КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура человеческой психикиСовременная наука исходит из того, что по своей сути человек — двусоставное существо. Его эволюция привела в конечном итоге к вытеснению природного (животного) начала в человеке социальным (культурным, цивилизованным). Она подразделяется на два крупных этапа — биологический и социальный (или культурный). Первый длиннее, второй короче. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, и сегодня отличающие его от других животных: прямохождение, развитой мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Развитие человека можно представить как процесс вытеснения природного начала социальным. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции. У человека и животного есть общие и отличительные черты. С высшими животными человека роднит наличие психики(от греч. psychikos — душевный) — совокупности душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, па- мять и т.п.). А отличает от животных наличие сознания— высшей формы психики. Психика — свойство высокоорганизованной материи подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психика — особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Ее содержание — результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику. Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр 3. Фрейд (1856—1939).Созданные им принципы психоанализа распространились на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д. Он попытался распознать не только то природное начало, которое проявляется, когда человек некультурно себя ведет, но и то, что он от себя и от других скрывает. А еще точнее — что прячет от нас сама природа. В структуре личности Фрейд выделил три главных компонента — «Оно», «Я» и «Сверх-Я», лежащие соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания. Подсознание («Оно»)включает: — биологические потребности: сексуальные желания, отправления естественных надобностей, потребность в пище, защите от холода и т.д., вытесненные желания и влечения запретного свойства (интимные побуждения); — вытесненные желания: безуспешные попытки добиться чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаенная обида, скандальные или компрометирующие поступки и т.п. Наше подсознание впору уподобить социальному дну личности, куда, как в сточную канаву, сливаются все осадки души и неудачно прожитые мгновения. Но это будет лишь половина правды. Одновременно подсознание — природные запасы души. Как из недр качают нефть, которая дает энергию и свет, так и подсознание служит для нас неистощимой кладовой энергии.
«Оно» — зерно, из которого произрастают в процессе социализации «Я» и «Сверх-Я». Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии — либидо. Мы не способны заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Точно так современный физик, пытающийся заглянуть в субатомный мир с помощью электронного микроскопа (он увеличивает в 40 000раз), сбивает элементарную частицу с ее траектории, т.е. искажает первоначальную картину. Ситуацию с бессознательным точно угадал еще в XIX веке русский поэт Ф. Тютчев, сказавший: «Мысль изреченная есть ложь». Бессознательное, согласно Фрейду, принципиально не может изречь себя словами, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Подсознанием правит принцип удовольствия, с которым приходится постоянно бороться, часто делая то, что не нравится, что должно делать. Структура психики по З.Фрейду Сознание,или «Я»(Ego), — компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности, требующие немедленного удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако постепенно родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных надобностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должно. Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Со временем формируется его «Я», им управляет другой принцип — принцип реальности. Он вынуждает нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не поверять первому встречному душевные порывы, обманываться в своих ощущениях, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только черствыми, бездушными, прагматичными, но также предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого совершенного орудия — логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации — во многом результат деятельности «Я». Можно выразиться и так: фундамент социальной жизни людей, все, что выступает предметом изучения социологии, во многом порождены им. Сознание двухчастно: а) рассудок, разум, логика, б) цензура. Рассудок отбирает из окружающего мира лишь то, что соответствует самосохранению и утверждению «Я». Остальное отбрасывает. Но тот, кто занимается подобной сортировкой, и называется цензором. Сверхсознание— «Сверх-Я». Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество. «Сверх-Я» Фрейда — это закрепившиеся в человеке культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх-Я» — среда обитания нравственных чувств. Иначе понимал сверхсознание П. Сорокин (1898—1968) — выдающийся русско-американский социолог, продолживший традицию русских религиозных философов П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева.
Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», всего лишь относительны.Сознание и сверхсознание, по Сорокину, — два совершенно разных мира. Один погружен в преходящее и временное, другой наполнен абсолютным и вечным. Нравственность и мораль — это заповедники самых возвышенных и вечных истин, где человеку дышится необычайно легко. Беда наступает, когда два мира путают местами. Когда абсолютное люди превращают вотносительное, в обществе наступает хаос, а культура разрушается. Нравственное совершенствование личности можно представить только как вертикальное восхождение вверх — к Богу, в то время как обыденное существование «Я» разворачивается исключительно в горизонтальной плоскости — в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыстная альтруистическая любовь к ближнему, к Богу, сострадание, совесть, чувство вины, долга и т.д.
|