КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема общественного прогресса, его движущие силы и критерии.Как уже отмечалось, современный мир очень сложный, противоречивый и динамичный. В нем постоянно происходят глубокие и многоплановые изменения, трансформации. Человечество постоянно лишается устаревших форм общественной жизни и приобретает новые, более эффективные образцы. Однако этот прогресс не является однозначным Для него характерны как восходящая, так и нисходящая тенденции. Идея общественного прогресса строилась постепенно, "пробивая" себе дорогу и утверждаясь в общественном мнении. Эти знания постоянно изменялись и обогащались социальным опытом, в настоящее время считается, что прогрес - это форма развития, которая характеризуется направленностью, переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к все более совершенному. Обратный процесс развития называется регрессом. Идея сплошного прогресса исходит из того, что человечество неуклонно движется вперед, усложняется в своем развитии, приобретая качественно новые формы. В философской и научной литературе существует многообразие взглядов на прогресс, его место в истории, формы и темпы развития и осуществления. В свое время ВИ Ленин отмечал, что представлять всемирную историю только такой, что ровно и аккуратно идет вперед, без гигантских скачков назад, "не диалектически, не научно, теоретически неверно". Соответственно, в историко-философской мысли прослеживаются как оптимистичные так и пессимистические взгляды на общественное развитоьний розвиток. Пессимистическая линия была основана еще древнегреческим поэтом Гесиодом, который считал, что общество развивалось по восходящей линии лишь к так называемому "золотому веку", когда люди были бедны, но все и равны между собой. После этого развитие пошло по нисходящей и приобрело признаки регресса Счастье, по его мнению, принадлежит прошлому и теперь безнадежно утраченнымйно втрачено. Оптимистическая линия, в понимании прогресса, своими истоками тоже достигает античной культуры. Древнегреческие философы Демокрит и Эпикур отмечали, что в обществе наблюдается постепенное движение вперед, а Древнеримський философ Лукреций Кар акцентировал внимание на необходимости движения вперед. Основными его вехами считалось использование огня, открытие железа, появление образования, создание семьи, возникновения искусствп и др. В Средние века идея общественного прогресса отрицалась. Считалось, что Бог сотворил мир (природу, общество, человека) в совершенной форме. Поэтому развиваться и совершенствоваться им некуда. Поскольку человек - эгоистичное существо и его желанию нет предела, он своими действиями потерял надежду на рай, и ему остается лишь надеяться на мессию, Его Пришествиестя. Эпоха Возрождения актуализировала идею прогресса. Утверждение нового общественного строя (разума и свободы) и вера в прогресс характерна для большинства идеологов этой епохи. В этот период формируется представление о в изменчивость общественных отношений, о присущих обществу источники его изменений и активную роль человека в этом. Характерной чертой прогресса этой эпохи был идеализм, поскольку его движущей силой считался разум человека, его способность к безграничному совершенствованию. Отсюда следовало, что носителями прогресса могли быть только умные и высокообразованные люди, так называемые "аристократы духаати духу". Наряду с этими теориями прогресса имели место и теории циклического развития. Одной из них является "теория круговорота" Дж Вико, в которой он доказывал, что общество (как и человек) в своем развитии проходит три етапа: детство, юность, зрелость (божественную, героическую и человеческую эпохи). Эпохи поочередно сменяют друг друга, и таким образом общество движется к своей наивысшей точки развития, достижение которой - есть не только вершина прогресса, но и движение к своему исходному состоянию (детства), после чего процесс вновь и вновь повторяется. Каждая из этих эпох, согласно Вико, переживает периоды рождения, расцвета, упадка и гибели. Погибая, уступает место следующей эпохе. Следует отметить, что теории прогресса на этапах становления капитализма играли положительную роль, но с утверждением буржуазии идеи общественного прогресса существенно изменились. Уже в философии ОКонта, программы рассматриваются как "улучшения, усовершенствования существующего порядка". Последнее понимается как неизменное условие прогресса, который включает в себя в зачаточном состоянии все возможные достижения человечества и возможен лишь в пределах капиталистического общества. Г.Спенсер рассматривал прогресс как единый универсальный эволюционный процесс перехода от однообразные к многообразию. История XX века ознаменовалась нарастанием пессимизма в понимании данной проблемы Показательна позиция французского социолога Рароне, который одну из своих работ прямо назвал "Разочарование в прогрессе". Для современных философов и социологов характерно выборочное (половинчатое) понимание прогресса, как прогресс в одной из сфер жизни, и как упадок и регресс в другой. Общие критерии: 1. развитие человеческого разума 2. совершенствование нравственности людей 3. развитие производительных сил, включая самого человека 4. прогресс науки и техники 5. возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку Гуманистические критерии: 1. средняя продолжительность жизни человека 2. детская и материнская смертность 3. состояние здоровья 4. уровень образования 5. развитие различных сфер культуры 6. чувство удовлетворенности жизнью 7. степень соблюдения прав человека 8. отношение к природе Рассмотрим точки зрения на критерии общественного прогресса.
|