, поверенным тоже не может быть осуществлено ни лично, ни через представителей. Следовательно, вопрос о влиянии возраста и других факторов на правоспособность имеет не семейно-правовое, а общетеоретическое значение. Итак, мы видим, что существенных отличий правоспособности в гражданском праве от правоспособности в семейном праве установить, пока не удается. Рассмотрим другую не менее важную категорию - дееспособность. Я.Р. Веберс предлагает определить семейную дееспособность как «способность к приобретению и осуществлению семейных прав и обязанностей»[6]. В это определение необходимо добавить указание на то, что права и обязанности приобретаются и осуществляются своими собственными действиями; так как осуществлять права и обязанности могут и недееспособные лица посредством действий законных представителей. Тогда семейную дееспособность следует рассматривать, как способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, и это определение опять-таки полностью совпадет с гражданско-правовым. Тем не менее в отношении семейной дееспособности предпринимается еще больше усилий, чтобы доказать ее семейно-правовую специфику. Я.Р. Веберс возражает против возможности применения гражданской категории дееспособности в семейном праве. Применение цивилистической конструкции дееспособности в области семейного права, по его мнению, не может быть оправдано, главным образом по той причине, что содержание и структура гражданской дееспособности установлены для создания и осуществления прав и обязанностей в основном имущественного характера, совершения имущественных сделок, возникновения деликтных обязательств[7]. Но в гражданском праве есть, как и в семейном, имущественные и личные неимущественные права, и для возникновения и осуществления, последних тоже необходима дееспособность. В.А.Рясенцев справедливо отмечает, что наличие дееспособности не всегда необходимо для участия в семейных правоотношениях[8]. В одних случаях, например в правоотношениях, складывающихся между родителями и несовершеннолетними детьми, один субъект - ребенок всегда недееспособен, и его дееспособность не нуждается в восполнении. В других правоотношениях, например алиментных, одна из сторон может быть недееспособной, но ее дееспособность должна восполняться действиями законных представителей. Нельзя, однако, согласиться и с тем, что дееспособность нужна только для совершения семейно-правовых актов. С.Я. Паластина совершенно обоснованно указывала на то, что дееспособность необходима и для совершения юридических поступков. Анализируя волевой элемент юридического поступка, она пишет, что при его совершении воля должна быть направлена на достижение материальных или социальных последствий, это и отличает поступок от акта, где воля непосредственно направлена на достижение правовых последствий. И в том и в другом случае воле придается значение, а значит, она должна быть выражена дееспособными лицами. Фактический воспитатель, замечает С.Я. Паластина, должен понимать значение своего намерения постоянно воспитывать и содержать ребенка, независимо от того, известны ему правовые последствия таких действий или нет. «Если при этом имеются пороки сознания или воли субъекта, судебная практика не признает его поведение фактическим воспитанием и содержанием»[9]. Полная дееспособность в семейном праве, как и в гражданском, возникает с 18 лет. Невозможно согласиться с утверждением Я.Р. Веберса о том, что в области совершения семейно-правовых актов она «возникает одновременно с соответствующими элементами содержания правоспособности и существует как правило в единстве с ними»[10]. Во-первых, даже если признать, что правоспособность в семейном праве развивается с достижением субъектом определенного возраста, нельзя считать, что в части совершения актов момент возникновения правоспособности и дееспособности связаны, а в отношении совершения юридических поступков - нет. Кроме того, для совершения некоторых актов: расторжения брака, взыскания алиментов, заключения брачного договора - необязательно быть дееспособным. Все эти действия от имени недееспособного может осуществить его законный представитель. Значит, соответствующие элементы правоспособности есть и у недееспособного субъекта. Можно, следовательно, сделать вывод, что в семейном и гражданском праве полная дееспособность возникает одновременно. Неразрывная связь этих категорий проявляется и в их взаимном влиянии друг на друга. Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным в области семейного права, вступившего в брак в результате снижения ему брачного возраста, автоматически приводит к возникновению у него полной гражданской дееспособности. В семейном праве существует проблема, связанная с дееспособностью несовершеннолетней матери, ребенок которой родился вне брака. В данном случае рождение ребенка не приводит к возникновению у нее гражданской и семейной дееспособности, и это не позволяет ей в полной мере осуществлять свои родительские права. В частности, она не может представлять своего ребенка, так как сама находится под попечительством или, реже, под опекой. Для защиты прав несовершеннолетней матери, за ней, в связи с рождением ребенка, должна признаваться гражданская и семейная дееспособность в полном объеме. 3атруднение связано лишь с тем, что биологическая возможность родить ребенка не всегда сочетается с интеллектуальной и волевой зрелостью, достаточной для возникновения полной дееспособности. Ребенок может родиться и в 15, и в 13 и даже, в редких случаях, ранее этого возраста. Поэтому несовершеннолетняя мать должна признаваться полностью дееспособной с 16 лет, независимо от того, когда у нее родился ребенок. До этого момента ребенку следует назначать отдельного опекуна. Не всегда возникновение полной дееспособности в области гражданского права должно автоматически приводить к признанию полной семейной дееспособности. Статья 22-1 ГК РК предусматривает возможность эмансипации несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, при этом он становится полностью дееспособным. Эмансипация, безусловно, должна оказывать влияние и на семейно-правовой статус несовершеннолетнего, прежде всего он должен считаться полностью дееспособным в сфере семейных имущественных отношений: иметь право самостоятельно взыскивать алименты, заключать алиментные соглашения. Но в отношении личных неимущественных прав, прежде всего, права на вступление в брак, права быть усыновителем, его семейная дееспособность не должна, по мнению М. В. Антокольской[11], претерпевать столь же существенные изменения. Это вовсе не подтверждает, что семейная дееспособность является самостоятельной категорией, отдельной от гражданско-правовой. Просто в нашей стране эмансипация трактуется чрезвычайно широко. В тех странах, где существует институт эмансипации и которые, как и подавляющее большинство стран, рассматривают семейное право как часть гражданского, такие ограничения тоже существуют. Во-первых, в этих странах приобретение несовершеннолетним, вступившим в брак, полной дееспособности тоже расценивается как эмансипация (статья 476 Гражданского кодекса Франции, статья 316 Гражданского кодекса Испании, ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации). Во-вторых, эмансипированный несовершеннолетний приравнивается в этих странах к полностью дееспособным, но с определенными ограничениями (статья 166 Гражданского кодекса Испании, статья 481 Гражданского кодекса Франции). Лица, наделенные родительской властью, продолжают осуществлять в отношении него некоторые права (статья 163 Гражданского кодекса Испании). Во Франции в соответствии со статьей 481 Гражданского кодекса Франции при вступлении в брак или оформлении усыновления эмансипированный несовершеннолетнйй обязан соблюдать правила, установленные для лиц, неосвобожденных из-под родительской власти. Семейное законодательство не содержит не только самого понятия дееспособности, но и не делит ее на отдельные разновидности.
|