КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА (Ф. ШЛЕЙЕРМАХЕР, Г.-Г. ГАДАМЕР).название этого течения связано с именем древнегреческого бога Гермеса — посланника богов и толкователя их воли. По римской версии мифа таким посредником считался Меркурий. Сам термин в переводе с греческого означает «разъясняю», «истолковываю». В Древней Греции герменевтика представляла собой искусство толкования иносказаний, а позднее — поэтических произведений, особенно поэм Гомера. В средние века она рассматривалась как искусство толкования библейских текстов, а в эпоху Возрождения — перевода и интерпретации античных авторов. В Новое время методы интерпретации стали широко использоваться в классической филологии; тогда были систематизированы разнообразные приемы и правила интерпретации, относящиеся преимущественно к практике, а не к теории. В самостоятельную область знания герменевтика оформилась лишь в XIX в. благодаря трудам немецких философов Ф.Шлей ермахера(1768-1834) и В.Дильтея(1833-1911). Ф. Шлейер-махер и В.Дильтей входили в число тех мыслителей, которые были оппозиционно настроены по отношению к ценностям классической философии, ее рационализму и веру в возможности научного познания. Они противопоставляли естественные и гуманитарные науки, утверждая, что задача первых заключается в познании объективной истины, а вторых — в раскрытии «смысла», «истолковании» всего того, что связано с деятельностью человека, с его мотивами и целями. Для Шлейермахера и особенно Дильтея герменевтические принципы становятся методологической основой гуманитарных наук и культурно-исторического исследования в целом. Согласно Шлейермахеру, цель герменевтического понимания заключается в том, чтобы как бы заново повторить творческий акт создания текста его автором, а понимание исторических событий возможно лишь на основе «вживания» во внутренний мир исторических деятелей. Дильтей, один из основателей «философии жизни», утверждает необходимость вхождения в историческую атмосферу, в которой творил создатель того или иного исторического памятника, путем «сопереживания», «вчувствования», «вживания». Он также полагал, что для понимания истории необходимо проникновение в субъективный мир исторических персонажей. В настоящее время герменевтика представляет собой широкий спектр мнений, что позволяет говорить о различных направлениях герменевтических исследований. Распространена «понимающая» социология, появились современные формы теологической герменевтики, предприняты попытки «герменевтической методологизации» психоанализа. Герменевтические методы используются в искусствоведении, эстетических и этических учениях, а также в педагогике. В середине XX в. большую популярность приобрела философская герменевтика, которую занимают не только методологические вопросы, связанные с анализом сущности и значения гуманитарного знания, но и онтологические проблемы. Философская герменевтика интегрировала многие важнейшие философские тенденции современности: феноменологические, экзистенциалистские, позитивистские, психоаналитические и др., не утратив при этом своеобразия и самостоятельности своих теоретических позиций. Одним из непосредственных источников философской герменевтики явилась феноменология Э.Гуссерля(1859 — 1938). Анализируя «чистое сознание», Гуссерль выделил в нем несознаваемый фон интенциональныхх актов сознания, «нетематический горизонт», позволяющий иметь некоторые предварительные знания о предмете. Горизонты отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», способствующий возникновению взаимопонимания между индивидами. Согласно Гуссерлю, при исследовании прошлой или чужой культуры необходимо реконструировать ее «жизненный мир», что дает возможность понять смысл отдельных памятников этой культуры. Большое влияние на становление философской герменевтики оказали идеи М.Хайдеггера(1889 — 1976), выдвинутые им в так называемый второй период его творчества. М.Хайдеггер положил начало повороту герменевтики к проблемам онтологии. Он трактует реальность преимущественно как языковую; единственный способ «прислушаться» к бытию — это герменевтика, истолкование того, что говорит сам язык. Однако язык не есть продукт субъективной деятельности сознания. Человек не творец языка, а скорее медиум, посредством которого говорит язык, т.е. само бытие. Хайдеггер онтологизировал язык, полагая, что язык это «дом бытия». Признанным лидером философской герменевтики является немецкий философ Ханс Георг Гадамер(род. 1900 г.), ученик Хайдеггера, автор программного труда «Истина и метод. Очерки философской герменевтики» (1960). Гадамер считает, что герменевтика представляет собой универсальный аспект философии, а не только методологию. Центральное место в его философии занимает проблема языка. Развивая идею Хайдеггера о самостоятельности, бытий-ности языка, Гадамер онтологизирует язык, трактуя его с позиций объективного идеализма. Он прямо говорит о том, что на место фундаментального представления классической, прежде всего гегелевской, философии о «мышлении, мыслящем самое себя», герменевтика ставит понятие языка. Язык — центр человеческого бытия. Мы окружены языком, мир языка — это мир в котором мы живем. «Языковая интерпретация мира всегда предвосхищает любую мысль, любое познание... Язык всегда имеет нас уже над собой»1. Отдельное «Я» не является субъектом языка. Язык — это человеческая коммуникация, разговор, диалог, связывающие «Я» и «Ты». Смысл мира раскрывается не в монологе, а в диалоге. Диалог как сущность языка самостоятелен, непредсказуем; чем он подлиннее, тем менее зависит от воли собеседников, выступающих в диалоге не ведущими, а ведомыми. Никто из них заранее не знает что получится из диалога. «Говорение принадлежит не сфере отдельной личности, а сфере общности, — утверждает Гадамер. — Духовная реальность языка является реальностью пнеума, духа, связывающего «Я» и «Ты». Язык действителен только в разговоре... В каждом разговоре господствует дух, добрый или злой, дух закоренелости и торможения, или дух откровенности и свободного обмена между «Я» и «Ты»2. Дальнейший анализ языка приводит Гадамера к мысли, что язык — игра3, потому что он, а не говорящий индивид, является субъектом говорения, и, следовательно, как и игра, имеет цель в самом себе. «Игра и разговор, который является действительностью языка, структурно родственны, — пишет Гадамер в эссе «Человек и язык». — Не воля личности решает начинать или не начинать разговор, продолжать его или нет; решает это закон вещи, о которой идет речь в разговоре, вещи, вызывающей каждое Да и Нет, и в конце примиряющей их с собой»4. Язык бесконечен; его бесконечная универсальность определяет внутреннюю бесконечность диалога, который может быть всегда продолжен, ибо всегда существует возможность постановки вопроса, требующего ответа на него. Особым видом диалога является философия, которая, с точки зрения Гадамера, не имеет ни начала, ни конца. Философия — это и вопрос, и диалог, ничего не оставляющие без внимания Согласно Гадамеру, в языковой среде предстают «Я> и мир. Отношения «Я» и мира он трактует экзистенциалистски. Человек должен противостоять нажиму встречающихся в мире вещей, возвыситься над ними, обрести свободу от окружающего мира. Только тогда он будет иметь мир, а значит и язык. Мысль Гадамера о том, что человеческое бытие-в-мире имеет языковой характер, принимает и развивает П.Рикёр(р. 1913), французский философ, представитель религиозно-феноменологической герменевтики. Характеризуя субъекта как субъекта говорящего, действующего, морального, Рикёр подчеркивает, что бы-тийность телесного воплощения человека без языковой артикуляции несостоятельна. В свою очередь человеческая личность может себя самообозначить, именовать себя как «Я» лишь в процессе диалога, где в зависимости от его контекста впервые возникают подразумеваемые самим процессом общения «Я» и «Ты»1. Отвергая возможность изучения человеческой и социальной проблематики с помощью естественнонаучных методов, Гадамер предлагает гуманитарным наукам новый метод исследования, основанный на принципах понимания. Сущность понимания заключается не в том, чтобы познать как развиваются народы, государства, люди, а в том, чтобы понять каков этот народ, это государство, этот человек. «То, что делает гуманитарные науки науками, — пишет Гадамер, — скорее можно постичь, исходя из традиционного понятия образования, чем из методических идей современной науки»2. Согласно Гадамеру, понимание возникает лишь в процессе диалога, основанием этого положения служит гадамеровская трактовка сущности языка. Разрабатывая проблему исторического понимания, Гадамер придает большое значение традиции, носителем которой является язык: подходя к историческому тексту, историк уже имеет его предварительное понимание (или предрассудок), заданное ему той традицией, в которой он живет и мыслит. Гадамер реабилитирует предрассудки и авторитеты, которые, по его мнению, лежат в основе традиции, он считает, что в понятии «предрас судок» нет ничего отрицательного, так как оно означает лишь то, что всякому рассуждению или размышлению предшествует некая заранее сконструированная установка сознания. Что же касается правильно понятого авторитета, то он не имеет ничего общего с подчинением команде. «Авторитет личности имеет своим последним основанием вовсе не акт подчинения и отречения от разума, но акт признания и осознания, — осознания того, что эта личность превосходит нас умом и остротою суждения, ...никто не приобретает авторитета просто так...его нужно завоевать и добиваться...авторитет не имеет ничего общего с повиновением, он связан прежде всего с познанием»1. Проблема исторического понимания решается Гадамером с позиций субъективизма и отчасти релятивизма. Историческое исследование не может быть понято, если исходить только из объекта этого исследования. Историческое познание всегда ограничено кругом2, имеющим онтологический характер и возникающим потому, что бытие есть время, а историк не может занимать вневременную позицию. Он не только анализирует историю, но и сам является историей. При подходе к любому историческому тексту исследователю всегда присущи определенные предрассудки, неразрывные с традицией. «Действительный же, обращающийся к интерпретатору смысл текста... всегда определяется исторической ситуацией, в которой находится интерпретатор, а следовательно, и всем объективным ходом истории в целом»3, — утверждает Гадамер. В результате того, что позиция исследователя не может быть не обусловлена его историческим опытом, история всегда пишется заново. Гадамер много внимания уделяет юридической герменевтике. Он приходит к выводу, что предрассудок играет значительную роль в деятельности как историка права, так и юриста-практика. В юридической практике он означает справедливое предварительное решение до вынесения подлинного окончательного приговора. Судья приспосабливает дошедший до него из прошлого закон к потребностям современности, исходя из собственного исторического опыта и опираясь на традицию. «Однако это вовсе не значит, — уточняет эту мысль Гадамер, — что он его произвольно перетолковывает. И в данном случае понять и истолковать — значит познать и признать действующий смысл закона. Судья стремится здесь соответствовать «правовой мысли» закона, опосредуя ее современностью»1. Несмотря на то, что Гадамер подчеркивает необходимость следования смыслу каждого закона, он, как и в трактовке исторического понимания, не может избежать моментов субъективизма и релятивизма. Проблема традиции явилась предметом острой дискуссии между Гадамером и Ю.Хабермасом(р. 1929), сторонником «критической герменевтики». Хабермас считает язык не носителем традиции, а выразителем идеологического господства и социальной власти, служащим узакониванию отношений организованного насилия. Отсутствие взаимопонимания в обществе есть результат социальной патологии языка. Эмансипация человека и его сознания от «идеологических заблуждений» возможна на основе реконструкции языка. Продолжая тему историзма, Гадамер затрагивает проблему причинности в истории. В эссе «Причинность в истории» он критически оценивает фаталистические взгляды на историю, которые, с его точки зрения, ограничивают свободу и ответственность человека и приводят к аполитизму. Вместе с тем он отрицает и те исторические концепции, которые утверждают возможность человеческого воздействия на свою судьбу и прогнозирование будущего. Гадамер пытается найти «среднее» решение, которое, однако, не выходит за рамки индетерминизма: время и историческое будущее человеку не подвластны. Эта истина открывается человеку вместе с пониманием своей конечности и приобретением герменевтического опыта, основанного на традиции. История, по Гадамеру, является дорогой познания истины. Проблема истины решается им с позиций ярко выраженного антисциентизма. Гадамер говорит о неспособности науки и разума познать жизнь, мир истории. То, «что является жизненным в действительности никогда по-настоящему не познается предметным сознанием, напряжением разума, который стремится проникнуть в закон явлений. Жизненное — не такого свойства, чтобы можно было извне достичь постижение жизненности. Напротив, единственный способ постичь жизненное — это постичь его изнутри»1. Философская герменевтика получила широкий резонанс в обществе и имеет многих последователей. Это объясняется прежде всего тем, что в эпоху индустриализации и технократизации она воспринимается как учение, защищающее традиционные гуманитарные ценности. Распространение идей философской герменевтики связано также с тем, что она сумела объяснить возникший в середине XX в. плюрализм мировоззрений, поставивший на место единого смысла множество смыслов, смысловых допущений и толкований.
|