Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ЗНАНИЯ. НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ.




истории человечества возникали, сменяли друг друга и сосуществовали одновременно различные способы постижения реальности: обьщенно-эмпирическое, ху­дожественное, философское, научное. К способам постижения реальности относят также мифологию и религию.

ОбыденноеОбыденное — это житейское познание, скла-

познаниедывающееся под влиянием различных форм

деятельности — производительной, эстети­ческой, политической и т.д. Оно осуществляется как некое сла­гаемое коллективного опыта, накапливаемого поколениями лю­дей в процессе их деятельности. Индивидуальное обыденное познание связано с эмоциональным переживанием и осмысле­нием жизненного опыта личности. Человек узнает о мире не столько в процессе его научного исследования, сколько при его жизненно-практическом освоении. Универсальность такого ос­воения определяется современным немецким философом Гада-мером как «опыт мира». Предпосылки обыденного познания ко­ренятся в многообразных формах деятельности людей, которая регламентируется обычаями, обрядами, праздниками и ритуа­лами, коллективными действами (ифа, танец и т.п.), нравствен­ными и иными предписаниями и запретами. Они служат сред­ствами приобщения людей к коллективному социальному и культурному опыту, регулируют отношения людей к природе и друг к другу, выступают в роли предпосылочного знания, на ос­нове которого получают новое знание.

МифДревнейшей формой постижения реально-

сти является миф. Миф представляет собой тот способ понимания и объяснения явле­ний природы и человека, который обусловлен особенностя

ми мышления первобытного человека. Его специфика — в не­различении вещи и образа, тела и свойства, «начала» и прин­ципа. Сходство или последовательность событий миф интер­претирует как причинно-следственную связь. Миф повествует о событиях в высшей степени универсальных: о смерти и бес­смертии человека, возникновении мира, о героических дея­ниях, достижениях культуры (например, миф о похищении огня) и т.п. Содержание мифа выражается в символическом языке, что делает его обобщения широкими и многозначны­ми. Принцип множественности, отражение всех элементов бытия во взаимосвязи, многозначность, чувственная конкрет­ность и антропоморфность (т.е. перенесение на объекты при­роды человеческих качеств), отождествление образа и объек­та— таковы характерные черты мифологического познания. Как способ постижения реальности миф моделирует, класси­фицирует и интерпретирует человека, общество, мир.

По форме миф представляет собой предание, символичес­ки выражающее некоторое событие как якобы имевшее место в природе или в истории определенных народов. В космого­нических мифах формировалось представление о космосе как едином иерархически устроенном целом, движимом и управ­ляемом Логосом или Разумом. В силу этого космос представ­лялся как нечто, обладающее высшим совершенством. На­званные представления конкретизировались в понимании космоса как царства стихий земли, воздуха и огня, в своих пре­вращениях образующих вечный круговорот природы.

В мифах содержались и практические рекомендации, которым надлежало неукоснительно следовать. Хотя прак­тические рекомендации мифологии и не доказывались, а просто постулировались, они являются результатом обобще­ния опыта многих поколений людей.

Естественно поставить вопрос, является ли миф спосо­бом познания или же он представляет собой просто набор неизменных истин, содержит готовое знание? Ответ может быть такой: миф являет собой и собрание готовых знаний, представлений, верований, и способ постижения мира. Поче­му? Во-первых, потому, что он многозначен, содержит бес

конечную смысловую перспективу, создавая возможность использовать его в целях ориентации в меняющемся мире. Во-вторых, миф — точка отсчета, задающая некоторые пра­вила познавательных операций, и следовательно, дальней­шего мифотворчества. Миф— неустранимый элемент куль­туры. В античности он рассматривался как поэтическое выражение истины. А сегодня миф зачастую является созна­тельным полуобманом, предназначенным для манипулиро­вания поведением людей. Наш современник погружен в царство мифов, весьма далеких от реальности. Неслучайно, миф сохраняется и в современном обществе, выполняя свой­ственные ему функции.

ХудожественноеХудожественное постижение бытия явля-
познаниеется особой формой рефлексии, которая по-

лучает специфическую реализацию на всех этапах бытия искусства, начиная от замысла произве­дения и кончая его восприятием публикой. Художественное творчество можно определить как опредмечивание в языке искусства мыслей и переживаний художника в неразрывной связи с объектом постижения — миром в целом. По форме художественная деятельность направлена на объект, по су­ществу она выступает как самовыражение личности, интим­ной стороны ее духовной жизни, воплощение идеалов и вку­сов художника.

Особенность художественного постижения реальности в значительной мере объясняется спецификой языка искусства. Его первоисточник— знаковые системы культуры, которые включены в систему соци;ыьной коммуникации. Искусство преобразует языки культуры в средства художественного мышления и общения. При этом язык искусства несет как бы двойной пласт значений: и первоначальный, собственно культурный (который в восприятии произведения может трактоваться буквально), и условный, художественный, су­щественно отличающийся от буквального. «Игра смыслами» не уводит от реальности, но позволяет увидеть ее с совер­шенно неожиданной стороны

В восприятии искусства происходят постоянные открытия. И важнейшее среди них— открытие собственного Я, которое подобно вспышке молнии освещает затаенные уголки нашей души. Такое состояние сознания, для которого характерны вне­запные открытия, в психологии называется «инсайт», т.е. оза­рение. Восприятие искусства сопряжено с ни с чем несравни­мым наслаждением, связанным с самопознанием. Механизмом восприятия искусства является эмпатия, т.е. отождествление себя с образом, что может сопровождаться глубочайшими эмо­циональными потрясениями. Сложное взаимопревращение положительных и отрицательных эмоциональных состояний побуждает личность переосмыслить собственный опыт и спо­собно произвести переворот в системе ее ценностей.

Таким образом, познавательная значимость искусства со­стоит в том, что оно представляет собой единство познания и самопознания. Искусство— источник духовного обогащения личности. Оно активизирует творческий потенциал человека, развивает его способности понимания культурных смыслов и поведения в мире культуры и общества в целом. В восприятии искусства слиты объект и субъект. Индивид осознает свою причастность к содержанию произведения и открывает его в себе. Поэтому пробуждаемая восприятием искусства познава­тельная активность определяется как рефлексия.

РелигияОдна из необходимых и исторически

наиболее ранних форм познания — рели­гия. Основное назначение религии опре­деление смысла жизни человека, бытия природы и общества. Опираясь на накопленный человечеством опыт, она регла­ментирует важнейшие проявления человеческой жизни: поведение в семье и в быту, моральные предписания, от­ношение к труду, природе, обществу, государству. Обосно­вывая свое представление о конечных смыслах универсу­ма, религия способствует пониманию единства мира и человечества. Она содержит системы истин, способных из­менить человека и его жизнь. Особенностью религиозных доктрин является то, что они выражают коллективный

опыт и поэтому авторитетны не только для каждого веру­ющего человека, но и для неверующих.

Религиозные доктрины призваны ответить на вопрос: есть ли Бог? Как его познать? Возможно ли познание Бога? Свое видение мира религия воплощает в текстах Священно­го Писания, а также в процедуре и предметах религиозного культа, каждый элемент которого имеет символическое значе­ние. Как подчеркивал А.Ф. Лосев, «сама по себе непостижимая божественная сущность является и открывается в определен­ных ликах». (Лосев А.Ф. Имяславие // Вопросы философии. 1993. С. 58). Храм, икона, не говоря уже о текстах Священно­го Писания, имеют глубоко символическое содержание. Рели­гиозная символика заключает в себе равновесие идеи и обра­за. В иконе идея Бога дана конкретно, чувственно, наглядно, во всей полноте. Хотя образ Бога, представляемый в ликах, не­сводим к ним, но с помощью изображения он предстает в бо­гатой, разносторонней и многозначной смысловой перспекти­ве. Христианская символика многосмысленна и многомерна, предполагая разные уровни ее понимания, посвящения в та­инство трансцендентного, сверхъестественного мира.

Как специфическая форма сознания, религия опирает­ся на механизмы веры, убеждений, знаний (житейский опыт). Религиозная вера поддерживается рефлексией, воз­никает или укрепляется через осмысление трагического опыта индивида (угроза смерти или утрата близких), кото­рый побуждает его коренным образом изменить свою жизнь и образ мыслей. По свидетельствам верующих, религиозная вера может возникнуть в акте религиозного откровения.

Религия выработала свои специфические способы инту­итивно-мистического осознания мира и человека. К их чис­лу следует отнести откровение и медитацию.

Понятие откровения сформировалось в процессе эволю­ции религиозных представлений. Первоначально оно рассмат­ривалось как дар особых избранников высших сил, которые в состоянии транса говорят от их имени (прорицатели, шаманы, юродивые и т.п.) Христианство рассматривает откровение как результат напряженного самоуглубления индивида, которому

открывается истина. Истина откровения — не объект исканий, но результат божественной воли, избирающей того или иного человека как средство личностного осмысления ( «Я есмь ис­тина», — говорит Христос). Христианское богословие указы­вает на иерархический характер откровения: Новый Завет, Ветхий Завет, тексты отцов церкви. В противовес ортодок­сальному понимаю откровения представители реформистско­го течения в христианстве утверждают, что любой человек спо­собен общаться с Богом и получать от Него откровение. Постоянное обращение к текстам Священного Писания по­зволяет верующему открывать в них новые истины, сопере-жить тончайшие нюансы смысловых оттенков, сверять с ними собственную жизнь и переосмыслять ее.

Медитация — размышление, пофужение умом в предмет, идею, мир, которое достигается путем углубленной умственной сосредоточенности на одном объекте и устранении всех посто­ронних факторов, отвлекающих внимание человека. В религии медитация означает растворение индивидуального сознания в Абсолюте. В христианстве медитация трактуется как слияние че­ловеческой и божественной личности. Протекание медитации, как правило, связано с определенной последовательностью дей­ствий, складывающихся в естественный процесс рефлексии. Она предполагает использование ряда психотехнических приемов. При этом верующий убежден, что с их помощью он использует сверхъестественные или собственные психические силы, спо­собствующие управлению собой, самопознанию или познанию природы. Эффективность медитации как познавательного при­ема признается и наукой: системы психотехники и аутогенной тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект, не свя­заны с религиозно-мистическими идеями.

ФилософияФилософия, также как искусство и рели-

гия, не ограничивается решением позна­вательных задач. Главная ее функция родственна искусству и религии — духовная ориентация человека в мире. Философское познание подчинено этой цели. Философия формирует общее представление о мире

в целом, о его «первых» началах, универсальной взаимосвя­зи явлений, всеобщих свойствах и законах бытия. А.Ф. Лосев определяет философские понятия как символы, поскольку они содержат в себе «активный принцип ориентации в безбрежной действительности и понимания царящих в ней соотношений». {Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.,1976. С.189). Философия создает целостный образ мира, но не мира самого по себе, отстраненного от субъекта, но мира в его соотнесенности с человеком. Нормы и идеалы, на­учное знание и достижения искусства, тревоги человека, нуж­ды и поиски смысла жизни, его нравственные искания реша­ющим образом определяют мировоззренческие установки философа, сам тип философствования. Философия выступа­ет как самосознание общества, теоретическое выражение его культуры. Она интегрирована с культурой, которая обуслов­ливает стиль мышления, ценности, идеалы, философскую проблематику и характер ее рассмотрения. Она обращена и к миру в целом, и к человеку в качестве субъекта культуры.

Философское знание характеризуется как мудрость. Мудрость— эталон целостного понимания мира и места в нем человека. Философия использует знание (научное и вненаучное) для нахождения значимых для всех людей ис­тин. Кант понимал под философией познание последних целей человеческого разума, которое придает высшую цен­ность другим знаниям, поскольку она выявляет их значение для человека. Философия определяет систему принципов, взглядов, ценностей и идеалов, направляющих деятельность человека, его отношения к миру и самому себе. Формируя образ мира в его соотнесенности с человеком, философия неизбежно обращается к миру ценностей. Этика, эстетика, аксиология — суть специальные области философского по­знания, обращенные к миру ценностей. Не случайно яркое и убедительное выражение философия получает в искусст­ве. Многие философы используют его образный, метафори­ческий язык для выражения своих идей.

В различные исторические периоды и в условиях разных цивилизаций преобладают различные способы постижения

Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все ус­ловия этого производства. М.М. Бахтин, современный рус­ский философ, подчеркивает объективность научного позна­ния: «Действительность, входя в науку, сбрасывает с себя все ценностные одежды, чтобы стать голой и чистой действитель­ностью познания, где суверенно только единство истины». Наука — важнейшая форма развития познания. Она являет­ся специализированной областью духовного производства, имеет свой инструментарий познания, свои учреждения, опыт и традиции исследовательской деятельности, систему информирования и коммуникации, экспериментальное и ла­бораторное оборудование и т.д. Под наукой понимается как познавательная деятельность, так и выраженные в научных трудах результаты этой деятельности в виде некоторой сово­купности имеющихся в данный исторический момент знаний, образующих научную картину мира. Научное познание осуще­ствляется на основе специально разработанных средств и объективировано в форме информации, воплощенной в пись­менной или устной форме, в разнообразных специализиро­ванных искусственно созданных знаках и знаковых системах. Это не значит, что в научном познании незначительна роль личностного фактора, наоборот, историю науки невозможно

Для научного познания необходимо сознательное приме­нение специально разработанных методов. Метод вообще — способ достижения цели, определенным образом упорядо­ченная деятельность. Метод научного познания — это систе­ма приемов и правил мышления и практических (предметно-чувственных) действий, применяя которые исследователи получают новое знание. Методы научного познания являют­ся его сознательно разработанными приемами. Они опирают­ся на предшествующие достижения познания. Каждый метод имеет двуединую природу: он основан на знании законов на­уки и в то же время неотделим от работы исследователя, ре­шающего определенную познавательную задачу с той или иной степенью мастерства. Не случайно Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в тем­ноте: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит по бездорожью.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-18; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты