КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие адвокатуры во ФранцииЗавоевав Галлию, римляне вместе с другими институтами внедрили там и институт адвокатуры. В V в. Галлия была завоевана франками, но ее юридические учреждения вначале не подвергались изменениям. Клотарь I предписывал, чтобы во всех делах сохранялись формы старого права и чтобы все процессы между римлянами решались по римским законам. Адвокатура продолжала существовать в прежнем виде. Бургунский закон подтвердил распоряжение Клотаря, запретив, правда, адвокатам брать гонорар. С распадом Империи Карла Великого адвокатура стала приходить в упадок. Главными формами не только уголовных, но и гражданских процессов были судебные поединки и божие суды (ордалии). В период феодальной раздробленности Франция распалась на самостоятельные вассальные владения с частыми феодальными войнами, которые привели к окончательному падению законопорядка и правосудия. Адвокатура фактически перестала существовать. Каноническое право заимствовало целый ряд постановлений об адвокатуре из римского права. Оно требовало от адвокатов трехлетнего изучения канонического и гражданского права, практической подготовки и ежегодного принесения присяги. К представительству в процессах в духовных судах допускались как духовные, так и светские лица. Но ввиду того, что среди светских было немного людей, сведущих в нраве, большинство адвокатов принадлежало к духовенству. Мало-помалу в их руки перешли не только церковные, но и гражданские и уголовные дела. Однако с появлением Дигест Юстиниана и с принятием постановлений Вселенских соборов Лютеранского и Турского духовным адвокатам было запрещено выступать в светских судах. Светские юристы усердно предались изучению римского права; влияние канонического права уменьшилось, возросло значение гражданских судов, все больше стала развиваться светская адвокатура. С конца XIII в. адвокатура начинает подвергаться законодательной регламентации, В 1270 г. появились знаменитые Учреждения Людовика Святого, заложившие основы французского судоустройства и судопроизводства. Ограничив применение судебных поединков и тем самым, предоставив больший простор для деятельности адвокатов, Людовик издал несколько постановлений в отношении этой профессии, практически воспроизводивших римское право. Прежде всего, он предписывал им «не защищать на суде незаконных дел. Далее, он требовал, чтобы адвокаты были «официальными защитниками бедных, вдов и сирот» и чтобы в прениях с противниками они «говорили вежливо и без грубости». Наконец, ссылаясь на Кодекс Юстиниана, он запретил «заключать какие бы то ни было сделки относительно гонорара с клиентами во время производства дела». Сын Людовика Филипп Смелый развил и дополнил эти постановления. Указом 1274 г. он определил, что: 1) адвокаты, становясь таковыми, должны приносить присягу по формуле, близкой к формуле римского права, по дополненной пунктом о гонораре; 2) эту присягу они должны повторять ежегодно; 3) размер гонорара должен устанавливаться сообразно с родом дела и способностью адвоката, но ни в каком случае не может быть больше 30 турских ливров. Уже в XIV в. появляются первые зачатки сословной организации адвокатуры. Когда вьющий суд королевства — парламент, поначалу разъездной, становится оседлым, адвокаты, практиковавшие при нем и сопровождавшие его в путешествиях по государству, сами образовали свободную ассоциацию и назвали сословием, по образу римской адвокатуры имперского периода, в противоположность многочисленным цехам и промышленным корпорациям того времени. Сословная организация не была сразу определена законодательно, но парижский парламент в своих актах охотно признавал ее, а законодательство, не касаясь отношений внутри этого сословия, ограничивалось определением внешней его организации. В течении XIV—XVI столетий было издано около 50 указов, относящихся к адвокатуре. Допущение в адвокатуру. Указы XIII в. выдвигали только одно условие для допущения к адвокатской деятельности — принесение присяги. Эта церемония должна была повторяться ежегодно. Формула присяги вначале мало чем отличалась от римской. Адвокаты давали клятву в том, что они будут добросовестно и усердно исполнять свои обязанности, ведя только правые дела и отказываясь от защиты или дачи совета, как только убедятся в несправедливости и неправедности дела. Впоследствии формула присяги была расширена: адвокаты обязывались «уведомлять суд, если заметят в деле что-нибудь касающееся короля; не употреблять дерзостей в судебных бумагах; не предлагать и не защищать обычаев, которые они не считают истинными; вести дела по возможности быстро; не прибегать злонамеренно к проволочкам и уверткам; не брать гонорара свыше 30 ливров; определять его сообразно с родом дела и положением тяжущихся; не заключать договоров о части спорной вещи». В XIV в. было установлено новое условие для принятия в число адвокатов — внесение лица в специальный список. Хотя указ, впервые упоминающий о списке, относился к адвокатам, состоявшим не при парижском парламенте, а при низшем суде, как справедливо замечает Молло, трудно допустить, чтобы ведение списка не практиковалось в то время в высших судах. Указ 1354 г. официально предписал вести список парламентских адвокатов, внося в него достойных и способных, и не допуская неопытных. «Было бы ошибочно думать, — говорил Делашеналь, изучавший парламентские архивы, — что адвокаты должны были подвергаться формальному экзамену... Мы не находим в регистрах парламента никакого упоминания о подобном экзамене. На практике прибегали к более простому и быстрому способу: наводили справки только относительно религии и нравственности адвоката; что же касается его способности, то она удостоверялась его дипломом лиценциата прав». Таким образом, требование к адвокату иметь высшее юридическое образование установилось на практике само собой. Законодательство формально подтвердило его не ранее конца XV в. Но многие факты не оставляют сомнения в том, что это требование существовало гораздо раньше. Кроме того, Делашеналь утверждает, что все адвокаты, о принятии которых в сословие сохранились сведения в парламентских архивах, были лиценциатами нрав. Представив свой диплом, кандидат в адвокаты допускался к присяге при отсутствии каких-либо препятствующих тому причин. Обыкновенно присяга приносилась в день открытия парламентских заседаний, когда практикующие адвокаты возобновляли свою присягу. «Каждый год, — пишет Делашеналь, — 12 ноября, на следующий день после праздника св. Мартина, парламент собирался под председательством канцлера или же первого президента в большой зал дворца, чтобы выслушать мессу св. Духа. Она пелась торжественно между шестью и семью часами утра духовенством одного из четырех нищенских орденов в присутствии многочисленной публики. По окончании мессы председатель и члены суда удалялись в большую камеру. Сначала при закрытых дверях читались указы, касавшиеся членов и приставов парламента. Затем, двери отворялись. И прочитывались указы, относящиеся к адвокатам, поверенным и сторонам. Далее следовали просьбы о допущении к профессии; они также читались громко. Наконец, адвокаты и поверенные приносили обычную присягу». К этому описанию следует добавить, что молодые кандидаты сопровождались, как в республиканском Риме, старыми адвокатами. Имена практикующих адвокатов заносились в список в порядке даты их допущения к профессии. Древнейший из сохранившихся до настоящего времени список, относится к 1340 г. и включает 51 фамилию. Первый адвокат списка назывался деканом. Он председательствовал на общих собраниях адвокатов и пользовался некоторыми привилегиями. Каждый вносимый в список адвокат должен был уплатить два экю, которые шли на устройство «обычных месс». Хотя Вселенские соборы запретили духовным лицам выступать в роли адвокатов в светских судах, этот запрет на практике не соблюдался. В числе адвокатов было много лиц духовного звания не только на протяжении Средних веков, но и в Новое время, вплоть до революции. «И действительно, — замечает Годри, — если звание священника не служило препятствием к исполнению обязанностей магистратуры, если для некоторых членов парламента оно было условием для их допущения туда, то, как оно могло быть препятствием к занятию адвокатурой?» При этом монахи как лица, отрекшиеся от мирского и обязанные беспрекословно повиноваться Духовному начальству, никогда в адвокатуру не принимались. Сословные учреждения адвокатов. Хотя адвокаты назвали свое объединение сословием, его внутренняя организация в Средние века отличалась от организации в Новое время. Прежде всего, они не только не были отделены от института поверенных, а наоборот, составляли вместе с ним одну ассоциацию. Это произошло следующим образом. В помещении парламента с давних пор находилась капелла св. Николая, который во Франции считался покровителем юристов. В XIV в. было образовано религиозное братство св. Николая, членами которого стали адвокаты и поверенные. Благодаря этой ассоциации между адвокатами и поверенными установилось тесное общение, в результате чего наряду с братством возникли общины адвокатов и поверенных. В сущности, по словам Делашеналя, братство и община мало чем друг от друга отличались: одна ассоциация носила исключительно религиозный характер, другая — светский. Во главе общины стояли депутаты, избранные ее членами. Они управляли имуществом общины, являлись ее представителями. Вопросы трудовой дисциплины. Адвокаты, как было не раз подтверждено указами, входили в состав парламентского корпуса и занимали в нем место, следующее за судьями и прокурорами. Парламент имел право издавать всякого рода распоряжения, касавшиеся внутренней дисциплины, распространявшиеся и на адвокатов. В парламентских архивах сохранилось немало документов, свидетельствующих о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности. Применялись такие наказания, как денежный штраф, удаление из заседания, запрещение заниматься адвокатской практикой, арест. Парламент требовал от адвокатов аккуратного исполнения своих обязанностей и наказывал их за опоздание на заседание и за отлучку без разрешения из города. За такие провинности налагался штраф не свыше 10 парижских ливров. Оплата адвокатской деятельности. Первые указы об оплате труда адвокатов, гонораре идут по пути, намеченному законодательством Юстиниана. Они устанавливали предельную сумму гонорара за одно дело — 30 турских ливров. В XIV в. турские ливры были заменены на парижские. Взыскание гонорара производилось в соответствии с постановлениями римского права. Адвокат сам определял вознаграждение, но обязательно до процесса. Если он не оговорил такое условие вовремя или если доверитель требовал уменьшения гонорара, размер его устанавливался парламентом. Нередко адвокаты прямо обращались к парламенту с просьбой определить их гонорар. В других случаях они сами назначали его размер, и парламент ограничивался проверкой его соразмерности потраченным усилиям, причем часто уменьшал требования адвокатов. В случаях проигрыша процесса и уклонения доверителя от платежа адвокаты прибегали к суду. Иск о гонораре в то время считался, по праву Юстиниана, дозволенным и нисколько не предосудительным. В целом сословная адвокатура просуществовала без изменений до начала Великой французской революции. 2 сентября 1790 г. она была упразднена Учредительным собранием. Один из декретов Учредительного собрания гласил: «...Те, кто раньше назывались адвокатами, не должны составлять ни сословия, ни корпорации, носить особые одежды при исполнении своих обязанностей». «Тяжущиеся, — говорилось в проекте по переустройству судебной части, — будут иметь право вести свои дела лично, если найдут это удобным, а для того, чтобы адвокатура пользовалась необходимой для неё свободой, адвокаты перестанут составлять корпорацию или сословие, и каждый гражданин, прошедший курс наук и выдержавший требуемый для адвокатуры экзамен, должен будет давать отчет о своем поведении только перед законом». Однако не прошло и 12-ти лет, как вновь стали проявляться признаки сословной организации адвокатуры. В 1802 г. адвокатам было предписано носить при отправлении своих обязанностей адвокатскую мантию. В 1822 г. вышел новый закон о независимости адвокатуры. Причиной его появления стал интересный прецедент. Прокуроры, назначая дисциплинарный совет из выбранных сословием кандидатов, оказывали исключительное предпочтение одним и тем же лицам. Однако на выборах 1822 г. случилось так, что почти все благонадежные не попали в список кандидатов в совет. Это подтолкнуло прокуратуру к инициированию принятия нового закона об адвокатуре. В предисловии к нему министр юстиции писал, обращаясь к королю: «Эта профессия обладает привилегиями, которым удивляются робкие умы, но необходимость, которых давно доказана опытом. Независимость адвокатуры столь же дорога для правосудия, как и для нее самой. Без принадлежащей адвокатам привилегии свободно обсуждать решения, произносимые правосудием, ошибки его стали бы чаще, умножились, были бы непоправимы, или, лучше сказать, пустой призрак правосудия занял бы место той благодетельной власти, которая не имеет другой опоры, кроме разума и истины... Без внутренней организации, снимающей с адвокатуры бесполезное иго постоянного и непосредственного надзора, это сословие не могло бы более надеяться на то, что будет видеть в своих рядах великих людей, составляющих его славу, а правосудие, на котором отражается блеск и достоинство их талантов, в свою очередь, утратило бы своих вернейших союзников и лучших руководителей». «Только имея перед собой высокий идеал адвокат может подняться над уровнем обыденной деятельности, и мы видели, что в этом отношении французская адвокатура всегда была верпа традициям лучших времен римского патроната. Руководимая возвышенными идеалами, она счастливо миновала опасность, которая оказалась роковой для адвокатуры многих государств, опасность обратиться из благородной профессии, посвятившей себя бескорыстному и честному служению господу и правосудию, в жалкое, послушное только низменному инстинкту денежной наживы ремесло».
|