КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ, ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII ВЕКА.русская философия составляет важнейший элемент национального самосознания россиян. Как любое крупное явление, она самобытна и занимает почетное место в мировой культуре. В ней раскрывается уникальное богатство русского философского мышления. Делом профессионалов и особой областью духовной деятельности философия в России начинает становиться в Новое время, когда в XVII в. были открыты школы и училища, включавшие философию в свои программы. Университеты в России появились лишь в XVIII в., что явилось одной из причин более позднего развития в ней самостоятельной философии по сравнению с Западной Европой, где университеты существовали с XII — XIII вв. Открытие Московского и Петербургского университетов дало мощный толчок оживлению отечественной философской мысли. Постепенно начали возникать собственно российские профессиональные кадры философов. Многие традиции, вошедшие в отечественную философскую мысль, оформились еще в допетровские времена (XI — XVII вв.) в русле древне- и средневекового любомудрия. Оно было представлено именами митрополита Илариона,Фило-фея,А.Курбского, Максима Грека, СимеонаПолоцкого. В петровское и ближайшее постпетровское время на поприще философии заметно себя проявили Феофан Прокоповичи Кри-жанич.Философские идеи в России в это время часто носили этический и эстетический характер. Они были направлены на научение человека добродетельной жизни, возбуждали интерес к бытию и душе человека, общественно-политической проблематике. И хотя первые шаги русской философии и не отмечены крупными достижениями, однако ее влияние на развитие русской духовной культуры оказалось значительным. Это обнаруживается в исследованиях позднейшего периода истории России М.В. Ломоносов Р еформы Петра I имели своим следствием сближение русской и западноевропейской культуры, ускорившее процесс секуляризации философской мысли в России. Самый универсальный ум России XVIII в. — Михаил Васильевич Ломоносов(1711 — 1765). Он родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-помора, учился в Москве в Славяно-греко-латинской академии, продолжил образование в Германии, где глубоко изучил философию и естествознание. Будучи энциклопедически образованным ученым, внесшим оригинальный вклад в такие разнородные области науки, как физика, химия, астрономия, механика, геология, география, лингвистика, философия, Ломоносов выдвинул идею отделения просвещения и научного познания от религии: «Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии»1. Главный вклад Ломоносова в философию — обобщающие выводы мировоззренческого характера, которые логически вытекали из его научных исследований и которые явились естественнонаучным фундаментом его материализма. Ломоносов развил атомистические идеи античности, конкретизировал фундаментальное положение Декарта о сохранении движения, выдвинул молекулярную концепцию строения вещества: корпускулы — молекулы, состоящие из элементов, т.е. атомов. Последние суть неделимые частицы, имеющие различное строение и способные образовать однородную молекулу вещества. Ломоносову принадлежит гипотеза изомерии, т.е. такого явления, при котором тела одного и того же химического состава могут иметь разное строение и свойства. В теории познания Ломоносов обосновывал тезис о единстве эмпирических и теоретических исследований: эмпирические исследования — это руки, а теоретические — глаза ученого; таково образное представление Ломоносова о познавательном процессе. При этом он не проводил резкой грани между теоретическими обобщениями и философскими выводами из них. В своих трудах Ломоносов уделял значительное внимание проблемам логики, которую он ставил в связь с риторикой. Ему принадлежит мысль об объективном содержании логических форм: слова служат для обозначения «идей, подлинные вещи или действия изображающих». Таким образом, и по содержанию, и по характеру обоснования, и по направленности взгляды Ломоносова соответствуют западноевропейской философской традиции АН. Радищев В последней трети XVIII — начале XIX в. духовная жизнь России испытывает мощное влияние французского Просвещения. Этот период отмечен дальнейшим развитием науки и образования, особую роль в котором сыграл откры На этом основании Радищев не считает возможным отождествление всех смертных живых существ, не наделенных сознанием, с человеком. Человек — особое духовное существо, которое в силу своей духовной организации бессмертно. Однако в двух последних частях своего сочинения Радищев выступает с противоположных позиций, объявляя душу бессмертной. Рассматривая природу мышления и чувств, он приходит к выводу, что познание несводимо к чувственному опыту, мышление же по своей природе нечувственно. А поскольку душа человека есть «существо само по себе», она проста, принципиально отлична от телесности, непротяженна, а значит, неразделима среди всех чувствований и мыслей, поскольку она бессмертна. Радищев подчеркивает важность качественной определенности души, ее единства,'благодаря чему человек «сего мгновения» — тот же, что был вчера, он может вспоминать, сравнивать, рассуждать. Другим доказательством бессмертия души Радищев считает наличие цели жизни как стремления к совершенству и вечному блаженству. И поскольку Бог сотворил нас не для того, чтобы мы считали такую цель недостижимой, поскольку разумно полагать, что после смерти одной плоти человек обретает другую, более совершенную, и благодаря этому продолжает свое непрерывное совершенствование. Радищев аргументирует это утверждение ссылкой на Лейбница, который сравнивал переход из одного состояния тела в другое с превращением гусеницы в бабочку. Главный же аргумент тезиса о бессмертии души — закон сохранения энергии («силы»). И если в природе невозможно исчезновение силы, то и «мыслительность», «духовность», «душа», будучи одной из совершенных сил, не исчезает бесследно. О значимости проблематики труда Радищева свидетельствует то, что во многом он предвосхищал идеи русского космизма, пытавшегося практически разрешить задачу бессмертия («воскрешения отцов») В этот период в России формируются революционные идеи, родоначальником которых был Александр Николаевич Радищев(1749—1802). Выступая с критикой крепостного права и самодержавия, он приходит к выводу, что самодержавие не способно облегчить положение народа. В сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву», за издание которого он был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь, Радищев описывает тяжкий труд, бесправие и нищету крестьян, скрытые за внешним блеском «блаженствующего» государства, выдвигает идеи о необходимости революционного просвещения народа. В сибирской ссылке Радищев написал свой философский труд «О человеке, его смертности и бессмертии». Это фундаментальное произведение состоит из четырех частей. В первых двух частях проблема смертности и бессмертия рассматривается с материалистических позиций. Опираясь на достижения естествознания XVIII в., идеи французских энциклопедистов и русскую материалистическую традицию, идущую от Ломоносова, Радищев показывает зависимость духовной жизни человека от тела и приходит к выводу, что смерть тела неминуемо влечет смерть души. Радищев подчеркивает, что человек — верхняя ступень лестницы постепенного совершенствования живых существ. Он отличается творческим характером своей природы, тем, что сам себя создает. Само несовершенство его физической организации становится мощнейшим побуждением к развитию. Радищев спрашивает: неужели сия, удивления достойная постепенность прерыва
|