Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Коммуникацияның басқару құралы ретінде мәні мен мазмұнын ашыңыз 4 страница




Человек действует на основе персонификаций – целостных образов др. людей и себя, сложившихся в процессе межличност. общения. Если взаимодействие с чел. вызвало тревогу, персонификация окрашена негативно, если в ней удовлетворялись какие-то потребности, формируется положит, персонификация. Персонификации создаются для снижения тревоги, помогают ориентироваться в межличностных отношениях. В то же время они способствуют стереотипизации восприятия и поведения.

Салливан рассматривает чел. как гомеостатич. систему, действующую по принципу напряжение-удовлетворение. Личн. стремится к максимизации удовлетворения при уменьшении опасности. Угроза биол. существованию вызывает страх, угроза безопасности связана с чувством тревоги. Ситуации общения порождают удовлетворение как результат снижения напряжения и чувство безопасности вследствие сохранения взаимоотношений.

Любая форма преобразования энергии: движение, поступок, мысль, чувство, образ, т. е. минимальная единица, имеющая для индивида психол. смысл, определяется как динамизм. Динамизм обычно связан с определ. частью тела. Он имеет такие звенья, как рецепторное, эффекторное и соединительное. Звенья связаны с удовлетворением осн. потребностей.

Человеч. поведение рассматривается как определ. тип преобразования энергии. Способы тратить энергию – результат социального обучения. Осн. человеч. динамизмы (динамизм апатии, агрессии, страха, половой и др.) отличаются по форме. В динамизме объединены индивидуально-своеобразные образцы поведения и реагирования, привычные для индивида. Добавление какой-либо черты может вписаться в динамизм, а может его преобразовать.

Особое место в личн. занимает динамизм системы Эго. Он носит защитный характер (см. Защитные механизмы) и служит снижению тревоги. Тревога передается ребенку от матери и возникает на основе личного негативного опыта. Удовлетворение многих потребностей чел. из-за нерационального устройства общества создает угрозу и вызывает тревогу. Поэтому в динамизме системы Эго формируется одобряющая и запрещающая части, обеспечивающие приемлемое в данном обществе поведение. Человек бессознательно исключает информацию и собств. потребности, несовместимые с системой Эго. Система Эго изолируется от др. частей личн. и препятствует ее развитию.

Организация опыта и функционирование познавательных процессов представлены в трех формах: прототаксиса, паратаксиса и синтаксиса. Прототаксис – это череда отдельных, ограниченных друг от друга ощущений, эмоций, образов. Такой "поток сознания" характерен для младенца, взрослый его переживает всновидениях, в специфических состояниях созерцания. Паратаксис фиксирует причинные связи событий, происходящих одновременно, но не обязательно находящихся в закономерной связи. На паратаксисе основаны предрассудки. Как и прототаксис, это архаическая форма мышления, обнаруживающаяся также и у животных. Синтаксис – специфически человеч. форма организации опыта, основанная на символич.активности, использовании языка. В ней присутствуют логич. связи, общепринятые значения. Развитие в М. т. п. рассматривается как динамика персонификаций, формирование познавательных процессов, динамизмов.

Идеи Салливана оказали большое влияние на психиатрию, дальнейшее развитие психоаналитич. концепций,гуманистическую психологию.

И. А. Грабская

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

НЕОФРЕЙДИЗМ
(К.Хорни)

 

В теории Хорни биол. ориентированность, характерная для классич. психоанализа , заменяется социокультурной, присущей Н. С т. з. Хорни, решающим фактором развития личн. явл. социальныеотношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства –стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей явл. последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личн.; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротич. потребностей, или невротич. тенденций. Это избыточные потребности 1) в любви и одобрении; 2) в руководстве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании других; 6) в обществ, признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в безупречности и неопровержимости.

Позднее эти потребности были объединены в три осн. категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с др. людьми: 1) ориентация на людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротич. личности: уступчивый, обособленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.

Н. В. Чепелева

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

ОНТОПСИХОЛОГИЯ
(А.Менегетти)

 

А. Менегетти (р. в 1936) – итал. психолог, психотерапевт, основатель школы и Между нар. ассоциации онтопсихологии (1970). Психологи, объединенные идеями этой школы, разрабатывают методы психол. и психотерапевтич. помощи пациентам в решении их психосоматич. проблем. Теоретико-методол. основой для О. явл. работы Адлера, Фрейда, Юнга, Роджерса, Маслоу, Мэя и др.

О., или "психология бытия", рассматривает чел. как активного субъекта жизни, выделяя два способа его отношения к жизни: 1) как к неуправляемому стихийному процессу, в котором необходимо бездумно подчиняться доминирующим тенденциям или воле большинства; 2) как к сознательному поиску и творению себя, своей жизни и жизни общества. Гл. целью О. явл. выработка у чел. этого второго рефлексивного, творч., нравств. отношения к собств. жизни.

Онтопсихологи полагают, что в основе человеч. природы лежит строго определ. замысел, который и обусловливает индивид, своеобразие чел., создает рамки его самореализации. Сущность этого замысла определяется энерг. ядром Ин-се (априорный порядок, сущность в себе), образующимся собств. волей и проявляющим себя во всех физич. и психических процессах человеч. организма. Ин-се – внутр. сторона любого действия, знания и представления чел. Оно проявляется в сознании, сомнениях, воле, неудовлетворенности, сновидениях, здоровье, болезни, симпатии, антипатии, юморе, темпераменте, инстинктах, желаниях и др. Воплощаясь в повседневной жизни, Ин-се остается трансцендентным. Его истоки в вечности, и оно всегда несет положит, заряд.

Человеч. сознание должно угадать этот код природы, стать максимально адекватным ей. Однако в каждом конкретном случае чел. трудно установить контакт со своим Ин-се из-за деформирующего влияния воспитания и культуры. Сформировавшиеся фильтры восприятия, как кривое зеркало, искажают реальность и приводят к саморазрушению. Деформирующим влиянием, как считает Менегетти, обладает также существующий в мозге чел. монитор, функцией которого явл. коррекция истинной информации о жизни, производящаяся в угоду др. форме жизни, параллельно сосуществующей с нашей планетой. Монитор отклонений тоже проявляет себя в целом наборе негативных ощущений, которые воспринимаются чел. как холод, страх, ограничение пространства и др.

Определ. отпечаток на поведение личн. накладывают такие своеобразные психических структуры каккомплексы – прижизн. формирования, складывающиеся в детстве в зависимости от характера любви, которую получал ребенок. Немаловажное значение имеет т. н. семантическое поле, трактуемое как форма энергии, конфигурация бытия, в которой реализовалось единство времени, пространства, взаимодействия чел. с окружающим миром в динамическом развитии. Изучение всех нюансов семантич. поля позволяет глубже понять чел., знать о любом действии, видимом или невидимом, имеющем к нему отношение.

Личн. становится сознательной уже после того, как она сформирована др. личностями: семьей, школой и др. Как позднее образование сознательно-логическое "Я" не в состоянии самостоятельно постичь все с ним происходящее. Тем более, что из представленной структуры личн. следует, что люди в основном явл. продуктом собств. подсознания. Т. о., справиться с психол. проблемами, обрести подлинное самосознаниечеловек не в состоянии без помощи психотерапевта, в частности онтопсихолога.

Свои функции онтопсихологи видят в том, чтобы корректировать способность сознания к отражению изначального замысла природы и соответствия этому замыслу. Техники онтопсихотерапии (имагогика и др.) помогают поддержать сознательный и оперативный контакт с Ин-се, научиться принимать на себяответственность за свою жизнь, стать творцом и создателем себя самого.

С. В. Васьковская

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

ОРГОННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
(В.Райх)

 

Психотерапия Райха базируется на идее преобразования движения оргонной энергии. Понятие "оргонная энергия" соответствует фрейдовскому понятию "либидо". Происхождение слова "оргонная" связано со словами "организм" и "оргазм". Райх считал, что оргазм регулирует энергию организма. При здоровом функционировании оргонная энергия образует свободные потоки.

Однако движение энергии может блокироваться. Это происходит тогда, когда чел. не выражает свободно своих чувств и они вытесняются в бессознательное. Защитные образования (см. Защитные механизмы) формируют броню характера как специфич. профиль функционирования личн., позволяющий избегать определ. потребностей и переживаний. Физиол. проявление этого процесса – телесная броня (напряжение мышц, обеспечивающих выражение данной эмоции). Телесная броня обнаруживается в специфич. осанке, походке, выражении лица. Напр., невыраженная агрессия создает напряжение лицевых мышц (челюстной блок), проявляется в сжатых кулаках. Блокирование оргонной энергии ведет к неспособности пережить оргазм, мешает спонтанному проявлению чел. в др. сферах жизнедеятельности.

Методы О. п. основаны на психоаналитич. техниках (анализ характера) и работе с телом. Цель психотерапии – привести пациента к возможности свободной (здоровой) реализации организмич. потенции.

О. п. стала источником множества популярных в настоящее время телесно-ориентированных подходов: биоэнерг. анализа А. Лоуэна, структ. интеграции (рольфинг) И. Рольф, техник Ф. Александера, метода М. Фельденкрайза и т. п.

И. А. Грабская

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(В.Штерн)

 

Согласно Штерну, П. п. представляет собой новую ориентацию всей психологич. науки, ставящей в центр своих исследований целостность личности как структ. образование, состоящее, в свою очередь, из частных целостных подструктур – органов, функций, отношений, направленности на разл. цели, определ. достижений, свойств и переживаний, находящихся в соподчинении друг с другом. При этом целостность личн. никогда не явл. законченной и определ. раз и навсегда конструкцией, она всегда неоднозначна и существует одновременно реально и потенциально.

По Штерну, активность личн. приобретает смысл и направление благодаря системе целей, включающей одновременно личн. и мир. Цели самой личн., достижение которых способствует ее самосохранению и саморазвитию, противостоят внешн. по отношению к ней целям. Последние существуют в целях, в которые личн. включена как подцелое; они ставятся окружающими людьми, представлены в произведениях культурыи абстрактных идеалах. Возникающее при этом противоречие между двумя установками на разл. цели привело бы к уничтожению единства личн., если бы над ними не возникала подчиняющая их себе третья целевая установка – интроцепция, т, е. превращение чужих целей в собств. цели личности.

В своей теории Штерн уделяет большое внимание вопросам взаимодействия личн. и окружающего мира. Для объяснения причинной взаимосвязи личн. и мира он обращается к предложенной им теории конвергенции. Последняя, с т. з. Штерна, означает взаимодействие мира и целеустремленной личн.. В любом поступке, любом личност. состоянии, всегда содержатся оба этих фактора: внутр. стремления и внеш. влияния. Только та область внеш. мира становится "миром личности", которой противостоит и на которую направлено какое-либо внутр. стремление личн. И только те внутр. целевые установки могут осуществиться и привести к тем или иным особенностям жизни, для которых налицо такие внеш. объективные условия, как, напр., раздражители, материал, задача, наказания и поощрения.

Личн. несет в себе внутр. потенции, скрытые энергии, которым не присуща еще определ. фиксированная целенаправленность, – т. н. диспозиции. В начале жизни они обладают многозначной неопределенностью (как "предрасположения"), но постепенно благодаря активной конвергенции с миром они все более и более развиваются в определ. направлении, т. е. становятся однозначными (как свойства). Поэтому сама личн. пластична, но всегда до определ. пределов.

В связи с этим развитие личности Штерн трактует не только как последовательную цепь событий, но прежде всего как осмысленное саморазвертывание личн. как целого. В этом развитии любое частное достижение влечет за собой изменение ее как целого. По Штерну, для развивающейся личн. характерны три структ. особенности: рост – в течение жизни увеличиваются количество и разнообразие жизн. событий, а также содержаний и форм активности переживаний; дифференциация (расчленение) – жизнь личн. развивается от состояния исходной неясности и диффузности к большей структурированности (т. е. образуется одновременно более обширное целое и происходит большая внутр. дифференцировка); преобразование – жизнь личн. проходит в своем развитии ряд качественно различных, но внутр. обусловленных этапов.

Характеризуя психическое как личн. в совокупности ее внутр. свойств, Штерн дает собственную трактовку понятиям "сознание" и "бессознательное". Сознание, с его т. з., проявляется только в ситуациях конфликта, который и пробуждает переживание, "высекает искру сознания". Поэтому в нем отражается не вся жизнь целиком, а только те ее стороны, которые связаны с жизн. борьбой; в самосознании отражаются борющиеся стороны "Я"; из объективного мира в сознании отражается та его часть, которая должна быть покорена личн. или отвергнута ею. При этом содержательная сложность личн. и, соответственно, наличие большего числа внутр. противоречий и конфликтов, которые должны быть сорганизованы в единое целое, ведут к развитию сознания.

Бессознательным, в свою очередь, явл. то постоянное в личн., что связывает в единое осмысленное целое отдельные проблески сознания. Таковы последствия сознательных переживаний; те виды деятельности, для осуществления которых требуется и сознание (поступок, творчество), редкие предельные состояния, возникающие тогда, когда на время исчезают противоречия, порождающие сознание (экстаз, мистич. видения). Так, бессознательная устремленность личн. на цель образует неясный, но смыслообразующий фон, на котором выделяются разл. по своему виду и степени ясности сознательные впечатления.

Т. о., психология, по Штерну, должна, в первую очередь, сосредоточиться на изучении переживаний, которые, являясь ведущими процессами личн., направлены либо вовнутрь, на саму личн. (и тогда ее актуальное состояние в данный момент переживается как чувство, активность – как волевая регуляция, а бытие в течение длительного времени – как самосознание), либо вовне – на внеш. мир, существование которого в данный момент выступает в переживании как восприятие, прошлое и будущее этого мира – как представление и память, а бытие его в течение длит. времени – как идея.

Однако сложность состоит в том, что значение переживания не определяется полностью его наличным бытием, поскольку теснейшая конвергентная связь между "Я" и миром может быть лишь нарушена, но никогда не уничтожена целиком. Поэтому любое субъективное переживание носит символич. характер, и его интерпретация требует применения спец. психол. методов толкования, являющихся ведущими методами П. п. В связи с этим одной из важнейших задач науч. психологии, по мнению Штерна, явл. разработка методологии толкования.

Н. В. Чепелева

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(Э.Шпрангер)

 

Теория Шпрангера восходит к идеям нем. философа и психолога В. Дильтея, считавшего осн. задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личн., достигаемой с помощью понимания как осн. метода наук о духе. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутр., интуитивное постижение, тесно связанное спереживанием.

Осн. положения теории Шпрангера: 1) психическое развивается из психического; 2) психическое сводится к интуитивному пониманию "модулей действительной жизни"; не следует искать каких-либо объективных причин развития личн., необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личн. с духовными ценностями икультурой общества.

Осн. характеристика личн., по Шпрангеру, – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Исходя из этого, Шпрангер выделил шесть форм познания мира, назвав их типами понимания жизни. Основываясь на этих формах, он предложил следующую типологию личн.: 1) теоретический человек – тот, кто стремится к познанию, т. е. для которого гл. ориентация в жизни – осмысление в теоретич. плане того, что происходит, установление каких-то закономерностей; 2) экономический – ищущий пользу в познании; 3) эстетический – стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме; 4) социальный – тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям; 5) политический – стремящийся к духовной власти над другими; 6) религиозный – ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину.

На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личн. (Дж. Холланд). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личн. и групп.

Н. В. Чепелева

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

ПСИХОАНАЛИЗ
(3.Фрейд)

 

Ортодоксальный П. – это разработанные 3. Фрейдом 1) метод лечения психич. расстройств; 2) учение о бессознательных психич процессах.

Стержнем всей системы П. явл. предложенная 3. Фрейдом структ. модель личн., базирующаяся на т. н. топографич. модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые чел. осознает в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символ, форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.

Структура личн., по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически явл. энерг. основой личн. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации). На этапе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внеш. миром, часть Ид претерпевает изменения и превращается в Эго.

Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. При помощи вторичного процесса (реалистич. мышление и др. высшие ментальные процессы) Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью механизмов, в т. ч. механизмов защиты (см. Защитные механизмы).

Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также комплекс Эдипов т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух структур – совести и Эго-идеала. Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания.

Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личн. существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызываявнутренний конфликт и трудно переносимое личн. состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует разл. механизмы, в первую очередь, механизмы психол. защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. При этом любая активность чел. определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным. По мнению Фрейда, существуют два осн. врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они явл. каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение чел. Специфич. энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера . В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. В связи с этим выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не толькоиндивида , но и человеч. общества.

Психоаналитич. терапия направлена на изучение бессознательного с целью осознания неосознаваемыхмотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения и т. п., что, в свою очередь, ведет к усилению Эго и построению более реалистичного поведения. Осн. методы психоаналитич. психотерапии – метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, интерпретация сопротивления и анализ переноса (см.Трансфер).

П. оказал исключительное влияние не только на психологию и психотерапию, но и на философию, культурологию, социологию, во многом определив культурную ситуацию XX в.

Н. В. Чепелева

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

ПСИХОДРАМА
(Я.Л.Морено)

 

Морено считал наиболее глубинным филогенетич. фактором личн., формирующим человеч. поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личн. погибает. структура личн., по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Фундамент, значение имеют роли (первичные ролевые категории): соматические (или психосоматические), определяемые физиол. потребностями и эмоциями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые структурой социальных отношений, в которых участвует чел.; трансцендентные (или интегративные), в которых чел. совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир.

Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоциональное (формированиеспособности к межчеловеч. отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).

Социоэмоц. развитие начинается с феномена спонтанной социализации не связанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1-20 неделе младенцы живут на стадии органич. изоляции, не замечая друг друга. С 20-24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивид, особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток). На 40-42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физич. сила и сообразительность. В группе образуются "верх" с ее лидерами и "низ" с несамостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социометрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феномена теле, т. е. способности общаться на некоторой дистанции, передавая издалека эмоц. сообщения друг другу.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты