КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антропологический смысл основных христианских догматов.В своей работе «Сущность христианства» Фейербах анализирует основные положения христианской теологии, выявляя их истинный (с его точки зрения) антропологический смысл. Например, каков, согласно Фейербаху, смысл учения о Троице? Первое лицо Троицы, - Бога Отца, - Фейербах связывает с первой (но не единственной) основополагающей характеристикой человека – наличием у него разума. Утверждение богослова, что «Бог есть разум» означает лишь то, что человеку присущ разум, абстрактное мышление, благодаря которому он может выйти за пределы себя самого, своей собственной субъективной ограниченности. Второе лицо Троицы Фейербах связывает с другим основным свойством человеческой природы. «Бог есть сердце», «Бог есть любовь», - мог бы сказать христианский богослов, по Фейербаху же, чтобы выявить антропологический смысл этого тезиса, как и в первом случае, как и во всех подобных, нужно поменять местами субъект и предикат (подлежащее и сказуемое). Тезис, «Бог есть любовь» означает, что любовь – божественна. Что это в человеке – предельно ценное и вполне реальное свойство его натуры: человеку присуще стремление дарить себя другим и жертвовать собой ради других. Третье лицо Троицы Фейербах склонен считать ненужным добавлением, искусственной конструкцией. То есть, на самом деле (по Фейербаху), человек есть божественная двоица, его суть в том, что он есть один, но в отношении с другими. Зато весьма внимательно Фейербах рассматривает значение Божьей Матери. В Боге (как его интерпретирует Фейербах) должна быть женская природа. С мужским началом Фейербах связывает самостояние, самоутверждение человека, а жертвенность и самоотдачу – с женским (в Христе, по мысли Фейербаха, дает о себе знать женская природа, наряду с мужской). Самое чистое, самое высокое отношение мужчины к женщине, пишет Фейербах, – это отношение к матери, а так же к какой-либо другой женщине как к матери. Еще следует сказать, как Фейербах интерпретирует веру христиан в вечную жизнь, в бессмертие человеческой души: «вера в потустороннее есть вера в освобождение субъективности от границ природы, следовательно, вера в вечность и бесконечность личности, и притом не в смысле её рода, постоянно развивающегося в новые индивиды, а в смысле уже существующих индивидов, следовательно, вера человека в самого себя», «бог есть чистая, абсолютная, свободная от природных границ личность; он есть уже то, чем человеческие индивиды только должны быть и некогда будут - поэтому вера в бога есть вера человека в бесконечность и истинность своего собственного существа». И это пишет атеист! Христианство, согласно Фейербаху, самая лучшая религия, потому, что ее Бог человечней, а значит человек (причастный к этой религии) в большей степени Бог. Он приблизился к пониманию своей собственной сущности. Но все же, христианство, по мысли Фейербаха, в будущем будет преодолено. В будущем будет некая «религия человека».
Основные работы: «Сущность христианства» (1841) «Сущность религии» (1845) [1] Аналогичную вещь говорит о животных Шопенгауэр, наделяя их рассудком, но не разумом.
Лекция третья Серен Кьеркегор (1813 – 1855)
|