КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика. Термин «готика» возник в эпоху итальянского Возрождения как выражение пренебрежения к искусству тех варварских племёнТермин «готика» возник в эпоху итальянского Возрождения как выражение пренебрежения к искусству тех варварских племён, которые ещё в 5-7 веках заселили западную Римскую империю. Хронология -- конец 13-начало 14 веков – рубеж ранней и высокой готики, конец 15-начало 16 века - рубеж поздней и высокой готики. Именно на 13-15 века приходится наивысший расцвет средневековой культуры: -светской литературы и поэзии -театрального искусства, где мистерии соседствуют со светскими фарсами -музыки Главная духовная сила – церковь, но жизнь городов разрастается. Растёт интерес к опытному познанию действительности, возникают первые европейские университеты. Готическое искусство целиком связано с городом. Зарождаются новые типы зданий – биржи, таможни, суды, больницы, рынки и т. д. Складывается облик городского муниципалитета- ратуши. Это 2-х или 3-х этажное сооружение с галереей в нижнем этаже, с парадными залами, где заседали городской совет и суд – во втором, с подсобными помещениями - в третьем. Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши – беффруа. Как отмечают исследователи, готика – это кульминация и отрицание романского искусства. Готика явилась как бы итогом длительной эволюции искусства средневековья. Особенно это заметно в культовой архитектуре. 13, 14 вв. - время наивысшего расцвета средневековой культуры (готический стиль, стройные, устремлённые ввысь готические соборы). Сохранившиеся планы соборов (Кёльнского, Венского, Страсбургского) говорят о высоком уровне подготовки архитекторов. Совершенство всех трёх элементов церковного интерьера: пространство, каменная конструкция и окна. Изобретён нервюрный свод - крестовый свод облегчённой конструкции, то есть перекрытие помещения двумя взаимно-перекрещивающимися диагональными арками-нервюрами. Нервюры - несущие каркасы, распалубки - простое лёгкое заполнение. Сквозной характер аркад, отделяющих один неф от другого, подчёркивает открытость и взаимную связь всех частей внутреннего пространства, а большие ажурные окна-виражи делают лёгкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Окна становятся больше (по сравнению с романским храмом), простенки между ними заполняются фризом из арочек. Скульптурные композиции, статуи и украшения на порталах, карнизах и капителях обогащали обогащали художественный образ готического собора. Более реалистическое (чем в романском стиле) развитие сюжета. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Снаружи во всём подчёркивается роль вертикали, устремлённости ввысь: острые треугольные вимперги над порталами – это остроконечное завершение входа, башенки – фиалы, завершающие контрфорсы.
|