КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ И ЕЕ АТРИБУТАХ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (Р. ДЕКАРТ, Б. СПИНОЗА, Г. ЛЕЙБНИЦ).Монизм Спинозы Ф илософия Бенедикта Спинозы(1632—1677) — одно из значительных учений XVII в. Родился Спиноза в Амстердаме в богатой еврейской семье. Родители пытались подготовить его для карьеры богослова, но знакомство с философией и научными идеями Декарта не позволили ему связать свою судьбу с религией. Он был отлучен от еврейской общины и всю остальную жизнь занимался шлифовкой линз для телескопов, зарабатывая таким образом средства к существованию. В свободное время он обдумывал и создавал свои философские труды. Содержание и основные принципы своей философии он стремился излагать в строгой форме геометрических аксиом и теорем, считая геометрию образцом достоверности и научной доказательности. Спиноза успел завершить две крупные работы: «Богословско-политический трактат» и «Этику». В своем главном произведении — «Этике» он критикует дуализм Декарта разрабатывает монистическое учение о материальности мира. По словам Спинозы, не может быть двух субстанций в природе вещей, не может быть одна субстанция причиной другой. Субстанция в учении Спинозы является исходным пунктом его философии. Если у Декарта Бог возвышается над существующими двумя субстанциями, то Спиноза соединяет, сливает Бога с понятием субстанции, отождествляет его с природой. Вне субстанции, вне природы, которую Спиноза называет Богом, не существует никаких иных причин. Называя «творящую природу» Богом, отождествляя природу и Бога, Спиноза растворяет Бога в природе, выражает свои материалистические и атеистические взгляды в форме пантеизма (т.е. учения, отождествляющего Бога с природой): природа есть причина и следствие, сущность и существование; она вечна и бесконечна. В качестве субстанции он определяет природу, которая обладает «абсолютно бесконечной способностью существования» и не нуждается в посторонних причинах своего бытия. Только природа, или субстанция, существует необходимо, она есть причина самой себя. Определив природу как субстанцию, которая является причиной самой себя, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, Спиноза снимает вопрос о творении природы и о Боге как ее творце. Природа — вечна во времени и бесконечна в пространстве. Природа как субстанция, отмечал Спиноза, проявляет себя в атрибутах, вечных, коренных, неотъемлемых свойствах. Субстанция — бесконечна, поэтому атрибутов у нее бесконечное множество. Но человек из этого множества познает два: протяженность и мышление. Субстанция, по мнению Спинозы, немыслима вне своих атрибутов, протяженность и мышление составляют неизменные формы бытия субстанции, неотделимы от нее и являются проявлением ее сущности. В своем учении Спиноза определял атрибуты как неизменные вечные свойства субстанции. Такое понимание направлено против дуализма Декарта, согласно которому протяженность и мышление предстают как атрибуты двух субстанций. У Спинозы субстанция едина — это природа, которую он называет Богом. Ее неотделимые свойства, протяженность и мышление не возникают и не исчезают, они вечны. Так, мышление никогда не возникает и никогда не исчезает, оно вечно и присуще в различной степени всем вещам, телам и т.п. от камня до человека. В учении о мышлении Спиноза выступает как гилозоист, он одухотворяет природу, материю. От субстанции с ее атрибутами необходимо отличать отдельные вещи, которые конечны и находятся в постоянном изменении. Всю совокупность отдельных конечных вещей Спиноза называет модусами. Если субстанция едина и в своем существовании не нуждается не в чем другом, существует сама по себе, то модусов существует бесконечное множество, и в своем существовании они нуждаются в другом, обусловлены причиной другого. Поскольку субстанция, взятая в целом, покоится. Мир модусов, каждый из которых имеет свою причину в другом, подвержен изменению, находится в непрестанном движении и конечен. Движение, утверждал Спиноза, находит свое основание и источник в субстанции, но осуществляется лишь в единичных, временных, конечных вещах, конечных модусах субстанции. Субстанция вечна и неизменна, а поэтому лишена движения. Движение не является атрибутом субстанции. В силу того, что субстанция вечна, лишена движения, она не имеет никакого отношения ко времени, так как в вечности нет ни прежде, ни после. Движение и время присущи лишь конечным модусам, отдельным вещам. Движение как вечный и бесконечный модус, а вместе с ним и покой, по утверждению Спинозы, выступают связующими моментами между неизменной, неподвижной субстанцией и изменчивыми единичными вещами. Такое толкование связи между субстанцией и единичными вещами нашло свое отражение и в противопоставлении имманентной и внешней причинности. Имманентная причинность, считал Спиноза, присуща субстанции, так как она есть причина самой себя и причина всей совокупности модусов. Внешняя причинность характерна для единичного модуса, так как она не происходит из необходимости его сущности, а определяется причиной другого конечного модуса. Монадология Лейбница Н емецкий философ и ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646—1716) внес большой вклад в развитие науки. Он открыл дифференциальное и интегральное исчисление, предвосхитил закон сохранения энергии, явился основоположником математической логики. Основные философские взгляды Лейбниц изложил в работе «Монадология». Его не устраивал декартовский дуализм субстанций, как и спинозовское учение о единой субстанции. Он утверждает, что вся Вселенная состоит из бесчисленного множества субстанций — монад. Монада — это единица, простая сущность. Всякая субстанция, или сила, есть «единица» бытия — монада. В духовных по своей природе монадах Лейбниц видел составные элементы (единицы) всех вещей. Учение о монадах он обосновывал, исходя из следующих положений: 1) субстанция есть начало всего существующего и отличается абсолютной простотой и неделимостью; 2) она обладает способностью к действию и самостоятельностью. Монада как простая сущность, как субстанция не имеет протяженности, она не находится в пространстве, ибо пространство делимо. Она не является физической точкой, так как физическая точка делима; не может она быть и геометрической точкой, поскольку последняя, будучи неделимой, остается все же в пространстве. Монада есть духовная сила, «метафизическая точка», центр самостоятельной духовной силы, подобный душе человека. Монады — вечны, они не возникают и не исчезают естественным путем, так как по своей природе они есть излучение божества, т.е. сверхъестественны и не могут изменяться под внешним воздействием. У них нет «окон», через которые в них могло что-либо войти или выйти; физического влияния на внутреннее бытие друг друга монады не имеют. Согласованность и единство монад — это божественная предустановленная гармония, делающая всякую монаду деятельной духовной силой, «живым зеркалом Вселенной». Таким образом, по Лейбницу, монады — это деятельные души принадлежащих им тел. От степени отчетливости восприятия и других психических свойств монад зависит проявление телесной, материальной стороны сложных субстанций. Лейбниц отмечал неразрывность духовного и материального, подчеркивая, что монады являются носителями материального, но это проявление второстепенно по отношению к их духовной сущности. Монады как носители телесного сотворены, а потому и ограниченны, несовершенны. Только Бог как верховная монада является абсолютно совершенным и выступает в качестве свободной чистой деятельности. В этом отношении все сотворенное Богом реализуется и развивается в соответствии с его предустановленными целями. По существу в решении взаимодействия активного и пассивного, духовного и материального в действиях субстанций, Лейбниц ограничился ссылкой на предустановленную Богом гармонию во всей Вселенной. Однако историческая ценность учения Лейбница состоит в том, что он обнаружил определенные элементы диалектики, выдвинул идеи о самодвижении монад как источнике их постоянного изменения, указал на связь бесконечно малого (монад) с бесконечно большим (Вселенной), представил идею связи единичного со всеобщим
|