КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МАРКСИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА.Единство материализма и диалектики идейным источником философии марксизма послужила немецкая классическая философия и в первую очередь системы Гегеля и Фейербаха. В философии Гегеля наиболее ценным элементом Маркс и Энгельс считали диалектику. Великую заслугу Гегеля они видели в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и попытался раскрыть внутреннюю связь этого движения. Но будучи идеалистом, Гегель все «поставил на голову»: для него человеческие Мысли были не отражением действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и процессы изображались лишь воплотившимся отражением абсолютной идеи, существовавшей еще до сотво рения мира. Таким образом, связь мировых явлений была совершенно извращена. Исходным пунктом понимания диалектики основоположниками марксизма было материалистическое решение основного вопроса философии. Маркс подчеркивал, что его диалектический метод является в своей основе прямой противоположностью методу Гегеля. Если Гегель процесс мышления, абсолютную идею превращает в творца действительности, то для Маркса «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»1. Энгельс отмечает, что гегелевская система страдала внутренним противоречием: с одной стороны, ее существенной предпосылкой было воззрение на человеческую историю как на процесс развития, который по самой своей природе не может найти завершения и открытия так называемой абсолютной истины. С другой стороны, Гегель претендовал на то, что именно в его системе выражена абсолютная истина в последней инстанции, и, следовательно, никакой умственный и иной прогресс невозможен и не нужен. Гениальное открытие Гегеля — диалектический метод противоречил его же во многом искусственной философской системе. Преодолевая идеализм Гегеля, Маркс и Энгельс пришли к материализму, но не к метафизическому и механистическому материализму XVIII в., а материализму диалектическому. Большую роль в преодолении Марксом и Энгельсом идеалистических представлений сыграла философия Фейербаха. Маркс считал заслугой Фейербаха критику идеализма как утонченного религиозного мировоззрения, противопоставление идеализму «истинного материализма», или материалистического миропонимания, которое было шагом вперед по сравнению с материализмом XVIII в. Преодолевая ограниченность антропологического материализма Фейербаха, основоположники марксизма исследуют наряду с природными и социальные предпосылки единства человека и природы. Таким образом, Маркс и Энгельс создали диалектический материализм, основой которого является материалистическая диалектика. Иногда Энгельс употреблял термин: материалистический метод. Было бы совершенно неправильно представлять процесс формирования философии марксизма как механическое соединение двух компонентов — диалектики Гегеля и материализма Фейербаха. Каждая составляющая была подвергнута капитальной переработке. Диалектический материализм как органическое единство теории и метода существенно отличается от всей предшествующей философии, в том числе от своих идейных источников, хотя и является их непосредственным продолжением и развитием. Источник развития материалистической диалектики основоположники марксизма видели в обобщении и осмыслении общественно-исторического опыта, достижений естествознания и общественных наук. Энгельс полагал, что с каждым великим открытием в естествознании материализм меняет форму. Великие открытия в естествознании XIX в., прежде всего, открытие клетки, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, нашли осмысление с позиций диалектического материализма и во многом определили его форму. На основе этих открытий Энгельс сформулировал тезис о материальном единстве мира, выявил основные формы движения материи и их взаимосвязь. Все это позволило ему выработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям конца XIX в. Маркс и Энгельс критиковали так называемый натурфилософский подход, суть которого состоит в том, что разделяющий его философ воображает себя представителем «науки наук», которая может не обращать внимания на данные конкретных наук, и даже вопреки им высказывать собственное непререкаемое мнение по любой частной естественнонаучной проблеме. Подчас это вело к нелепым и фантастическим утверждениям. Гегель, в частности, не признавал уже в основном открытые химические процессы как взаимодействие атомов. Он даже отрицал тот факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Разрабатывая материалистическую диалектику, Маркс и Энгельс, кроме сознательной, или субъективной диалектики, говорили и о диалектике объективной, которая царит во всей природе; субъективная диалектика, диалектика мышления есть только отражение господствующего во всей природе движения противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в Друга1. С точки зрения Энгельса, предметом материалистической диалектики, или диалектического материализма является изучение наиболее общих, т.е. диалектических законов природы, истории (общества) и познания, в том числе и в первую очередь — мышления. В этих же высказываниях дается материалистическая характеристика основного вопроса философии и выделение главного закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей. Специфическим выражением противоречивого характера развития является закон превращения количественных изменений в качественные, детально разработанный в «Науке логики» Гегеля. Освободив содержание этого закона от мистической оболочки, марксисты применяют его при анализе экономических, социальных, политических, а также духовных процессов. Особое место в системе законов диалектики занимает закон отрицания отрицания. Он раскрывает механизм появления нового из старого путем «снятия», или диалектического отрицания предшествующего этапа развития, указывает на общее направление развития природных и общественных систем Теория познания и логика М арксом и Энгельсом впервые в истории философии была разработана диалектико-материалистическая теория познания. Как и все материалисты, они, в противоположность идеалистам, признавали первичность, несотворенность материального бытия. Положительно решали они и вторую сторону основного вопроса философии — о принципиальной познаваемости мира. Но в отличие от всей прежней философии, они исходили из диалектической и одновременно материалистической предпосылки о единстве законов природы и законов мышления. По мнению Энгельса, если рассматривать «сознание», «мышление» чисто натуралистически, просто как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе, то должна показаться чрезвычайно удивительной и непонятной тождественность, согласованность законов бытия и законов познания. Но если «поставить вопрос, что же такое мышление и сознание, откуда они берутся, то мы увидим, что они — продукты человеческого мозга и что сам человек — продукт, развившийся в определенной среде вместе с ней. Само собой разумеется в силу этого, что продукты природы, не противоречат остальной связи природы, а соответствуют ей»1. Основоположники марксизма решительно выступали против скептиков и агностиков, которые стремились возвести непроходимые границы для мышления и познания. В частности, Энгельс критиковал известного немецкого физика Гельмгольца, непоследовательного материалиста, склонявшегося к неокантианскому агностицизму. Гельмгольц, исходя из обнаруженного факта чувствительности муравьев к ультрафиолетовым лучам и полагая, что муравьи видят эти лучи, а человек их не видит, считал доказанным фактом непознаваемость некоторых явлений. Энгельс не соглашался с подобными выводами кантианского толка. Во-первых, недостаточность нашего зрения просто необходима: глаз, который видел бы все лучи, именно поэтому не видел бы ровно ничего. Во-вторых, в познании этих невидимых для нас лучей мы ушли значительно дальше, чем муравьи: ведь мы можем доказать, что муравьи видят вещи, которые для нас невидимы, и что доказательство этого основывается на одних восприятиях нашего глаза; а это показывает, что специальное устройство человеческого глаза не является границей для человеческого познания. Ведь к нашему глазу присоединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего мышления, опирающаяся на все более мощные и изощренные приборы. Теория познания марксизма диалектична, или можно сказать, что диалектика и есть теория познания марксизма. Субъективная диалектика, диалектика познания отражает в присущих ей формах диалектику объективного мира. Но, во-первых, это отражение не механическое, не зеркальное, а активное взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта. Во-вторых, кроме общих законов и категорий диалектики, в познании функционируют и свои, особые диалектические закономерности и специфические формы, которые невозможно свести к каким-то материальным аналогам, считали Маркс и Энгельс. Познание истины, т.е. правильного отражения объективного мира, по их убеждению, есть диалектически противоречивый процесс. И здесь мы сталкиваемся с особыми противоречиями. Энгельс отмечает прежде всего противоречие между абсолютной истиной и истиной относительной. Если под абсолютной истиной понимать полнейшее познание всего сущего, то это, естественно, не под силу ни человеку, ни всему человечеству. Ведь мир безграничен вширь, бесконечен вглубь, к тому же он непрестанно изменяется. Полное его познание на какой-то момент, если предположить такую невероятную ситуацию, на следующий момент станет уже устаревшим. Если же под абсолютной истиной понимать истину объективную, т.е. правильное и от человека независимое отражение какой-то части, фрагмента, процесса действительности, то ее познание возможно. По Энгельсу, нет непроходимой грани между «несуверенной», т.е. относительной, неполной, частичной и «суверенной» — абсолютной истиной. Процесс познания, с точки зрения основоположников марксизма, диалектичен, истина — не застывший итог, а непрерывный процесс перехода от одной относительной истины к другой тоже относительной, но содержащей более весомую частицу истины абсолютной. Познание относительно, релятивно, но его было бы неправильно сводить к голому, безграничному релятивизму. Познание противоречиво, выражая единство противоположностей: относительного и абсолютного начала. Кардинальным вопросом для теории познания является обоснование критерия истины. Основоположники марксизма, стремясь решить этот вопрос, разработали концепцию общественно-исторической практики. В их понимании, практика — это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность общественного человека. Ее содержанием является освоение и преобразование природных и социальных объектов и систем. Основными формами практики они считали производство материальных благ и орудий труда; социальную деятельность, приводящую к реальным изменениям общественных отношений и политических систем; научный эксперимент с использованием приборов и установо В структуре практики марксисты выделяют: потребность, возникающие на ее основе цель и мотив деятельности, саму целесообразную деятельность, применяемые средства и достигаемый результат. Обладая достоинством непосредственности, практика, по их мнению, выступает высшим критерием истины. Человек воздействует на природу и, изменяя ее, создает новые условия своего существования. В ходе этого практического преобразования у общества возникают многообразные потребности, в том числе и технические, а «это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов»1. Таким образом, практика выступает в марксизме не только критерием истины, но также движущей силой и в значительной степени — целью познания. Важнейшей особенностью философии марксизма является единство диалектики, логики и теории познания. Под логикой Маркс и Энгельс (как и Гегель) понимали не формальную, а диалектическую логику, т.е. субъективную диалектику, диалектику мышления. Единство диалектики, логики и теории познания не является абсолютным. Диалектика изучает всеобщие законы развития безотносительно к сфере их действия; теория познания — их действие в процессе познания, где они приобретают свою специфику; диалектическая логика, отражая объективную диалектику, представляет собой учение о действии в мышлении диалектических законов, о приемах мышления, которые формируются на их основе. Материалистическое понимание истории В ажнейшим достижением экономического исследования, осуществленного в «Капитале», Маркс считал открытие двойственного характера труда, исследование рабочей силы как товара особого рода и открытие прибавочной стоимости. Другим важным своим достижением он считал материалистическое понимание истории. Это открытие было в своей сущности просто: прежде чем заниматься наукой, политикой, религией философией и т.п., люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, все это достигается в результате труда, а труд в свою очередь невозможен без применения и изготовления орудий труда и средств производства. Из всей сложнейшей и многообразной совокупности общественных связей и отношений Маркс выделил отношения материальные, производственные. Эти базисные, первичные отношения складываются, не проходя через сознание людей. Они и определяют все остальные отношения, которые проходят через сознание. Их Маркс называл идеологическими. Изучение реального экономического и социального положения, в котором находился в середине XIX в. рабочий класс, непосредственно подвело Маркса к необходимости выработки нового, нетрадиционного взгляда на человеческое общество и его историю. Центральной категорией, при помощи которой Маркс пытался постигнуть сущность капиталистических отношений и место, которое в ней занимал человек, была категория отчуждения. Используя ее, Маркс пытался осмыслить сущность буржуазного строя, которую Историческая необходимость замены частной собственности общественной — таково самое краткое выражение сущности учения Маркса и Энгельса об обществе. В отличие от абстрактного антропологизма Фейербаха, Маркс вырабатывает новый взгляд на проблему человека. В «Тезисах о Фейербахе» он пишет: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»1. С этого момента отправной точкой исследований Маркса стало не «отчуждение человека» и его «сущностных сил», а анализ всех общественных отношений, и в первую очередь отношений экономических, производственных, составляющих реальный базис всего многообразия остальных отношений между людьми. Этот методологический подход позволяет найти существенные черты человеческой индивидуальности. Маркс не сводил индивида к простой совокупности, ансамблю общественных, и прежде всего — производственных отношений. Он считал, что каждый человек есть явление, в котором выражается сущность. Но явление богаче, чем выражаемая им сущность. Люди — не винтики, штампуемые какой-то одной машиной. Каждый из них неповторим в своей индивидуальности. Нельзя правильно понять своеобразия личности без познания тех социальных условий, в которых происходит ее формирование и развитие. Ведь индивиды «находят уже заранее установленными условия своей жизни: класс определяет их жизненное положение, а вместе с тем их личную судьбу, подчиняет их себе»2. Главным, наиболее существенным признаком понятия «человек», с точки зрения марксизма, является способность осмысленно и целесообразно трудиться, создавать орудия труда. Этот признак присущ человеку, и только человеку, он выделяет его из животного мира. Вместе с тем человек остается природным, т.е. биологическим существом, генетически связанным со всем животным миром. Нельзя, следовательно, не учитывать и генетической наследственности каждого индивида Марксистская философия видит в человеке активное существо, способное творчески преобразовывать действительность. Личность — это относительно самостоятельная, в известном смысле автономная единица, действующая тем успешнее, чем лучше она познает и использует объективные условия и законы развития общества. Однако личность, как считал Маркс, действует не в одиночку и может по-настоящему проявить свою активность только в коллективе и через коллектив. Поэтому, полагал он, несостоятельна альтернатива: либо коллектив (общество), либо индивид (личность). Ценность действий индивида, ценность личностных качеств человека выявляется только в его отношении к обществу, к другим людям. Таковы основные черты решения проблемы человека в марксистской философии. Чтобы знать, что такое человек, надо знать, что такое общество, в котором ему приходится жить. А это возможно только на пути разработки диалектпико-матери-алистического понимания общества и его истории, считают марксисты. Марксистская философия рассматривает общество не только с позиций материализма, но и с позиций диалектики. Характеризуя диалектическую взаимосвязь производительных сил и производственных отношений, Маркс отмечает, что производственные отношения должны соответствовать определенной ступени развития производительных сил. Но это соответствие не может быть статичным. Как наиболее подвижный и динамичный элемент способа производства производительные силы, подчеркивал Маркс, на каком-то этапе своего развития вступают в противоречие с отставшими производственными отношениями. Тогда производственные отношения из формы развития производительных сил превращаются в их тормоз Принципиальное значение имеет в историческом материализме следующее положение: «Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить»1. Выработав категорию общественно-экономической формации, Маркс отбросил рассуждения об обществе вообще. Каждая общественно-экономическая формация, утверждал он, есть живой социальный организм, имеющий определенную структуру, многообразные функции, требующие конкретного анализа. Вместе с тем существуют общеисторические, или общесоциологические, закономерности, обеспечивающие единство всемирной истории. Категория общественно-экономической формации, считал Маркс, дает возможность научно обосновать периодизацию истории, выделив в ней главные периоды, или исторические эпохи. Если понятие формации характеризует сущность определенной ступени социально-экономического развития человечества, то понятие «эпоха» охватывает все его конкретно-историческое содержание. Исторический материализм (термин, введенный Энгельсом) представляет собой не только общесоциологическое учение, но и марксистскую философию истории. Задача последней состоит в том, чтобы ответить на вопросы: откуда, куда и как идет человечество. В связи с этим встает вопрос о содержании и критерии общественного прогресса. В самой сжатой форме ответ на него был таков: избыток продукта труд а, над издержками поддержания способности к труду есть основа всякого общественного, политического и умственного прогресса. Немалую роль в истории играет, с точки зрения философии марксизма, субъективный фактор, в том числе характер людей, стоящих во главе государств, движений, партий и т.п. Субъективный фактор вносит в ход событий элемент случайности, которую нельзя сбрасывать со счета. История имела бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли, замечал Маркс. Эти случайности сами входят в общий ход событий, уравновешиваясь другими случайностями. От них во многом зависит ускорение или замедление хода событий. Развитие общества представлялось Марксу в виде естественно-исторического процесса. Законы общественного развития объективны, и в этом они схожи с естественными законами, или законами природы. Они действуют независимо от сознания людей, с принудительной необходимостью, их нельзя отменить или уничтожить. Однако законы развития общества в одном пункте принципиально отличаются от законов природы. Это не просто естественные, а естественноисторические законы. Они воплощаются в жизнь только через деятельность людей, которые в известном смысле сами творят свою историю. Люди не в силах отменить естественноисторические законы. Но познавая их сущность, они могут на них влиять, например тормозить или, на оборот, ускорять их действие. Эту важную особенность естест-венноисторического процесса Маркс выражает так: «Общество... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов»1. В 80 — 90-е годы Энгельс развернул большую разъяснительную работу по поводу действительного содержания исторического материализма, боролся против так называемого «экономического материализма», принижавшего или вовсе отрицавшего роль политической и идеологической борьбы в историческом процессе. В противовес этому Энгельс указывал, что определяющее значение экономического базиса не исключает активного влияния надстройки, и в первую очередь государства, на экономику. Энгельс разработал вопрос об относительной самостоятельности надстройки и форм общественного сознания. Эта самостоятельность проявляется прежде всего в активном обратном воздействии надстройки на базис. Например, государство трояким образом воздействует на экономику. Во-первых, государство может содействовать экономическому развитию и тем самым ускорять его; во-вторых, оно может действовать против него, и тогда рано или поздно данное государственное устройство терпит крах; в-третьих, возможен промежуточный вариант — в одних отношениях государство может содействовать, в других — препятствовать экономическому развитию общества. Активное обратное воздействие на базис оказывают и другие формы надстройки — право, религия, философия, мораль. Маркс и Энгельс неоднократно предупреждали своих учеников и сторонников об опасности догматизма. Нельзя превращать новое учение в собрание готовых и застывших принципов и положений, которые можно применять как бы автоматически, не считаясь с конкретно-историческими условиями. По их мнению, диалектико-материалистический метод превращается в свою противоположность, если им пользуются не как руководящей нитью в историческом исследовании, а как готовым шаблоном, по которому кроят и перекраивают исторические факты. В последней четверти XIX — начале XX в. значительный вклад в дело разработки и пропаганды марксистской философии внесли Ф. Меринг и И. Дицген (Германия), П. Лафарг (Франция), А. Лабриола (Италия), Г.В. Плеханов и В.И. Ленин (Россия Г.в. Плеханов С реди учеников и соратников Маркса и Энгельса выделяется видный теоретик и пропагандист марксизма, создатель первой российской социал-демократической группы «Освобождение труда» — Георгий Валентинович Плеханов(1856 — 1918). Его мировоззрение и политическая деятельность претерпели сложную эволюцию: участие в шестидесятой годовщине смерти Гегеля» и др. Оценивая философию марксизма, Плеханов считал ее появление самой великой революцией, которую только знает история человеческой мысли. Материалистическая философия, по его словам, впервые в трудах Маркса и Энгельса возвысилась до цельного, гармонического и последовательного миросозерцания. Все стороны этого миросозерцания самым тесным образом связаны между собой, «вследствие этого нельзя по произволу удалить одну из них и заменить ее совокупностью взглядов, не менее произвольно вырванных из совершенно другого миросозерцания»1 . Владимир Ильич Ленин(1870 — 1924). Он был не только теоретиком, но и выдающимся политиком, практиком, основателем Советского государства. Это признавали даже противники социализма, сумевшие подняться до масштабной оценки Ленин лучше других понял завет своих учителей: истинный марксист, сторонник диалектического материализма не должен стоять на месте, повторяя верные для своего времени, но утратившие актуальность в изменившейся обстановке положения теории. «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное: мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни»2. Исторически условна всякая идеология, считал Ленин, не делая при этом исключения для марксизма, который был для него примером научной идеологии. Диалектика, в том числе и материалистическая, включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не сводится к релятивизму, т.е. признает относительность всех наших знаний, но не в смысле отрицания объективной истины. В начале XX в. перед Лениным встала задача защитить основы материалистического мировоззрения в условиях казалось бы полного краха естественнонаучной картины мира и массового отступления естествоиспытателей от позиций стихийного материализма и перехода на позиции модных в ту пору школ субъективного идеализма — в первую очередь — махизма, или эмпириокритицизма. осле смерти Ленина философия марксизма в нашей стране развивалась не вглубь, а вширь, ею овладевали все более широкие круги населения, но при этом она примитивизи-ровлась и догматизировалась. Развитие философии происходило в основном в области философских проблем естествознания за исключением биологии (в период всевластия Лысенко) и кибер нетики, а также логики, эстетики, истории философии. Что же касается главного направления — диалектического и особенно исторического материализма, то их развитие блокировалось догматизмом. На марксизм смотрели как на единственно верное, законченное и неприкосновенное учение. Эта тенденция, которую можно назвать ортодоксально-догматической, доминировала в течение десятилетий. Нормальное развитие научной мысли в сфере общественных наук находилось под жестким контролем руководящих партийных органов. Сложилась такая конструкция: политика первенствовала над идеологией, идеология — над общественными науками и философией в их числе. Это было особенно характерно для периода культа личности Сталина, но продолжалось и после него. В двусмысленном виде выступала и сама идеология: претендуя на научность, она игнорировала принципы развития науки и ее выводы. Искажалось важнейшее требование диалектико-материалистический методологии — строгая объективность, критичность, независимость от каких-либо авторитетов вненаучного характера. В результате марксистская философия ослабила одни функции — мировоззренческую и методологичскую, утратила другие, и прежде всего — критическую. Главной ее задачей стала идеологическая функция — обоснование текущей социальной практики и партийных решений. В настоящее время сложились благоприятные условия для свободного развития философии. Однако эта свобода нередко используется для некомпетентной критики марксистской философии, в стремлении вообще отказаться от марксизма, в том числе и от того позитивного, что содержится в его философском учении. Однако отрицание марксизма столь же ошибочно, как и его признание в качестве вечной и абсолютной истины. Марксизм как философское учение не может быть вычеркнут из истории философской мысли, как не могут быть вычеркнуты учения Аристотеля, Гегеля, Канта и других мыслителей. Как любое учение, марксистская философия — продукт своего времени. Ряд ее положений не подтвердился дальнейшим развитием науки и общественно-исторической практики. Вместе с тем учения о материи, сознании, движении и развитии, материалистическая диалектика, теория познания, методология мышления сохранили свое значение и не могут быть отброшены как нечто негодное к употреблению
|