КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Анкета — это упорядоченный по содержанию и формой набор вопросов и высказываний, направленных на раскрытие содержания проблемы. Анкета имеет определенную структуру и состоит, как правило, из трех частей: вступительной, основной и «паспортной». Во вступительной части анкеты содержится обращение к респонденту, в котором отмечается, кто, с какой целью проводит опрос, где и как будут использоваться его результаты, подчеркивается важность и значимость личного участия каждого респондента в исследовании, наводится сжатая инструкция относительно заполнения анкеты, гарантируется анонимность ответов, отмечается, кому следует вернуть заполненную анкету. В основной части анкеты подаются вопросы, рассчитанные на последовательное раскрытие содержания исследуемой проблемы. «Паспортная» часть включает вопрос, ответы на которых характеризуют демографическое и социальное состояние респондента. В конце анкеты респонденту предлагают выразить свое мнение относительно темы опроса и выражают благодарность за участие в исследовании. По способу общения между исследователем и респондентами анкетирования бывает: — через прессу, когда анкеты печатаются на страницах журналов и газет, а ответы на вопрос анкеты пересылаются в редакцию; — почтовое, когда анкеты и ответы пересылаются по почте; — раздаточное, когда анкеты раздаются непосредственно респондентам. Почтовое анкетирование и анкетирование через прессу дают очень низкий процент возвращения заполненных анкет, которое требует от исследователя дополнительных усилий для обеспечения репрезентативности полученной информации. Эффективность раздаточного анкетирования зависит не только от содержания и структуры анкет, но и от навыков и умения проводить опрос анкетером, от его личных качеств. 61. КАК ОФОРМЛЯЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Порядок предоставления и использования результатов социологических исследований^ · Результаты анализа данных оформляются в виде отчета или аналитической записки о проведенном исследовании. · Печатный и/или электронный вариант результатов социологического исследования в виде аналитической записки, отчета или данных для презентации предоставляются заказчику, и, по требованию — первому проректору. · Ознакомившись с результатами социологического исследования, заказчик утверждает (визирует) полученные материалы и копию этих материалов, которая остается в архиве ЦСИ. · Доступность результатов социологического исследования для внешних пользователей оговаривается с заказчиком и прописывается в заявке на исследование, равно как и исключительное право заказчика на самостоятельное использование результатов исследования. · В течение двух недель заказчик обязан предоставить заведующему ЦСИ план мероприятий по внедрению результатов исследования в работу структурного подразделения. · По факту внедрения результатов исследования в работу структурного подразделения, заказчик обязан предоставить отчет в ЦСИ о результатах внедрения.
62. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНФЛИКТУ Социальный конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, которое хар-ся наличием выраженного противостояния индивидов и соц общностей, которое осознается всеми участниками конфликта. Соц конфликт является динамическим явлением, которое обычно включает в себя следующие стадии: · Предконфликтная стадия – период, когда будущие участники конфликта оценивают свои ресурсы и возможности, выбирая стратегию поведения в конфликте. · Стадия непосредственно конфликта – явная и активная фаза противостояния. · Стадия разрешения конфликта – завершение активной стадии противостояния, с выявлением конфликтных результатов. · Послеконфликтная ситуация – определяются отношения между бывшими участниками конфликта, которые при определенных обстоятельствах могут привести к повторению конфликта. 63. НАЗОВИТЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ Социальный конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, которое хар-ся наличием выраженного противостояния индивидов и соц общностей, которое осознается всеми участниками конфликта. В зависимости от субъектов взаимодействия конфликты могут быть: · Внутриличностные · Межгрупповые · Межгосударственные · Межличностные · Мировые или глобальные В зависимости от доминирующего фактора возникновения, конфликты могут быть: · Политические · Экономические · Идеологические · Религиозные · Бытовые В зависимости от характера противостояния, конфликты могут быть: · Случайные и закономерные · Стихийные и организованные · Антагонистические и неантагонистические 64. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Социальный конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, которое хар-ся наличием выраженного противостояния индивидов и соц общностей, которое осознается всеми участниками конфликта. Чаще всего причинами социальных конфликтов являются: · Борьба за дефицитные жизненные блага · Ярко выраженное социальное неравенство · Борьба за лучшие позиции в обществе · Противоположные социально-культурные ценности и представления · Психологические особенности отдельных людей, которых отличает крайняя степень эгоизма, вспыльчивость, неуравновешенность (конфликтные люди)
65. РАССКРОЙТЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ Социальный конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, которое хар-ся наличием выраженного противостояния индивидов и соц общностей, которое осознается всеми участниками конфликта. К конструктивным (положительным) последствиям социальных конфликтов относят: · Способность при определенных условиях снижать психологическое напряжение («выпустить пар») · Способность выявить скрытые противоречия и стимулировать устранение недостатков · Способность мобилизировать (объединить) членов определенной социальной группы перед лицом общих врагов. · Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности · Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач · Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей и тем самым может предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов · Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы 66. РАССКРОЙТЕ ДИСТРУКТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ Социальный конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, которое хар-ся наличием выраженного противостояния индивидов и соц общностей, которое осознается всеми участниками конфликта. К диструктивным последствиям социального конфликта относят: · Конфликт способен повергнуть общество в хаос. · Негативные последствия конфликта часто подавляют его позитивные функции. · Негативные последствия вызываются применением жестоких тактик соперничества. · Трудно радоваться положительным сторонам конфликта, если он выливается во взаимные оскорбления, угрозы и даже насилие. · Когда люди пытаются разрешить конфликт с помощью соперничества, стремясь добиться выгоды за счет другого, они используют такие действия и контрдействия, которые усиливают конфликт. Такое усиление конфликта называют эскалацией. · Способность вызывать стрессовое состояние у людей, вплоть до суицидальных настроений. · Способствует ослаблению социальных связей между конфликтующими сторонами · Могут способствовать разрушению социальных институтов 67. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ Социальный конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, которое хар-ся наличием выраженного противостояния индивидов и соц общностей, которое осознается всеми участниками конфликта. Существуют 2 основные формы разрешения конфликтов: · Полное разрешение конфликта – устранение объективных причин возникновения конфликта · Частичное разрешение конфликта – изменение субъективных отношений участников конфликта к, вызвавшим его, факторам без устранения самих этих факторов Для разрешения социальных конфликтов чаще всего используются такие способы: · Полная победа одной из сторон конфликта, которая привела к устранению проигравшего · Перенесение конфликта на будущее · Достижение компромисса, то есть согласия конфликтующих сторон на основе двусторонних переговоров · Достижение компромисса между конфликтующими сторонами при посредничестве третьих лиц 68. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ Экономическая сфера – подсистема общества, ответственная за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, необходимых для людей. Экономические отношения определяют характер социальных связей между людьми и играют важную стратификационную роль, поскольку делят людей на группы по следующим основаниям: · По отношению к собственности: · Собственники · Совладельцы · Лица, лишенные права собственности · По отношению к производству материальных благ: · Производители · Потребители · Посредники · По отношению к организации производства: · Руководители · Подчиненные · По отношению к концентрации материальных благ: · Богатые · Представители среднего класса · Бедные · По источникам доходов: · Предприниматели (основной доход – прибыль) · Наемные рабочие (основной доход – заработная плата) · Рантье (основной доход - % по банковским вкладам, доходы от ценных бумаг и аренды) · Иждивенцы (не имеют собственного дохода, способного обеспечить их, поэтому живут за счет общества) Функции экономики как социального института: 1. Поддержание общественного разделения труда (каждый зарабатывает тем, за что ему другие готовы добровольно отдать деньги) 2. Стимулирование людей к труду через материальные стимулы (деньги – лучшее лекарство от лени) 3. Объединение людей в социальные группы на основе общих экономических интересов (профсоюзы, ассоциации и т.д.) 4. Стимулирование инноваций и технического прогресса (основные научно-технические достижения человечества направлены на достижение экономических целей: заработать или сэкономить)
69. РАССКРОЙТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ» И «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА». (ПРИМЕРЫ ИЗ СОВРЕМЕННОЙ УКР РЕАЛЬНОСТИ) Экономическое поведение – система социальных действий, связанных с использованием конкретными людьми своих ограниченных материальных ресурсов для удовлетворения своих неограниченных потребностей. Основой экономического поведения также является, сформулированный шотландским экономистом А.Смитом, принцип «экономического человека», согласно которому каждый человек, участвуя в экономических отношениях стремится к получению максимальной выгоды для себя с наименьшими затратами материальных ресурсов, сил и времени. В современной структуре экономического поведения жителей Украины доминирует безотчетное стремление к выгоде без должных интеллектуальных и физических усилий, это обусловлено смещением вектора экономических отношений в сторону теневого или полукриминального поведения. Экономическая политика – деятельность государства по согласованию различных экономических интересов отдельных людей и социальных групп в интересах всего общества. Основными подходами к осуществлению экономической политики являются: 1. Административно – командный метод управления экономикой (государство жестко регулирует все основные экономические процессы и само активно участвует в них) 2. Принцип либерализма (экономической свободы) – государство практически не вмешивается в экономические отношения 3. Принцип неолиберализации. Самый распространенный подход, согласно которому государство умеренно вмешивается в экономические процессы, выполняя роль «ночного сторожа» и «спортивного судьи». В Украине с приходом к власти нового президента происходит перестройка всей экономической системы страны: · Берется курс на развитие с\х · Активно развивается рекреационная сфера хозяйствования, особенно в причерноморских регионах. · Делается акцент на социальной сфере.
70. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В УКРАИНЕ В Украине произошла инволюционная конвергенция – социальное явление, в котором синтезировались в единое целое деструктивные элементы как капиталистической так и социалистической системы хозяйствования. Основными экономическими проблемами Украины на данный момент является: 1. Гипертрофированная роль государства в экономике как следствие советской системы административно-командного управления. 2. Проблема медленного формирования «среднего» класса и отсутствие сложившихся традиций предпринимательства. 3. Высокая степень «тенизации» экономики, которая вызвана в первую очередь неэффективной политикой государства по регулированию бизнеса. 4. 71. ТРУД КАК ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. МОТИВЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.Мотивы трудовой деятельности - причины, определяющие поведение человека в процессе труда:1- отражение человеком своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда;2- отражение тех благ, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;3- отражение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют. 72. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙУправленческое решение– это результат конкретной управленческое деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления.Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:-выработку и постановку целей; изучение проблемы на основе получаемой информации;-выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемых решений;-обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);-выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;-конкретизацию решения для его исполнителей.На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому цель управленческой деятельности состоит в нахождении так форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. 73. СУЩНОСТЬ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ Социология -- одна из интенсивно развивающихся в настоящее время наук. Расширяется предметная область проводимых ею исследований, становятся более разнообразными средства и методы исследовательской деятельности; шире используются результаты исследований в социальной практике.Весь спектр социологических вопросов политики в современной теории настолько важен, что появился термин политическая социология. Это большой раздел науки, объединяющий теории среднего уровня по поводу всего комплекса проблем политической жизни, политических отношений, ведь политика - это особый вид регулирования социальной жизни. Таким образом, сущность политической социологии - вопрос о власти. С этих позиций рассматриваются политическое сознание, политическая деятельность, политическая культура, политическая система общества, проблемы политических партий, политических лидеров, легитимностъ власти, политические системы и т. д.
74. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ В структуре политики можно выделить такие элементы: политическое сознание, политические институты и политические отношения. Политическое сознание выражает сущность осознанности субъектами политики законов и тенденций развития политической действительности. Политические институты - это совокупность организаций и учреждений (государство, ее органы, политические партии и тому подобное), которые упорядочивают политические и другие отношения в обществе. Политические отношения выражают стойкие связи между гражданами и властью, государством и гражданским обществом; в их центре - интересы и потребности субъектов политики.В структуре политики также выделяют экономическую, социальную и культурную политику. В свою очередь экономическая политика разделяется на промышленную, сельскохозяйственную, финансовую и др. Социальную политику можно дифференцировать на политику в сфере охраны здоровья, социального обеспечения, бытового обслуживания. Культурная политика включает в себя политику в области образования, науки, культуры, искусства.В зависимости от масштабов, направленности, содержанию заданий политика разделяется на внутреннюю и международную. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства относительно регуляции экономических, политических, социальных и других отношений между людьми в середине общества. Международная (внешняя) политика направляется на обеспечение безопасности государства, она призвана создавать благоприятные условия для достижения основных заданий внутренней политики.Чаще всего среди функций политики выделяют такие:- функцию управления - разработка основных направлений экономического, социального, духовного развития общества;- прогностическая функция - определение перспектив общественного развития, создания разнообразных моделей будущего состояния экономической, политической системы и тому подобное;- функция интеграции заключается в объединении разнообразных групп общества вокруг фундаментальных идей, интересов, ценностей;- мобильно-организационная функция проявляется в мобилизации материальных, духовных, трудовых ресурсов для эффективного решения общественных заданий;- идеологическая функция заключается в разработке определенного общественного идеала, который включает политические и социальные ценности;- воспитательная функция направлена на социализацию индивидов, то есть их включение в политическую жизнь;- инновационная функция направлена на творческое осмысление политической действительности, способы и методы ее изменения. То есть, политика имеет своим заданием создавать новые - более прогрессивны - формы социальной организации жизни. Вывод Социология политики - это отраслевая социологическая теория , предметом которой являются социально -политические отношения , Которые возникают между индивидами , группами , сообществами , организациями , партиями , институтами по поводу завоевания , распределения и сохранения власти. Объектом социологии политики является политическая жизнь в обществе во всем разнообразии его проявлений.Социология политики выполняет в обществе такие функции : измерения ривняполитичнои стабильности общества ; разрабатывание социальных механизмов достижения политического согласия в обществе ; прогнозирование политических изменений , процессов , конфликтов ; разрабатывание социальных технологий предотвращение кризисных ситуаций в политической сфере и путей решения этих ситуаций.Структура социологии политики Состоит из трех уровней исследования теоретического , институционно и эмпирического . К структуре также входят такие относительно самостоятельные направления социологии политики , как социология государства , социология власти , социология политических партий и движений .
75. ПОЛТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Огромное значение для включения индивида в политические процессы имеет механизм социализации. Политическая социализация – это процесс усвоения индивидами знаний, ценностей и социальных ролей, связанных с их участием в политической жизни общества. Политическую социализацию можно отнести к ≪вторичной≫, она начинается относительно поздно. Ведь в дошкольных и общеобразовательных учреждениях существует запрет на политическую агитацию, и даже сами родители зачастую не делятся со своими детьми политической информацией, считая, что им ещё ≪рано знать о политике≫ вплоть до достижения совершеннолетия и получения избирательного права. С процессом политической социализации тесно связаны такие понятия, как политическое поведение, политическая стратификация, политическая культура. Политическое поведение – понятие, характеризующее интенсивность и направление политической деятельности индивида. Существует условная шкала политической направленности индивидов, согласно которой выделяют реакционеров (агрессивных противников общественных изменений), консерваторов (пассивных противников общественных изменений), либералов (умеренных сторонников общественных изменений), революционеров (активных сторонников общественных изменений). Очевидно, что в конкретной политической обстановке более умеренную позицию занимают те граждане, которые имеют престижный социальный статус и высокий уровень материального достатка, в то время как за революционные преобразования чаще всего выступают социальные аутсайдеры, не имеющие высоких доходов, прав и привилегий. Политическая стратификация – деление людей на социальные слои по степени их участия в политической жизни и доступу к политической власти. Высшие позиции при такой стратификации занимает политическая элита, а низшие – лица, полностью лишенные политических прав (например, рабы в античный период). Политическая культура – система ценностных ориентаций, знаний и умений индивидов, участвующих в политических отношениях. Политическая культура не может отсутствовать, однако она может быть оценена как более высокая или низкая относительно определенного образца для сравнения. Так, невыполнение политиками своих предвыборных обещаний или продажа избирателями своих голосов на выборах свидетельствуют о низком уровне политической культуры. Итак, каким образом и насколько успешно будет проходить разви‑тие Украины, в конечном счете, зависит от степени политической социализации каждого гражданина, от политической воли, цен‑
76. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В ОБЩЕСТВЕГосударство – основной инструмент осуществления политической власти в обществе.В 1-й статье Конституции Украины 1996г. Декларируется, что она: «Україна є суверенна і незалежна, демократична, соціальна, правова держава».Демократическое государство - государство, где народ является единственным источником власти и каждый гражданин непосредственно участвует в управлении государством посредством выборов, референдумов, и др демократических процедур.Социальное государство – государство, в котором приоритетно развивается социальная сфера и проводится активная социальная политика, направленная на улучшение условий жизни всего населения.Правовое государство - государство, в котором все основные процессы происходят в соответствии с законами, а законы направлены на обеспечение социальной справедливости и политического равноправия всех граждан.
77.РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТСоциология рассматривает религию в ее отношении к обществу, анализирует ее связь с организацией общественной жизни. Эта связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы потому, что в отличие от теологии понимает изменения в содержании религии и формах ее организации как результат действия естественных, эмпирически фиксируемых сил, в первую очередь социальных.Могут быть разными оценки и объяснения роли религии в создании, поддержании и изменении социального порядка, формировании личности, но именно изучение воздействия религии на общество и является главным делом социологии религии.В результате социологического анализа религия предстает как социальный феномен. Образ религии, создаваемый социологией, определяется преследуемыми ею целями познания социальных явлений и возможностями, «разрешающей способностью» применяемых ею методов. Этот образ отличается от того, каким видит и изображает религию психолог, философ или историк.Религия включает верования (мифы), т. е. веру, которая помогает человеку понять, объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь; вера сама по себе есть индивидуальный феномен, который включает доверие к какому-то объекту, событию, принципу или существу как воплощению ценности и источнику смысла жизни; религия предполагает, следовательно, общность верований, разделяемых верующими, общий для них миф, который вписывает общие культурные ценности в определенную историческую действительность.
78. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ. ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента:- религиозное сознание - фантастическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых с действием сверхъестественных сил;- религиозный культ - Совокупность специфических действий, обрядов и ритуалов, обусловленных верой в сверхъестественное, регламентированных вероучением и обеспечивающих, по убеждению верующих, прямую и обратную связь с объектами поклонения – духами, божествами, Богом, святыми и т. п.;- религиозные организации - организация, созданная в целях осуществления религиозной деятельности и зарегистрированная в установленном законодательством порядке.В современной социологии выделяют четыре типа религиозных организаций:-церковь,-деноминация,-секта,-харизматическая общинаОднако наблюдения за современными религиозными общинами даёт возможность выделить дополнительные типы религиозных организаций:-Миссия-Семейная группа (ячейка)-Группа по интересам-Полувоенные организации-Конец формы-Ассоциации-Мультилевелные структуры.
РАСКРОЙТЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ. БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНО ОХАРАКТЕРЕЗУЙТЕ РЕГУЛИРУЮЩУЮ, КОМПЕНСАТОРНУЮ И КОММУНИКАТИВНУЮ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ . Под понятием “функции религии” в социологии подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что дает религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей. Широкое распространение феномена религиозности подтверждает тот факт, что религия имеет важные социальные функции, среди которых можно выделить следующие: ·Мировоззренческая функция – религия помогает человеку составить свое представление о мире и своем месте в нем. · Коммуникативная функция – Она направлена на обеспечение общения верующих с Богом(молитва, другие культовые действия) и между собой (во время богослужения и т.д.). Религиозная коммуникация охватывает различные процессы взаимодействия: общение, социализацию, передачи религиозного опыта, развитие связей между отдельными верующими, между верующими и религиозной общиной, духовенством, между религиозными организациями разного вероисповедания. Она предполагает передачу, обмен информацией, ее усвоение, оценку, способствует интеграции (объединению) или дезинтеграции (разъединению) религиозных групп. · Компенсаторная функция – религия дает человеку надежду на счастливое будущее, компенсируя его реальные проблемы и страдания в настоящем. Искренне верующие люди убеждены, что если не в земной, то в загробной жизни всем поступкам каждого человека будет дана справедливая оценка. Это делает их психологический мир более устойчивым к восприятию жизненных проблем. В итоге можно сформулировать следующие выводы:1. Компенсаторная функция религии включается в психологическую и является если не приоритетной, то одной из важнейших функций религии в современном мире.2. Одной из важнейших задач религии в прямой и косвенной реализации компенсаторной функции является преодоление религиозной апатии.3. Проблема религиозной апатии является актуальной и требует фундаментального исследования.· Регулирующая функция –религия посредством религиозной этики способна определенным образом влиять на поведение верующих,делать его более предсказуемым и безопасным для других членов общества. Так, из почитаемых христианами и иудеями 10 заповедей пророка Моисея только 4 касаются сугубо религиозных вопросов, в то время как другие регулируют отношения человека с другими людьми. Не случайно известным мыслителям разных эпох и стран принадлежат сходные по своему содержанию афоризмы о пользе религии: ≪Если Бога нет, то все дозволено≫ (Ф. Достоевский); ≪Если бы Бога не было, его бы следовало придумать≫ (Вольтер), ≪Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без неё?≫ (Б. Франклин). В то же время представители научного атеизма, в частности Карл Маркс, негативно оценивали религию именно потому, что считали её одним из методов порабощения угнетенных социальных классов. По их мнению заповеди типа ≪Не убей≫, ≪Не укради≫ помогают сохранять доминирующее положение привилегированных классов, удерживая угнетенных от активной классовой борьбы. Именно в этом контексте появилась уже упоминавшаяся вышефраза Маркса о том, что ≪религия – это опиум народа≫, которая в интерпретации В.И. Ленина (≪религия – это духовная сивуха≫) получила более понятный для российских трудящихся смысл.Регулирующая функция религии проявляется через воспитательную, ценностно-нормативную роль, выполняемую ею в обществе.В религиозных учениях, с одной стороны, как указывает М. Флюгер, сконцентрирован нравственный опыт человечества: "Религия есть высший и благороднейший деятель в воспитании человека, величайшая сила просвещения...»С другой стороны, религиозные учения включают систему директив - предписаний, регламентирующих повседневную жизнь, и систему санкций, если поведение индивида отклоняется от указанных предписаний.В качестве примера приведем пищевые запреты.В Ветхом Завете наиболее отвратительным считается убийство крупного рогатого скота: "Закалывающий вола - то же, что убивающий человека, приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса". Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, все же нет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. В Книге Бытия Господь говорит: "Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу".В исламе запрещено есть животных, не имеющих шерсти, и рыб, не имеющих чешуи. Однако в мусульманской традиции также осуждается убийство животных: "И вот сказал Муса своему народу: "О народ мой! Вы сами причинили несправедливость, взяв себе тельца. Обратитесь же к вашему Творцу и убейте самих себя; это - лучше для вас перед вашим Творцом. И он обратится к вам: ведь Он - обращающийся, милосердный!"". В другом месте, в книге "Так говорил Магомет" сказано: "Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному".К пищевым запретам следует отнести и запреты на употребление средств, изменяющих сознание. В разных традициях могут запрещаться алкоголь, табак, наркотики и даже кофе и чай. Связано это в целом с представлением об осквернении, которые они приносят. В исламе считается, что в алкогольном опьянении человек не может осуществлять намаз, главную обязанность мусульманина.· Культурная функция – в истории человеческого общества, особенно на ранних его этапах, религия играла огромную роль в развитии письменности, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и т.д. Так, известный социолог Питирим Сорокин подсчитал, что из сохранившихся в ведущих европейских музеях произведений изобразительного искусства X в. 82 % имеют религиозный сюжет. Для сравнения: применительно к произведениям искусства XII-XIII вв. этот показатель составил 97 %, XVI в. – 65 %, XIX в. – 10 %, начала XX в. – 4 %, что наглядно свидетельствует об изменении роли религии в общественном сознании разных исторических эпох.
80. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ.Релігія — складне різноманітне суспільне явище досліджується багатьма гуманітарними та суспільними науками: філософією, історією, релігієзнавством, науковим атеїзмом, психологією, етикою, історією культури та ін. Кожна з них має аспект дослідження, що визначається її специфікою та місцем в системі наук. Релігія — форма суспільної свідомості, специфічний світогляд, концептуальне бачення світу, спосіб його пізнання — входить в орбіту філософії. В настоящее время в мире существует три мировых (транснациональных) религии: христианство, ислам, буддизм. Представители каждой из мировых религий, в отличие от национальныхрелигий, локализованы не в одном государстве (как, например, индуисты или синтоисты), а в десятках разных стран, расположенных на разных континентах. Точное число верующих с трудом поддается подсчету, поскольку понятие религиозности является достаточно субъективным: человек в течении жизни может менять свои религиозные взгляды, скрывать их от окружающих или наоборот, стремиться показаться более верующим, чем является на самом деле. По приблизительным данным к началу XXI в. в мире насчитывается 1,5 млрд. христиан, 1,3 млрд.мусульман, 300 млн. буддистов. Последние проживают преимущественно в странах Южной и Юго-Восточной Азии, а также Тихоокеанского региона и уступают по численности даже представителям индуизма, который является самой распространенной национальной религией с числом приверженцев около 650 млн. чел. Однако общемировая тенденция такова, что наибольшую динамику роста числа верующих имеет самая молодая мировая религия – ислам. К тому же в мусульманских государствах религия оказывает гораздо большее влияниена развитие разных сфер жизни общества, нежели, например, в христианских странах, для которых характерен процесс секуляризации – освобождения различных сфер общественной жизни (политики, права, экономики, образования) от влияния религии и церкви.Доминирующей религией в Украине после крещения Киевской Руси в 988 г. на протяжении уже более тысячи лет является христианство, к нему относит себя около 95 % украинских верующих. Однако после Брестской унии 1596 г. христиане Украины оказались разделены на православных67 восточного обряда (на данный момент около 80 % от общего числа украинских христиан) и последователей греко-католической (униатской) церкви – около 20 % украинских христиан, преимущественно проживающих в Западной Украине. В силу исторических обстоятельствчасть православных христиан Украины является прихожанами церквей Украинской православной церкви Московского патриархата, а другая часть – Украинской православной церкви Киевского патриархата. Наиболее разнообразным в религиозном отношении регионом Украиныявляется Автономная Республика Крым, где 15-20 % населения являются мусульманами.Статья 35 Конституции Украины гарантирует свободу совести – право всех её граждан свободно исповедовать любую религию или быть атеистами, беспрепятственно осуществлять религиозные обряды, если они не представляют общественной опасности. Все граждане, независимо отвероисповедания, называются равными перед законом. Здесь также провозглашается отделение церкви от государства, а школы – от церкви, декларируется отсутствие в Украине официально установленной и обязательной для всех государственной религии. Однако в реальнойжизни определенные преимущества (например, при определении календаря общегосударственных праздников), безусловно, имеет православие, как религия большинство населения. В то же время, степень религиозности тех украинцев, которые считают себя верующими, в большинстве случаев не является высокой. Например, не более 10-20 % из них регулярно посещают молитвенные сооружения и выполняют все положенные для прихожан религиозные обряды. Опыт независимогоразвития Украины показал, что в стране отсутствуют основания для серьезных социальных конфликтов на религиозной почве, отдельные инциденты если и происходят, то имеют под собой экономическую основу или связаны с втягиванием представителей религиозных организаций в политические процессы. Вывод. Следовательно, социология религии как одна из отраслей социологической наук находится в разнообразных связках со всеми другими общественными явлениями, с общественной жизнью, углубляет научное понимание религии как продукту общественного развития.С учетом особенностей современного мира, социология религии сосредоточивается прежде всего на процессах секуляризации, роста динамики религиозности населения, появления нетрадиционной религиозности, индивидуализации и приватизации религии..Интерес к возрождаемому религиозному сознанию тесно переплетается с возрождением народных обычаев, традиций, праздников и ритуалов. И, наконец, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением многих верований, оккультизма и других явлений, которые граничат с шарлатанством и верой в чудодейственные силы. Следует помнить, что религия способна катализировать как процессы социальной интеграции, так и дезинтеграцию, а переплетаясь с политическими конфликтами, добавляет им большую напряженность.
|