КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности готической архитектуры-готический собор лёгок и устремлён ввысь за счёт использования новой конструкции сводов -свод опирается на арки -арки на столбы -боковое давление свода передаётся аркбутанам и контрфорсам, за счёт этого уменьшение толщины стен, увеличение внутреннего пространства, множество арок, окон, галерей -исчезает ровная поверхность стены, появляются огромные окна, поэтому стенная роспись уступает место витражу -стенная роспись уступает место витражу -активный декор – множество статуй и рельефов -внутри и снаружи собор украшает множество статуй и рельефов -границы между отдельными частями храма стираются -вимперги – стрельчатые фронтоны - от нем. wimperg- остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проёмы готических зданий, украшались ажурной или рельефной резьбой -базилика - от греч «царский дом» прямоугольное в плане здание, разделённое столбами или колоннами на продольные части-нефы -нервюра – или гурт - от лат жила - арка из тёсанных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода, образует каркас, облегчающий кладку свода -аркбутаны - наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа внешним опорным столбам - контрфорсам -меняется образ Христа – на первый план выдвигается тема мученичества – скорбящий, страдающий -постоянное обращение к образу Богоматери Вариант характеристики готического храма. Готический храм –-сохраняет базиликальную форму, как в романский период -свод меняет свою конструкцию на новую; основой его является каркасная система с нервюрами – это арки из тёсаных клинчатых камней., укрепляющие рёбра свода. Система нервюр образует каркас, облегающий кладку свода Нервюрный свод даёт возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и ещё более сложные в плане пролёты Это возможно, потому что – -нервюры сходятся в пучки на опорных столбах; на этих столбах теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий, в отличие от романского храма, где вся тяжесть перекрытия ложилась на стены – отсюда толщина стен и малый размер окон романских храмов. -аркбутаны, контрфорсы, стрельчатые арки сыграли свою роль в изменении конструкции храма -аркбутан – ¼ арки, одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим – на контрфорс. Место её опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым, пинаклем. Романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор лёгок и устремлён ввысь. -конструкция готического храма даёт возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей, и это приводит к появлению витража. В экстерьере стали господствовать вертикальные тяги, гладкая поверхность стен скрылась под каменным кружевом, потому что скульптура стала покрывать весь храм. Это особенно касается Франции, давшей блестящие примеры синтеза скульптуры с архитектурой. Базилика– от греч. «царский дом» - прямоугольное в плане здание, разделённое столбами или колоннами на продольные части – нефы.
-в изменении конструкции храма сыграли свою роль аркбутаны, контрфорсы, стрельчатые арки;
Нервюры или гурты – от лат. «жила» - арка из тёсанных клинчатых камней, укрепляющая рёбра свода, образует каркас, облегчающий кладку свода.
Аркбутаны – наружные каменные полуарки, передающие распор свода главного нефа внешним опорным столбам – контрфорсам
Контрфорсы –устои, поперечные стенки или вертикальные выступы, укрепляющие основную несущую конструкцию; контрфорсы (от франц. – «противодействующая сила»)- прямоугольные столбы, примыкающие к стене храм снаружи узким вертикальным торцом;
Пинакли -угловые контрфорсы заканчивались пирамидальными башенками – пинаклями и декоративным фиаломв виде резного фигурного шпиля; -пинакли - декоративные башенки на контрфорсах или на др. архитектурных частях позднероманских и готических церквей;
Фиалы – декоративное венчание пинаклей, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета . др.;
Трансепт– поперечный неф Архивольт – обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены;
Горгульи –были популярной деталью готической архитектуры; это окончания водостоков, выступающие с крыши здания. Обычно их выполняли в форме гротескных фигур, человеческих или звериных, из открытых ртов которых вырывалась вода.
Тимпан - внутреннее поле фронтона; плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом; углублённая часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой; в тимпане часто помещают скульптуру, живопись, гербы и др.;
Крестоцвет – декоративное завершение пинакли;
Трифорий – в романской и готической архитектуре узкие продольные галереи над боковыми нефами, открытые в центральный неф тройными или двойными арочными проёмами;
|