Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Коммуникацияның басқару құралы ретінде мәні мен мазмұнын ашыңыз 2 страница




Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенц. возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

С нарушениями Я-концепции связаны осн. формы психопатологии личн. Так, если переживания чел. не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу,которая не полностью устраняется его психологич. защитами, и происходит развитие невроза . При сильном несоответствии между "Я" и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотич. нарушения. Для психол. помощи при разл. личност. нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия" и "терапия, центрированная на человеке", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личн. явл. взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

П. П. Горностай

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(К.Р.Роджерс)

 

Для теории личности Роджерса характерны все осн. положения Г. п., в рамках которой эта теория создана. В качестве осн. движ. силы функционирования личн. рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса явл. феноменологич. и холистический подходы. Согласно первому, основой личн. выступает психол. реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным.



В тенденции самоактуализации очень важна потребность чел. в позитивном внимании как со стороны др. людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании др. людей делает чел. подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношенииудовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым явл. отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.



В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личн. По Роджерсу, существует два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность" и "неприспособленная личность". Первый тип явл. идеальным чел., получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоц. глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмич. доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирич. свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенц. возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.



С нарушениями Я-концепции связаны осн. формы психопатологии личн. Так, если переживания чел. не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу,которая не полностью устраняется его психологич. защитами, и происходит развитие невроза . При сильном несоответствии между "Я" и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотич. нарушения. Для психол. помощи при разл. личност. нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия" и "терапия, центрированная на человеке", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личн. явл. взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

П. П. Горностай

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
(Э.Фромм)

 

Теория личн. Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.

Личность, с т. з. Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общ-ва. В работе "Человек для себя" Фромм описывает следующие социальные типы характера:

1. Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гуманистич. этики – чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

Характер любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе "Душа человека", Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь кжизни.

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены экзистенциальные потребности, явл. важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творч. созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рац. взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).

Смысл существования чел. Фромм видит в разл. способах решения осн. проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная совр. зап. обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе "Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого "бегства".

1. Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личн., слить свое "Я" с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.

2. Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизн. интересам, преодолением скованности и изолированности.

3. Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. "Я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

В противовес механизмам "бегства от свободы" существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.

П. П. Горностай

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
(Г.У.Оллпорт)

 

Оллпорт определяет личн. как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками чел. внутри него самого. "Личн. – это динамическая организация тех психофизич. систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не явл. статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.

Наряду с интеллектом и физич. конституцией темперамент – это первичный генетич. материал, из которого строится личн. Он особенно важный наследственный аспект эмоц. природы чел. (наряду с легкостью эмоц. возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций).Характер явл. понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личн. По формулировке Оллпорта, характер – это оцененная личн., а личн. – это неоцененный характер.

Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личност. черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личн. оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.

В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции явл. строит, блокамииндивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении чел., которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах (напр., пунктуальность, внимательность,ответственность). Вторичные диспозиции-менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.

Личн. не явл. набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структ. элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который Оллпорт предлагает наз. проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеч. природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъект. опыта, как "мое", о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.

Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется "Я" как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определ, и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности "Я", связанное с именем ребенка; 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физич. тело, но и определ. значимые элементы внеш. мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое "Я хороший" и "Я плохой"; 6) рациональное управление самим собой, явл. стадией выраженного конформизма , морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизн. проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление, явл. постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону "Я", осознающую "Я-объективное". На заключит, стадии проприум соотносится с уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теориямотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели чел., его намерения. Ключом к пониманию чел. явл. ответ на вопрос: "Что ты хочешь делать через пять лет?". По Оллпорту, личн. свободна от прошлого-связи с прошлым исторические, а не функциональные.

Созревание чел. – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелыхсубъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый чел. характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы "Я"; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоц. неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизн. философию.

Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психоаналитиков.

Т. М. Титаренко

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(А.Адлер)

 

Основные принципы И. п. – целостность психической жизни личн., стремление к превосходству как осн. мотивационная сила в жизни личн., а также социальная принадлежность человека.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собств. недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личн. складывается у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех осн. жизн. задач: профессиональной, сотрудничества и любви. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собств. слабости и несостоятельности.

Второй движущей силой развития личн. явл. социальный интерес, определяемый Адлером как стремление к сотрудничеству с др. людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания. С т. з. Адлера, степень выраженности социального интереса явл. показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и др. социальных и психопатологич. отклонений.

Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личн. при решении гл. жизн. задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.

Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизн. потенциал. Достигаются эти терапевтич. цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.

Осн. методы И. п. – интервью и анализ ранних детских воспоминаний.

Н. В. Чепелева

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

КАТОЛИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
(Г.О.Марсель)

 

Путь к истине, по мнению Марселя, ведет через акты внутр. самосознавания, условием которого есть сосредоточенность, медитативное состояние обращенности на самое себя, установление "внутр. тишины". Чел. – паломник, устремленный к собств. внутр. "Я", которое постоянно меняется. Бытие явл. процессом вечного обновления, непрерывного рождения. "Быть" значит быть в пути. Если чел. тратит свою жизнь на повторение действий, поддерживающих примитивное прозябание, он теряет свое человеч. бытие. Чувственные соблазны, радость от обладания вещами и др. "искусы дьявола" явл. преградами на пути к подлинному бытию.

Мое "Я", по Марселю, явл. лицом и личн. Как лицо я – часть общества, один из многих. Как личн. я – неповторимое, своеобразное духовное бытие, нечто единственное, что нельзя рассматривать извне, изучать эмпирически. Жизнь есть срок испытания, личност. странствие, целью которого есть спасение. В борьбе со злом, ставка в которой – бытие, и заключается смысл жизни. Верить – значит забыть себя во имя Бога.Смерть освобождает чел. от статуса паломника, давая вечное вознаграждение. Подлинный человек – это личн., устремленная к миру высших ценностей. "Я" в той мере, в какой оно остается замкнутым в себе, остается рабом своих ощущений, вожделений и глухого беспокойства, находится вне добра и зла. Только личн., внутр. сила моего "Я", навязывает мне существование мира, в котором есть добро и зло. Личн. – это ответ на призыв, движение к трансценденции.

Человек не способен найти истину в самом себе; он находит в себе готовность принять ее со стороны высшего, ощутить божеств, истину в акте любви. Вовлеченность есть полное смирения и верности подчинение чел. высшей духовной силе, такое состояние души, приближающее благодать, вызывая присутствие Бога. Вовлеченность рождает надежду как состояние благодати, состояние, зачеркивающее тоску и отчаяние. Любовь позволяет чел. открыть наличие бытия в другом, увидеть его собств. действительность и ценность, существующие независимо от "Я". Открытие бытия в другом обогащает собств. бытие, увеличивает душевную силу, благодаря которой возможно отвергнуть нищенский мир материи и подняться к богатству трансцендентного мира. Человеч. личн. рассматривает себя как волю превзойти все то, чем она есть и одновременно не есть, как волю превзойти не удовлетворяющую ее действительность.

Человеч. личн. включена в плоть, сознание воплощено. Чел. несет ответственность за то, как он использует свою жизнь. Его отношение к своей плоти явл. первым мерилом его качеств как личн. Непосредственно данная чел. реальность неразрывной мистич. связи сознающего себя субъекта с собств. телом явл. исходным пунктом рефлексии. Эта связь есть воплощенность как условие экзистенциального опыта. Условия воплощенного существования жестоки; они были бы непереносимы для сознания, если бы оно не обладало способностью рассеиваться и отвлекаться. Телесность подразумевает вписанность в пространство и время, неотвратимое приближение смерти.

Существование во плоти явл. первой большой опасностью для души. Благодаря плоти мы привыкаем основывать наши знания на практике; посредством ее внешнее проникает во внутр. духовный мир. Одновременно плоть стремится захватить власть над нами, лишить нас воли. Подчиняясь еепотребностям, мы привыкаем рассматривать мир в категориях "видеть" и "иметь". Стремление обладать вещами, которых у чел. нет, порождает страдание. Опасение потерять то, чем он уже обладает, порождает страх. Пессимизм связан только с непросветленным состоянием субъекта, ибо онтологич. структура мира дает место надежде. Надежда и отчаяние образуют религиозно-этич. антитезу, составляющую суть онтологич. выбора, перед которым поставлен чел. в своем бытии. Внутр. оправданием человеч. жизни явл. присутствие в ней смысла , не принадлежащего жизн. порядку, трансцендентного по отношению к самому существованию. Этот высший смысл состоит в спасении.

Понятие свободы, не связанной с Божьей благодатью, – кощунство. Свобода, понимаемая как стремление преобразовать мир в соответствии с чаяниями людей, – безумие, порожденное сатанинской гордыней. Быть свободным – значит распоряжаться собой, отдать себя в рабство плоти и страсти или отдать себя Богу.

Т. М. Титаренко

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

 

Концепции опираются на идею о детерминации поведения личн. конституционными особенностями. Под конституцией понимаются структура организма чел., врожденные физиол. характеристики. Идеи биол. обусловленности индивидуальных различий развивали Гиппократ, Л. Ростан, Г. Виола, Кречмер, Шелдон, К.Конрад.

Кречмер выделил четыре типа конституции: астенический, атлетич., пикнич., диспластический. Астеник отличается хрупким телосложением, высоким ростом, линейными пропорциями, плоской грудной клеткой, узкими плечами. Пикник выглядит тучным, у него наблюдается избыток жировой ткани, выраженное развитие периферич. частей тела, округлость форм. Для атлетика характерна развитая мускулатура, крепкое телосложение, широкие плечи и узкие бедра. Пропорции и характерные особенности диспластика трудно поддаются описанию.

Типам конституции ставилась в соответствие предрасположенность к определ. психическому заболеванию. Кречмер заметил, что маниакально-депрессивный психоз чаще встречается у пикников, а шизофрения – у астеников и реже у атлетиков, эпилепсия – преим. у атлетиков и астеников. Наблюдения показывали, что у здоровых людей могут проявляться черты, близкие к характерным признакам заболевания. На основе анализа связи конституционных характеристик с психол. особенностями Кречмер выделил три типатемперамента здоровых людей: шизотимик, циклотимик, иксотимик (диспластик не соотносится с определ. типом темперамента). Шизотимик характеризуется замкнутостью, склонностью к абстрактным рассуждениям, плохим приспособлением к социальному окружению. Циклотимик – эмоц. человек, умеющий устанавливать контакты и склонный к практич. деятельности. Иксотимик описывается как сдержанный, ригидный, мелочный.


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 17; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты