КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философское понятие цивилизации. Генезис, противоречия и перспективы развития цивилизации.Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. (I) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2) Цивилизация - этап в развитии культуры. Это понимание до логической завершенности довел немецкий философ Шпенглер, который написал книгу «Закат Европы», где говорил, что развитие истории имеет циклический характер. Каждый цикл - это культура - выражение духа нации. Сначала нарастают духовные ценности, а затем они начинают костенеть, осуществляется переход к науке и технике - это есть цивилизация, затем происходит распад культуры и начинается новый цикл. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества. Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Цивилизация, как как ступень в общественном развитии, характеризуется: 1) превращением материального производства в основной источник получения материальных благ; 2) разделением труда (ремесло, земледелие, скотоводство). На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и, следовательно, создастся государство. Но цивилизация понимается и как организация общества на основе частной собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию понимают как определенный тип социально-технической организации общества. Это понимание позволяет видеть различные цивилизации (аграрная и индустриальная). Аграрная цивилизация. Земледелие стало преобладающим видом деятельности - становление поселений и центров поселений - развитие ремесла – богатство земледельцев – нападение скотоводов - укрепления, армия - торговые центры - административные центры, которые живут за счет рент и налогов. Земледельческие общины знают частную собственность но не выделяет ее, люди живут дружной общиной, что определило устойчивость цивилизации. Индустриальное общество. Развивается торговля и предпринимательство - частная собственность - развитие науки и техники. Первая ценность крестьянства - бедность, потом- милосердие. Протестантство принесло новую систему ценностей: работай и молись. Она сломала аграрную цивилизацию и проложила путь к индустриальному обществу. В основу цивилизации лег рационализм экономический (что не окупается то должно отбрасываться), политический (нужно стабильное общество), технический. Многие считают что экономический рационализм ведет к гибели, т.к. человек создан трудом, а если все автоматизировать, человек лишится свой сущности. Вопросами цивилизации занимались Сен-Симон, Макс Вебер. В XX в. цивилизация завоевала прочный характер. В наст вр. говорят о переходе к третьей цивилизации - информационному обществу. Однако, на пути к новой цивилизации, необходимо уделять серьезное внимание глобальным проблемам современности решение которых требует совместных и немедленных усилий всех держав и народов. Наряду с предотвращением ядерной войны к глобальным проблемам относятся проблемы охраны окружающей среды, энергетическая, сырьевая, продовольственная и демографическая, мирного освоения космоса и богатств Мирового океана, преодоление экономической отсталости развивающихся стран, ликвидация опасных болезней, статус человека в современном мире и его будущее и др. Новая цивилизация, может быть сформирована на путях решения глобальных проблем. Эта новая, будущая цивилизация, уничтожит отчуждение человека от человека, общества, природы и от продукта труда, положит конец разделению человечества на антагонистические классы и социальные группы и создаст реальные условия для его самопознания и свободного самообъединения на принципах нового гуманизма. Новая цивилизация в тенденции своего развития представляет собой новую ступень в развитии человека и общества, которые интегрируются в единое человечество. Только на этом этапе человечество займет свое достойное, относительно самостоятельно место в системе окружающих космических процессов и сил и станет специфическим единым созданием.
|