КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЭЛЕКТРОБИОЛОГИЯ 5 страница16. Диалектика как философская теория развития бытия Эта концепция начала разрабатываться в античной философии. В ее обосновании принимали участие Гераклит, Платон, Аристотель. В ХVІІІ – ХІХ вв. к ее дальнейшему обоснованию приступили представители немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркс, Энгельс). Окончательно концепция диалектики была оформлена Гегелем в работе «Наука логики». Маркс и Энгельс осуществили научно-материалистическое истолкование диа-лектики как теории и методологии познания. В конечном итоге выявилась следующая структура диалектики как учение о развитии: – принципы; – законы; – категории. 17. Принципы и законы диалектики Принципы – это исходные положения, на которых строится теория или концепция. В основе диалектики как концепции лежат следующие принципы: – объективности; – взаимосвязи и взаимодействия; – системности; – развития. Принцип объективности указывает на то, что концепция диалектики строится на основе существующей независимой от сознания людей реальности. Принцип взаимосвязи и взаимодействия подчеркивает ту особен-ность, что диалектика строится на тезисе не просто существования дискретных материальных тел, а их отношения, обусловленного свойствами бытия. Принцип системности (материального единства мира) указывает на то, что диалектика строится на тезисе существования материального бытия как целостности, имеющей определенную организационную составляющую в виде энергии. Принцип развития фиксирует динамику бытия в ее направленности. Законы диалектики отражают закономерности развития материального бытия, связанные: – с источником развития, заключенным в единстве и борьбе противоположностей; – механизмом развития, выражающимся во взаимном переходе количественных и качественных изменений; – преемственностью развития и ее обусловленностью, выражаю-щимися в отрицании отрицания и детерминизме. Законы диалектики имеют разные реакции формулирования. Но независимо от семантических тонкостей речь всегда идет о трех законах: – единства и борьбы противоположностей; – взаимного перехода количественных и качественных изменений; – отрицания отрицания. Каждый закон имеет определенную концептуальную интерпретацию, связанную с категориями. К закону единства (тождества) и борьбы противоположностей применимы категории тождества, про-тиворечия, противоположности, борьбы. К закону взаимного перехода количественных и качественных изменений – категории количества, качества, меры, скачка; к закону отрицания отрицания – отрицания, преемственности. Категории в диалектике, кроме функций, связанных с интерпретацией принципов и законов, выполняют функцию отражения закономерностей развития различных сфер бытия и человеческой деятельности (познания и социальной сферы). Эти категории по преимуществу имеют парный характер. Среди них можно выделить следующие: – единичное и всеобщее; – сущность и явление; – содержание и форма; – возможность и действительность; – необходимость и случайность; – необходимость и свобода; – причина и следствие. Диалектика как концепция характеризуется тем, что применима в онтологии, антропологии, гносеологии, социальной философии, т.е. во всех разделах философии. В этом отношении ее можно рассматривать как универсальную методологию. На аналогичный статус в начале ХХІ в. стала претендовать еще одна концепция развития – синергетическая. В ней акцентировано внимание ученых на развитии с точки зрения системного подхода. Бытие трактуется как некая целостность, характеризующаяся динамикой хаоса и самоорганизации систем. Концептуальное оформление синергетики происходило в 60–70-х гг. ХХ в. В этой работе участвовали ученые Бельгии, Германии, России, занятые междисциплинарной тематикой. К числу основоположников этого движения относят Г. Хакена и И. Пригожина. Системный подход значительно дополняет картину развития мира. Однако две концепции не только сосуществуют по принципу допол-нительности, но и находятся в противоречии друг с другом, когда речь идет об интерпретации процессов обусловленности, причин-ности. В диалектике большая роль отводится динамическим закономерностям, в которых доминирует необходимость. В синергетике акцент делается на случайность, хаос, вероятность, наблюдаемую на уровне диссипативных структур. Появление синергетики наряду с диалектикой свидетельствует о том, что реальные процессы развития бытия намного разнообразнее, чем одна-две концепции развития этого же бытия. Возможно, философия придет на каком-то этапе к синтезу концептуальных построений и получит возможность разработки достаточно полной научной картины развития бытия. Таким образом, во второй теме рассмотрены наиболее актуальные проблемы онтологии, касающиеся статики и динамики бытия; рассмотрена структура бытия в форме присущих ему атрибутов; динамика отражена на уровне проблемы развития и отражающих ее концепций – диалектической и синергетической. 18. Природа как объект философского и естественно-научного анализа Природа – это существующее независимо от сознания человека материальное бытие, характеризующееся внутренне присущими ему закономерностями возникновения, функционирования и развития. Это совокупность естественных условий существования человека и общества. Природа разделяется на живую и неживую. Уровни организации неживой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природа: молекулярный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клеточный, организменный, попу-ляционный, видовой, биоценотический (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема), биосферный. Эти уровни свя-заны как генетически, так и структурно-функционально. Они иерар-хически соподчинены. Законы более высокого уровня не сводимы к законам более низкого. Философские концепции: – вырабатывают общее представления о мире, а значит и о природе; – о путях ее познания; – о месте и роли человека в мире, в природе. В ходе развития культуры происходила смена систем мировоззренческих взглядов, накапливались данные о природе. Мировоззренческие установки влияют на постановку познавательных задач, выдвижение новых идей. Во многом определяют интерпретацию фундаментальных понятий и теорий, ориентируют и регулируют научный поиск. Особая – диалектическая – трактовка жизни предлагается И. Кан-том. Он придает особое значение активности живых организмов, а также трансформации внешних факторов под воздействием внутренних особенностей органических тел. Это и определяет целесообразность их организации. Выражает диалектический взгляд на Вселенную, выдвигает новую космогоническую гипотезу (Канта и Лапласса, построивших теоретическую модель возникновения упоря-доченности Солнечной системы из хаотичности первичной туманности, можно считать первыми «синергетиками»). Кант создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной. В мировоззренческом плане важно, что возникновение жизни на Земле он считает таким же естественным процессом, как и образование планеты. Гегель рассматривает природу как инобытие духа, из чего следует, что сама по себе она не развивается, но может быть представлена как система взаимосвязанных ступеней развития духовной основы мира. Механистическая картина мира господствует в науке до появления электродинамической картины мира (Фарадей, Максвелл). Скла-дывается концепция поля, ставшая фундаментальной в последующей физике. Особое значение для науки о жизни XIX в. приобретает клеточная тория (Т. Шван) и теория эволюции (Ч. Дарвин). Устанавливаются законы развития живой природы. Концепция Ч. Дар-вина содержит в себе серьезные аргументы против механицизма, витализма, телеологизма. На ее основе предлагается естественно-научная трактовка соотношения необходимости и случайности в биологических процессах. Утверждение теории естественного отбора способствует стихийному введению принципов материального единства мира и его развития в основания биологии, широкому распространению естественно-научного материализма. В конце XIX в. физика подходит к необходимости изучения природы на микроуровне. Разрабатывается квантовая теория атома, появляется физика элементарных частиц. Место чисто механического дуализма пустоты и атомов занимает квантово-волновой дуализм. 19. Философские концепции современного естествознания В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественно-научные дисциплины, но определяющее значение в его утверждении сыграли: – теория биологической эволюции и развития на основе концепции биосферы и ноосферы; – теория нестационарной Вселенной; – синергетика. Глобальный эволюционизм позволяет: – выстроить новую картину мира: – рассмотреть во взаимосвязи неорганическую, живую и социальную материю; – установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума; – рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе развития. Согласно концепции глобального эволюционизма общая картина природы показывает реальную возможность рассмотреть все многообразие процессов в метагалактике в аспекте концепции самоорганизации. В системе наук физика занимает особое место, является лидером современного естествознания. Современная физика представляет собой диалектическое единство системы теоретических моделей природы и методов ее экспериментального исследования. Цель современной физики – синтез кван-товых и релятивистских представлений в единую картину мира. В квантовой теории поля фундаментальными абстракциями являются понятия частиц и полей, переносчиков взаимодействия. С появлением квантовой теории, точнее корпускулярно-волнового дуализма, снимается резкое разделение материи на поля и частицы. В квантовой механике постулируется, что любую систему взаимодействующих частиц можно описать с помощью некоторого волнового поля. Следовательно, не только каждому полю соответствуют определенные частицы, но и всем частицам – квантовые поля. Этот факт и является выражением корпускулярно-волнового дуализма. Фундаментальной задачей современной физики является создание теории всех физических взаимодействий и частиц. Создание та-кой теории базируется на трех основных физических идеях: – калибровочной природе всех физических взаимодействий; – лептонно-кварковом структурном уровне в строении вещества; – спонтанном нарушении симметрии первичного вакуума. Основной идеей калибровочного подхода является представление, что каждому типу взаимодействий соответствует некоторая группа симметрий, а поля трактуются как нарушения этих симметрий. Известно, что каждый тип элементарных частиц характеризуется своим специфическим законом сохранения. Современная физика показывает, что каждый из законов сохранения является проявлением определенного вида симметрии. Главным результатом современной теоретической физики элементарных частиц является построение стандартной модели физики элементарных частиц. Данная модель базируется на идее калибровочных взаимодействий полей и механизме спонтанного нарушения калибровочной симметрии (механизм Хиггса). За последние десятилетия ее предсказания были многократно проверены экспериментально. В настоящее время это един-ственная физическая теория, адекватно описывающая устройство нашего мира вплоть до расстояния 10–18 м. Классификация взаимодействий тесно связана с классификацией частиц. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц, которые можно сгруппировать по различным признакам. Все эти частицы состоят лишь из нескольких базовых компонентов. Частицы, которые сегодня рассматриваются как базовые, могут быть классифицированы как лептоны и кварки, и носители основной силы, например, глюоны и фотоны. Частицы, состоящие из двух или более кварков, называются адронами. Большинство элементарных частиц нестабильно и распадаются на другие частицы. Особое значение в современной физике приобретает понятие «вакуум». По современным представлениям вакуум обладает сложной структурой. Элементы материи, частицы рассматриваются как возбуждения вакуума. Нестабильные вакуумные структуры стабилизируются при взаимодействии с кварковыми структурами. Так образуются реальные мезоны и барионы. Таким образом, в известном смысле, вакуум можно считать системой, порождающей материю. Современная картина природы показывает реальную возможность рассмотрения всего многообразия процессов в метагалактике в аспекте самоорганизации. Понятие самоорганизации появляется в 70-е гг. XX ст. Затем исследователи выдвигают тезис «порядок из хаоса». Общий теоретико-математический базис для объяснения явлений самоорганизации связан со становлением синергетики. Сам термин «синергетика» был предложен Хакеном. Он происходит от греч. synergetikos – совместный, согласованно действующий. Хакен предложил рассматривать синергетику как теорию возникновения новых качеств на макроскопическом уровне. Появление новых качеств в таком контексте можно представить как возникновение смысла или самозарождение смысла. Среди различных подходов к описанию процессов самоорганизации выделяют: – Российскую школу нелинейной динамики (С.П. Курдюмов); – Бельгийскую школу диссипативных процессов (И. Пригожин); – Немецкую школу лазерной физики (Г. Хакен). Особенность синергетической системы состоит в том, что малые флуктуации, малые изменения начальных условий возрастают в ней до макроскопического уровня. На этом пути возникают неустойчивости, приводящие к бифуркациям, т.е. к резким качественным изменениям состояния системы. Эти изменения имеют характер фазовых переходов. В синергетической системе реализуется самоорганизация, самоупорядочивание в пространстве и времени. Соответ-ствующие явления наблюдаются на всевозможных уровнях строения, начиная с Вселенной в целом, и кончая частицей вируса. Самоорганизующиеся системы обладают возможностью генерации информации. Связано это с неравновесностью системы и обусловлено свойствами среды, в которой размещены элементы этой системы. Изучение нелинейных уравнений в контексте синергетики привело к открытию особого класса фазовых траекторий – странных аттракторов. Они по существу являются математическими образами состояний механических систем, которым соответствует сложное химическое движение, названное динамическим хаосом. После появления синергетики оказалось, что хаотическое движение можно описать. Согласно Пригожину, понятие хаоса может разрешить сразу три парадокса: необратимость времени, коллапс волновой функции и появление порядка из хаоса. Порядок и хаос в контексте синергетики не носят абсолютного характера. Одно понятие определя-ется через другое. Хаос в открытой неравновесной системе приво-дит к самоорганизации. Создание И. Пригожиным термодинамики открытых неравновесных систем позволило по-новому подойти к целому классу традиционных для физики вопросов, рассмотреть проблемы необратимости, времени, эволюции. Пригожин предпринял попытку внести в физику идеи эволюции. Он предложил понятие «стрелы времени», используя для этого представление о динамическом хаосе. Исходя из успехов синергетики, ученые объясняют возникновение и развитие упорядоченных систем перестройкой хаоса. Все возникает из хаоса. Причинами начала расширения Вселенной выступают квантовые эффекты, возникающие в поле тяготения при огромных плотностях материи. Эти эффекты во многом еще не ясны, современная физическая наука лишь начинает их исследовать и осмысливать. Сам термин «Большой взрыв» – больше метафора, чем точный теоретический конструкт. Таким образом, современная картина природы: – дает эволюционистское и синергетическое понимание реальности; – включает человека как неотъемлемую характеристику картины мира; – позволяет рассмотреть все многообразие процессов в метагалактике в аспекте концепции самоорганизации. Главное место в изучении процесса соотношения общества и природы принадлежит геологии. Земная кора выступает основным объектом геологии. Важное методологическое значение для геологии имеет категория «геологическая картина мира». Она представляет собой конкретизацию философской категории «научная картина мира». В структуре этой категории выделяется два компонента: – концептуальный (понятийный) – геологическая система, геологическое пространство и время и т.д.; – чувственно-образный – совокупность наглядных представлений о природе. В настоящее время в литературе приняты два принципа выделения земных оболочек: «естественно-научный» и «биохимический». Их смешение приводит к ошибочным представлениям о строении Земли как планеты. Первый из них берет начало от Э. Зюсса. Земные оболочки выделяются по их основному содержанию: 1) гидросфера – жидкая земная оболочка; 2) литосфера – твердая часть земной коры; 3) биосфера – оболочка, состоящая из живых организмов; 4) атмосфера – воздушная оболочка; 5) тропосфера – нижняя часть атмосферы. При данном подходе оболочку, которая состоит из отдельных биогеоценозов, в современной биологии рассматривают как биосферу. Этот принцип однокачественности распространяется и на бо-лее сложные образования. Так, совокупность отдельных стран назы-вается социосферой. Этот же принцип применим и при выделении особых оболочек, называемых экосферой. Второй принцип выделения оболочек Земли введен в науку Вернадским. Это особый геохимический принцип. Он основан на том, что отдельная оболочка планеты состоит из ряда геосфер. Так, биосфера, по Вернадскому, является оболочкой планеты и состоит из совокупности трех геосфер: – тропосферы – нижней воздушной геосферы; – гидросферы; – части стратосферы. Жизнь существует только в биосфере и пронизывает все ее содержание. Живые организмы Вернадский рассматривает с точки зре-ния их химического содержания. Он вводит новое понятие «живое вещество». Совокупность всех живых организмов планеты, по Вернадскому, образует живую природу. Массы живого вещества рассматриваются как неотъемлемая и неотделимая часть механизма земной коры. Окружающие нас геологические условия – это геологическая сре-да. Следует отметить, что в современной геологии нет единого мнения по поводу термина «геологическая среда». С помощью данного понятия решаются социологические и инженерно-хозяйственные проблемы в области социальной экологии. Разработка данного термина привела к созданию нового направления в геологии – экологической геологии. Она изучает верхние горизонты литосферы (включая подземные воды и газы) как одну из абиотических компонент экосистем высокого уровня организации. Объект экологической геологии – традиционные для геологии сферы земли. Предмет – экологические функции приповерхностной части литосферы. В настоящее время предлагается новое понятие «эколого-геологическая система», которое включает в себя биоту и геологические факторы среды (литогенная составляющая), а также факторы среды техногенного и природного происхождения. Экосистемы такого порядка напоминают географические ландшафты. Таким образом, современная геологическая наука решает следующие проблемы: снабжение общества горючими ископаемыми, строительным материалом, различными полезными ископаемыми, решение инженерных вопросов и т.д. Особое место занимают проблемы, связанные с охраной и преобразованием природы. XX в. – время великих открытий в науке о жизни: обоснованы материалистические концепции возникновения жизни, происходит становление генетики, молекулярной биологии, экологии и других дисциплин, повлекших качественные изменения в этой области зна-ний. В биологии наших дней разработаны важные теоретические представления о сущностных характеристиках, о закономерностях структурно-функциональной организации и развития органической жизни. Этим определяется современное понимание объекта биологического познания. К числу основных характеристик биологического объекта обычно относят: – чрезвычайное разнообразие форм (микроорганизмов, растений, животных); – способность к саморазвитию; – системная организованность; – способность к самоорганизации; – способность к самовоспроизведению; – целесообразность организации. В процессе раскрытия выделенных характеристик биологического объекта оформилась система мировоззренческих и методологических принципов, составляющих философское основание современной биологии: принцип системности, органической целостности, органического детерминизма, органической целесообразности. Данные принципы имеют универсальный для биологии характер, применяются во всех дисциплинах – от молекулярной биологии до экологии – и имеют существенное значение для познания сущности, возникновения и развития живой природы. Огромное теоретическое и мировоззренческое значение имело становление классической генетики. В ходе оформления этой области знаний были открыты законы наследственности и выявлены механизмы генетической изменчивости. Генетика открыла новые возможности для теоретической интерпретации взаимодействия орга-низма и среды, для понимания единства жизни. Определение роли ДНК как носителя генетической информации и открытие ее структуры привело к формированию молекулярной биологии. На основе идей молекулярной биологии оказалось возможным раскрыть инвариантность и универсальность наиболее общих законов биосистем на молекулярном уровне. Это сопровождалось теоретическим осмыслением механизмов самовоспроизведения жизни, изменениями в различных областях биологического знания (становление молекулярной генетики, концепции молекулярной эво-люции и др.). Благодаря молекулярной биологии получила естественно-научное обоснование идея: – единства неживой и живой природы и качественной специфичности последней; – несводимости законов живой природы к законам физики и химии; – естественной саморегуляции, самоорганизации, самоуправления в живой природе. Углубление биологии в познание молекулярного уровня биосистем сделало возможным познание сложных уровней организации живой природы – биоценотического, биосферного. Это обусловило стремительное развитие экологии, привело к оформлению идеи коэволюции природы и общества. В XX в. теорию естественного отбора биологам пришлось формулировать заново. Эта теория называется по-разному (неодарвинизм, биологическая теория эволюции и т.д.), но чаще всего синтетической теорией эволюции, или СТЭ. Она возникает из реабилитации и новой формулировки принципа естественного отбора в гене-тических и статистических терминах. Подчеркивается конструктивная сила эволюции, позитивный и творческий процесс созидания новых форм. СТЭ имеет огромное общебиологическое, философское, мировоззренческое значение. Ценностное наполнение биологического знания определяют следующие факторы: – многообразие жизни сочетается с уникальностью каждой из ее форм, т.е. любой вид, любая особь является особой ценностью. Все они должны быть сохранены; – живое существо рождается и умирает; высокоразвитые формы жизни обладают способностями испытывать боль, страх, ощущать радость жизни и привязанность; общие механизмы жизнедеятельности для животных и человека, а также поведение животных, напоминающее поведение людей и т.д.; – живая природа подвергается эстетическим оценкам. Биологический анализ экологической проблемы выводит на изучение социоприродных систем – их формирования и развития, целенаправленного конструирования и прогнозируемого изменения, а также обуславливает постановку проблемы коэволюции и общества. Одна из тенденций в развитии биологии выражается в резком возрастании ее практического значения, которое осуществляется че-рез взаимодействие с техническим знанием, технологией, техникой. Это ведет к становлению биотехнологии. Биология уже не только изучает, но и непосредственно влияет на мир живого. Все более отчетливо проявляется тенденция конструирования, создание новых биологических объектов. Считается, что биотехнология вступила в новый – «биоинженерный» – этап своего развития. На основе биотехнологии оказывается возможным достижение широкого круга практических целей: – резкое повышение продуктивности сельскохозяйственных растений и животных; – производство в необходимых размерах ряда биогенных веществ и препаратов; – разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий, функционирующих по замкнутому циклу и моделирующих биологические процессы; утилизация промышленных отходов с использованием микроорганизмов; экологизация производства в целом, а также создание искусственных агроценозов; – решение комплекса медицинских проблем и т.д. Очевидно, что развитие биологии может способствовать решению ряда глобальных проблем (экологической, продовольственной, медицинской). Применение биотехнологий должно осуществляться взвешенно, подвергаться экологической, экономической, социальной экспертизе. В ином случае перед человечеством могут встать еще более опасные, чем современные, глобальные проблемы. К концу XX в. в контексте идей глобального эволюционизма все отчетливее осознается необходимость дополнения эволюционной стратегии стратегией коэволюционной. Коэволюционная стратегия открывает новые перспективы для организации знания, ориентирует на новые способы понимания сопряженности мира природы и мира культуры, осмысления путей совместной эволюции природы и человека, биосферы и ноосферы, цивилизации и культуры. 20. Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации Термин «ноосфера» был введен в научную литературу в начале 20-х гг. прошлого столетия Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Под ноосферой они понимают новую оболочку планеты, которая возникает после биосферы и над ней. Биосферу рассматривают как необходимый этап в развитии планеты для возникновения ноосферы. Так, Леруа сравнивает ноосферу с белой скатертью, которой прикрыта биосфера. Из биосферы бьют фонтанчики, питающие ноосферу необходимыми веществами. Согласно концепции «христианского эволюционизма» Тейяра де Шардена, человек – явление Жизни, которая пронизана Божеством и эволюционирует по спирали – от простого к высшей божественной сложности по законам, заданным Богом. Импульс для развития дает «радиальная энергия», противостоящая энтропии. Закономерным этапом в развитии Жизни является ноосфера, когда разум человека становится силой планетарного масштаба. Конечная цель – «точка Омега». Это своеобразный центр духовного синтеза. В работах Леруа, а также П. Тейяра де Шардена ноосфера осмысливается, прежде всего как чисто духовное явление. В.И. Вернадский начинает рассматривать ноосферу как качественно новый этап эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Биосфера как система взаимосвязанных биогеоценозов представ-ляет собой такое целостное образование, в котором развиваются свойства, отсутствующие у составляющих ее частей. Многие свойства самих частей являются результатом саморазвития биосферы как целого. Элементы биосферы являются: – продуктом ее собственного развития во взаимодействии с окружающей средой; – продуктом постоянного взаимодействия дифференцирующихся частей друг с другом. В результате данного процесса формируется высокоорганизован-ная система, в которой ни один из ее фрагментов не может существовать в данном качестве вне целого. Биосфера, как и любая целостная система, равновесна не только с окружающей средой, но и во взаимодействии частей. Именно это обеспечивает ее существование. Однако это равновесие динамическое. Оно развивается в борьбе противоречивых процессов, от менее к более активному полюсу. Живое вещество биосферы в силу особенностей его структуры выступает как более активный полюс взаимодействия, что определяет преимущественное движение вещества и энергии от неживой природы к органическому миру. Эта тенденция в развитии биосферы значительно усиливается с появлением человечества. Как более высокая, качественно новая ступень развития материи, человеческое общество выходит за пределы живой природы. Качественно особые черты приобретает также измененная им окружающая природа. Это и получило отражение в предложенном Вернадским понятии «ноосфера». Вернадский считал, что с возникновением человечества и развитием его производственной деятельности, оно постепенно становится основным геологическим фактором преобразования верхней оболочки земли. Он приходит к выводу, что человечество сможет обеспечить свое будущее только в том случае, если возьмет на себя ответственность за развитие биосферы в целом. Так как человечество сделалось определяющим фактором эволюции биосферы, и существовать вне биосферы оно не может, то должно принять на себя обеспечение направленности ее развития. Причем таким образом, чтобы свойства биосферы не вышли за те весьма узкие пределы, в которых только и может существовать биологический вид «человек разумный». Дальнейшая эволюция биосферы приобретает цель – обес-печение будущности человечества. Человечеству начинает переходить роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности планеты изменений. В связи с этим встает целый комплекс задач не только научно-тех-нического, но и социального порядка. Они сводятся к одной цели – не допустить, чтобы изменения природной сферы происходили во вред как людям, так и другим формам жизни. Так как эта направленность – функция разумной деятельности человека, то Вернадский предложил использовать понятие «ноосфера» – сфера разума. Ноосфера – это целостная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества и природы. Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на покорение природы и установка на смирение перед ней. Катастрофическое нарастание экологического неблагополучия на Земле в наши дни приводит к осознанию ограниченности и тупиковости этих стратегий. Очевидно, что нельзя делать ставку только на антропогенные или только на витальные природные факторы. Лишь учет их органического взаимодействия, взаимосвязи, четкое понимание закономерностей их сопряженности, коэволюции может стать залогом успешной разработки новой стратегии отношений человека–общества и природы. Происходит критический пересмотр всех направлений человеческой активности, а также требований, предъявляемых биосферой. Этими требованиями являются: – биосферосовместимость на основе знания и использования законов сохранения биосферы; – умеренность в потреблении природных ресурсов, преодоление расточительности потребительской структуры общества; – взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношении друг к другу; – следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно поставленным глобальным целям развития общества. Тем самым открывается новый этап в развитии взаимодействия общества и природы, а также и в истории цивилизации в целом. Если до сих пор понятие «культура» охватывало лишь ту часть природы, которая непосредственно осваивалась человеком, то теперь появляется необходимость распространить его на всю природную среду существования человека, включая биосферу, прилегающие к ней области земных недр и космическое пространство. Новое отношение к природе предполагает качественно новый уровень ее понимания и практического использования. Предметом исследования и основой деятельности становятся также и экологические законы. Преобразование культуры на экологических началах требует радикального изменения всей системы ценностей и прежде всего новой парадигмы развития общества, способной не только диагностировать состояние глобальных проблем, но и решать их на принципиально иных основаниях. Можно выделить следующие аспекты новых ценностных и мировоззренческих ориентаций техногенной культуры: – единство человечества и биосферы; – ответственность за развитие биосферы в целом; – природосохраняющая деятельность как главное предназначение человека; – недопустимость изменения природной сферы во вред как людям, так и другим формам жизни – соизмеримость человеческой деятельности по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами; – гармония социальной эволюции с биологической; – биосферный принцип мышления, а в перспективе – ноосферный; – руководство в своем отношении с миром принципом коэволюции; – ценность личности, способной обеспечить коэволюцию человека и биосферы;
|