КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды познания. Ненаучное знаниеНельзя требовать от научного знания, чтобы с его помощью описывались все составляющие человеческого бытия и жизненного мира людей. Ненаучным знанием является знание, которое · а) возникает в качестве первичных форм осмысления реальности, предшествующих научному знанию; · б) не соответствует общепринятым критериям построения п обоснования предлагаемых концепций: · в) дополняет существующие виды научного знания; Г) противоречит научному. Исходя из вышеизложенного, к ненаучному знанию относят Паранаучное (алхимия, астрология, хиромантия, толкование снов и т.п.) и Протонаучное (преднаучное) знание. Донаучное знание Донаучное знаниеопределяется как «палеомышление» или этнонаука (народное знание). Оно достаточно сложно и богато по содержанию и включает в себя такие достижения, как сложные системы счета, солнечный и лунные календари, комплексы медицинских, географических, астрономических, технических знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями. В отличие от обыденного знания, донаучное знание является достоянием избранных лиц (жрецов, врачевателей, мудрецов) В некоторых культурах это знание передается как семейная традиция. Донаучное знание не доказывается, оно либо просто постулируется, либо имеет умозрительное или мистическое толкование. Общие черты научного и художественного познания Общей чертой научного и художественного познания является творческое отношение к предмету познания. Ихудожник, и ученый не просто воспроизводят действительность в образах или формулах: деятельность всегда начинается с идеи, замысла - у художника; с обнаружения и формулирования проблемной ситуации - у ученого. Результатом их деятельности всегда выступает новое, ранее не бывшее - произведение искусства или новое знание о сущности и закономерностях развития объекта исследования. IIнаучное, и художественное познание дает достоверное знание о действительности, поскольку и в одном, и в другом случае задействован механизм мышления - в искусстве образного, а енауке понятийного. Художественные знания - это знания о действительности в эмоциональном, эстетическом восприятии ее человеком. В художественных образах действительность не копируется, а воссоздается, реконструируется. Научные же знания обладают объективностью, рациональностью, системностью, воспроизводимостью и т.д. Несмотря на разницу характера получаемого знания, наука и искусство тесно связаны: в знаменитой триаде (истина,на постижение которой нацелена наука, доброкак одна из высших моральных ценностей, красота,осмысливаемая в искусстве) содержатся идеалы поиска человечеством гармонии. · «Технэ» Первые этапы исторического развития человечества характеризуются синкретизмом (слитностью) знания; не существовало четкого разделения технического, художественного, обыденного, мифологического знания. Искусство живописца, литейщика, скульптора оценивается прежде всего как принадлежность культа, т.е. в рамках религиозного миросозерцания. «Технэ» по существу -практическое знание, необходимое для осуществления конкретного дела и неразрывно связанное с ним. Античное понятие «технэ» охватывает и технику, и техническое знание, и искусство, но оно лишено теории, поскольку развитых теоретических систем еще не существовало.
|