Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ




Читайте также:
  1. А. Целерациональное поведение
  2. Административные и организационные технологии управления поведением.
  3. В случае, если соперники стремятся навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его, происходит следующий социальный процесс.
  4. Вопрос 9. Ролевое поведение в деловом общении. Личные особенности персонала.
  5. Гаджет и игровое поведение
  6. Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения
  7. Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения
  8. Глава 4. Самосознание и поведение
  9. Глава 6. КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ И СОЦИАЛЬНЫЕ

Эта история об одном из моих самых любимых суфиев - султане Баязиде Бистами. У него был свой наставник, который однажды пригласил его на встречу с суфийским кругом (нечто вроде общины суфиев). В суфийском круге было 12 человек, но один покинул этот мир и нужно было принять нового члена.

Султан пришел на собрание в дорогом халате, роскошной чалме, украшенной прекрасным эгретом с драгоценными камнями, в сапогах, шитых золотом. Его место оказалось рядом с новичком. Этот человек сразу не понравился Бистами: одет неряшливо, бедно, в засаленном халате, да и запах от него исходил, прямо скажем, непривычный для царского носа.

С трудом сохраняя самообладание, султан вежливо поприветствовал незнакомца, но, не в силах сдержать отвращение, все же повернулся к нему немного боком - почти незаметно. Но для взора наставника поведение Баязида Бистами не прошло незамеченным.

Оставшись наедине с учеником, наставник сказал:

- Как же так можно?! Ты уже находишься на высшей ступени и так позволяешь себе относиться к незнакомцу. Боюсь, что это была очень серьезная ошибка с твоей стороны.

- Могу я ее как-то исправить? - спросил султан.

- Ты исправишь ошибку, если выполнишь одно мое задание, - сказал учитель.

- Я выполню любое твое задание, потому что без суфийского круга я - ничто, несмотря на несметные богатства и власть, которыми обладаю!

- Хорошо, послушай меня. Ты должен отправиться к пастуху, который в одиночку пасет большое стадо на высокогорном пастбище. Когда ты его найдешь, поступи к нему в слуги. Будешь помогать ухаживать за животными, готовить пищу, стирать одежду, убирать, в общем, выполнять все поручения пастуха. Отправляйся немедля!

Султан же про себя думает: “Еще чего! Как бы не так! Не пристало отцу нации убирать навоз и скоблить горным песком грязные тарелки!” Но, вернувшись во дворец, он все же снял свои дорогие наряды и облачился в обыкновенную одежду. Он взял посох и тайно покинул свои чертоги, отправившись на поиски пастуха.

Много дней султан провел в поисках нужного пастуха. Он переходил от одного пастбища к другому, но усилия его были тщетны. Временами ему казалось, что это будет продолжаться вечно. Блуждая по горам, он несколько раз ходил на волосок от гибели, и в конце концов силы оставили его и он заболел. Зайдя в ближайшее селение, он обратился за помощью к лекарю. Тот помог султану, не ведая, кто перед ним стоит, и дал в дорогу тряпичный мешочек с семенами целебного растения.



Прошло еще несколько дней непрестанных поисков. Забравшись очень высоко в горы, Баязид Бистами все же увидел вдалеке стадо и направился к нему. Горная дорога становилась все уже и уже и в конце концов превратилась в узенькую тропинку. Султан едва мог передвигаться по ней - одно неверное движение, и он упал бы на дно ущелья.

И тут произошло нечто неожиданное. Он увидел, что перед ним стоит старая, дряхлая собака. Что же делать? Разминуться с ней было невозможно: либо ее сбросить, либо упасть самому. Султан прижался к скале так тесно, что собака все же смогла пройти мимо него, но она запачкала его одежды. “Как же я теперь буду молиться?” - мелькнуло у него в голове. Дело в том, что мусульманский обычай
не позволяет совершать молитву, не омыв тела и в испачканной одежде.

Пришлось султану опять возвращаться назад и искать родник. Найдя горный ручей, Баязид Бистами умылся, застирал испачканную одежду, в должное время помолился и к ночи уснул.



Во сне перед султаном опять появилась та грязная собака и, как это часто бывает, сдержавшись днем, во сне султан не смог сдержаться и все высказал животному:

- Я, великий султан, пожалел тебя, нечистую, а ты, неблагодарная, испачкала меня!

- О великий султан, - отвечала собака, - я не всегда была стара и безобразна. Были времена, и я резвилась, молодая и красивая. Все меня любили, ласкали. Теперь эти дни прошли… Но скажи, если узор не получился красивым - это его вина или художника?

В беспокойстве султан проснулся: “Что я не так сделал? Меня собака спрашивала - я виноват или Всевышний”.

От мучительного сна и неразрешенности вопроса султан снова почувствовал себя плохо. Он вспомнил вдруг о целебных семенах, которые ему подарил лекарь, заглянул в мешочек и увидел там крошечного муравья. “Наверное, муравей попал сюда пару дней назад. Но ведь он погибнет здесь, так высоко в горах”, - подумал Бистами.

Он вернулся в то селение, где ночевал два дня назад, и около дома лекаря отпустил муравья на землю.

И тут из дома лекаря вышел его наставник и спросил: “Почему ты прекратил поиски пастбища? Ты тратишь зря время!”

Султан смутился, но все же рассказал своему учителю о муравье и собаке.

Мастер долго слушал рассказ и после минуты раздумий сказал:

- Только Всевышний знает, кто будет к нему ближе, султан или нищий, - и потом добавил: но за человека, пожалевшего муравья в то время, когда до цели оставалось совсем немного, я спокоен. И за царство его тоже.

История умалчивает о том, служил ли Бистами у пастуха или сразу же вернулся во дворец. Мне кажется, смысл этой притчи не в этом.

В обычной жизни наши стереотипы мешают нам стать лучше, здоровее. Ускорению внутренней работы способствует изменение привычного уклада жизни, каких-то привычек, точек зрения.

Очень часто болезнь настолько “вплелась” в нашу жизнь, привычки и склад мыслей, что если хотя бы на день мы сможем его изменить, то болезнь сможет отступить.


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 22; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты