Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Функциональной асимметрией полушарий головного мозга 2 страница




на этом желании, которое становится психологической травмой и

долгие годы мучит человека, причем он не понимает в чем дело,

так как не в состоянии заглянуть в свое бессознательное.

Цель П. - вывести из бессознательного эту травматическую

ситуацию, ввести ее в сознание, и тогда демон невроза -

а это не что иное, как невроз - отпускает человека. Именно в

этом в двух словах состоит смысл П.

В своих лекциях по введению в П., написанных в 1916 г.,

Фрейд приводит случай, иллюстрирующий невроз навязчивых

состояний. Некая девушка перед сном совершала ряд на

поверхности бессмысленных ритуалов. В частности, она заставляла

родителей оставлять дверь, ведущую в их комнату, приоткрытой.

Она непременно устраивала свою постель так, чтобы подушка не

касалась спинки кровати. Эта девушка, как выяснилось в ходе

анализа, была в детстве влюблена в своего отца, но поскольку

это чувство не соответствовало принципу реальности, оно было

вытеснено из сознания и преложилось в такие странные, на первый

взгляд, ритуалы, или, как их называет Фрейд, симптомы, то есть

"вредные для всей жизни или, по крайней мере, бесполезные акты,

на которые лицо, страдающее ими, часто жалуется как вынужденные

для него и связанные с неприятностями и страданиями".

Фрейд считал, что всякий раз, когда психоаналитик

сталкивается с подобными симптомами, он может заключить, что у

больного имеются бессознательные процессы, в которых и кроется

смысл симптома. У девушки, о которой идет речь, эти симптомы

носили сексуальный характер. Открывая комнату к родителям, она

бессознательно мешала им заниматься любовью, чем отчасти

удовлетворяла свою ревность к матери. То, что подушка, символ

женских гениталий, не должна была соединяться со спинкой

кровати, символом фаллоса, означало для нее, что отец и мать не

должны были вступать в половую связь.

Подобно страдающему психозом, невротик находится в

некой фантастической реальности своих подавленных и вытесненных

желавий, но мучительность положения невротика еще и в том, что

он в отличие от психотика осознает фантастичность своих

симптомов, хотя совершенно ничего не может с ними поделать.

Фрейд считал симптомы замещениями вытесненного в

бессознательное антисоциального желания. Смысл П. состоял в

том, чтобы ввести симптом в сознание. Фрейд писал: "Положение о

том, что симптомы исчезают, если их бессознательные предпосылки

сделались сознательными, подтвердилось всеми дальнейшими

исследованиями ~...]. Наша терапия действует благодаря тому,

что превращает бессознательное в сознательное, и лишь

постольку, поскольку она в состоянии осуществить это

превращение".

Однако работа психоаналитика осложняется тем, что пациент,

который по доброй воле, сознательно пошел на то, чтобы его

подвергли П., бессознательно будет сопротивляться анализу. Как

говорил Фрейд, человек полностью стоит за П. только при одном

условии - чтобы П. пощадил его самого. Больной не хочет, чтобы

аналитик задавал те или иные вопросы, не желает на них

отвечать, утверждает, что они не имеют никакого отношения к

делу (что является для психоаналитика косвенным свидетельством

того, что они-то как раз имеют непосредственное отношение к

делу), ссылается на провалы в памяти, агрессивно реагирует на

аналитика. Он просто не в состоянии высказать нечто слишком

неприятное, слишком потаенное, хотя, вероятнее всего, в этом и

таится разгадка его симптома, его вытесненной в бессознательное

фиксации на травме прошлого. И как только удается тем или иным

способом извлечь из сознания пациента то, что он скрывает,

осветить его темные бессознательные инстинкты светом сознания,

болезненный симптом пропадает. Впрочем, реально лечение порой

длилось годами, а иногда и прекращалось вовсе, потому что

бессознательное пациента ни за что не желало расставаться со

своим симптомом, идя для этого на различные уловки.

Как же проходил анализ, если больной оказывал столь

упорное сопротивление? Прежде всего Фрейд объяснял, что

случайных ассоциаций не бывает. Больной должен выкладывать все,

что ему приходит в голову. Часто анализ проходил путем разбора

приснившихся пациенту накануне сновидений. Поскольку во сне

человек больше открыт самому себе, то сновидения Фрейд считал

одним из самых важных инструментов анализа (его книга

"Толкование сновидений" (1900) была первой и, возможно, главной

книгой П. - книга, буквально открывшая собой ХХ в.).

По мнению Фрейда, именно во сне символически реализуются

глубинные бессознательные желания человека. Но поскольку сон

очень сложно построен, ибо в нем отчасти действует цензор и

силы замещения, то желание во сне может проявляться косвенно

через целую систему символов, в основном имеющих сексуальный

характер, поскольку в жизни человека наибольшие социальные

запреты накладываются именно на секс.

Палки, зонтики, кинжалы, копья, сабли, водопроводные

краны, карандаши, все вытянутое и выпуклое является символом

фаллоса. Шахты, пещеры, бутылки, чемоданы, ящики, коробки,

табакерки, шкафы, печи, комнаты являются символом женских

гениталий. Верховая езда, спуск или подъем по лестнице -

символом полового акта.

Продираясь сквозь заросли символов, которых всегда очень

много и один противоречит другому в работе сновидения, аналитик

может добраться до смысла вытесненного симптома.

Большую роль в П. помимо сновидений играют так называемые

ошибочные действия - описки, оговорки, ослышки, обмолвки,

забывание слов и вещей. Фрейд придавал анализу ошибочных

действий огромное значение и написал о них одну из самых

знаменитых своих книг - "Психопатологию обыденной жизни"

(1901), которая имеет непреходящее значение не только для

психопатологии, но и для лингвистики, филологии, любой

герменевтической практики (см. парасемантика, мотивный

анализ, философия текста).

За ошибкой, по Фрейду, кроется вытеснение чего-то

неприятного, что не может быть высказано напрямик (примерно так

же Фрейд интерпретировал и остроумие - см. анекдот)

Демонстрируя смысл ошибочных действий, он приводит такие

примеры: "Если одна дама с кажущимся одобрением говорит другой:

"Эту прелестную новую шляпку вы, вероятно, сами обделали?"

(вместо - отделали) - то никакая ученость в мире не помешает

нам услышать в этом разговоре фразу: "Эта шляпка безнадежна

испорчена". Или если известная своей энергичностью дама

рассказывает: "Мой муж спросил доктора, какой диеты ему

придерживаться, на это доктор ему ответил - ему не нужна

никакая диета, он может есть и пить, все, что я хочу", то ведь

за этой оговоркой стоит ясно выраженная последовательная

программа поведения".

Мы можем подвести некоторые предварительные итоги. Ясно,

что придание огромной роли сексуальному началу в условиях

старой имперской Вены не могло не принести Фрейду той

известности, которой он не желал, а именно весьма скандальной.

Можно сказать, что бессознательно ему приписывали авангардное

поведение (см. авангардное искусство), хотя на самом

деле он был типичным кабинетным представителем научного

модернизма, кстати очень старомодным и консервативным по

многим своим взглядам.

Но самым скандалезным было то, что Фрейд утверждал, будто

сексуальность проявляется уже в грудном возрасте, что дитя с

пеленок ведет хоть и своеобразную, но весьма насыщенную

сексуальную жизнь и именно те сексуальные травмы, которые

наносятся в детстве хрупкой душе ребенка (отлучение от

материнской груди, наказание за мастурбацию, наконец, сама

травма рождения), становятся причиной тех мучительных

неврозов, которыми страдает человек во взрослом состоянии.

Вот что пишет Фрейд по этому поводу: "Здесь целесообразно

ввести понятие либидо. Либидо,

совершенно аналогично голоду (курсив Фрейда. - В.Р.),

называется сила, в которой выражается влечение, в данном случае

сексуальное, как в голоде выражается влечение к пище. [...]

Первые сексуальные побуждения у грудного младенца проявляются в

связи с другими жизненно важными функциями. Его главный интерес

[...] направлен на прием пищи; когда он, насытившись, засыпает

у груди, у него появляется выражение блаженного удовлетворения,

которое позднее повторится после переживания полового оргазма".

Первая сексуальная фаза, оральная (ротовая), связанная с

сосанием груди матери, является аутоэротической. Ребенок еще не

разделяет Я и окружающих и может спокойно сосать свой палец

вместо материнской груди.

Вторая сексуальная фаза называется Фрейдом

анально-садистической. Она проявляется в получении сексуального

удовольствия от мочеиспускания и дефекации и связана с

агрессивностью ребенка по отношению к отцу. Именно на этой

прегенитальной фазе возникает Эдипов комплекс (см.),

ненависть к отцу и любовь к матери и связанный с этим комплекс

кастрации - страх, что отец узнает о побуждениях ребенка и в

наказание его кастрирует. Описывая Эдипов комплекс, Фрейд

приводит удивительную по близости к его идеям цитату из романа

Дени Дидро "Племянник Рамо": "Если бы маленький зверь был

предоставлен самому себе так, чтобы он сохранил всю свою

глупость и присоединил к ничтожному разуму ребенка в колыбели

неистовство страстей тридцатилетнего мужчины, он свернул бы шею

отцу и улегся бы с матерью".

Чрезвычайно важным явлением, с которым приходится иметь

дело почти каждому психоавалитику, - это так вазываемое

перенесение, когда пациент, чтобы спасти свой невроз и в то же

время преуспеть в кажущемся выздоровлении, переносит свои

эмоциональные сексуальные комплексы на психоаналитика, другими

словами, влюбляется в него и даже домогается его любви. История

П. знает случаи, когда эти домогательства увенчались успехом,

но это не помогло выздоровлению.

Перу Фрейда принадлежали также работы, где результаты П.

обобщались философски или культурологически. Наиболее заметная

из этих работ - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920). В

ней Фрейд говорит о том, что человеком движут две

противоположные стихии - эрос и танатос, стремление к любви и

стремление к смерти, и что последнее является таким же

фундаментальным, как первое. Потому так и труден анализ, что в

сопротивлении больного видится принцип танатоса, разрушения.

Два выдающихся ученика Фрейда - Карл Густав Юнг и Альфред

Адлер вскоре откололись от ортодоксального П. и создали свои

школы - соответственно аналитическую психологию и

индивидуальную психологию (см. комплекс

неполноцениости). От классического П. идет через

аналитическую психологию такое направление современной

патопсихологии, как трансперсональная психология. П.

стал основой для философско-психологических построений таких

блестящих умов ХХ в., как философ его второй половины Жак

Лакан.

Но сам Зигмунд Фрейд был и навсегда остается в

человеческой культуре прежде всего гениальным врачом,

первооткрывателем, мужественным изобретателем в области

ментального. Работы Фрейда, во все времена предмет яростных

дискуссий, остаются таковыми и по сию пору; многим их положения

кажутся неприемлемыми и отвратительными. Но Фрейд был

замечательным писателем, он умел постоять за себя и за свои

мысли и успешно их пропагандировать. Его глубокий след

останется не только в психопатологии, но и в философии, и в

литературе.

 

Лит.:

 

Фрейд З. Толкование сновидений. - Ереван, 1990.

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология

бессознательного. - М., 1990.

Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Там же.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1989.

 

ПСИХОЗ

 

 

(от древнегр. psuche - душа) - психическое нарушение,

связанное с серьезной деформацией восприятия внешнего мира. П.

проявляется в бреде, помутнении сознания, в расстройствах

памяти, галлюцинациях, в бессмысленных, с точки зрения

здорового сознания, поступках. П. делятся на органические,

связанные с мозговой патологией, и функциональные, когда

органическое поражение отсутствует.

Наиболее распространен маниакально-депрессивный П., суть

которого заключается в том, что личность в течение жизни

претерпевает две чередующиеся стадии сознания: депрессивную,

связанную с душевным страданием, страхом, тревогой и отчаянием,

и маниакальную, которая у тяжелых психотиков выражается бредом

паранойи, манией, а у легких (так называемая гипоманиакальная

стадия) - повышенным настроением, ажитированным поведением,

решительными и часто успешными действиями. Впрочем, успешность

может сопутствовать и тяжелому психотику, если тому

благоприятствует социальное окружение (случаи Гитлера и

Сталина).

В отличие от невроза, когда больной, как правило,

понимает, что он больной, для психоза характерна утрата

способности критически осознавать свою личность, в частности

свою оторванность от реальности, болезненный конфликт между

собой и внешним миром, вернее, своим представлением внешнего

мира, на который спроецированы враждебное отношение и страх

перед ним. Психотик поэтому очень трудно поддается лечению: он

не понимает, от чего ему лечиться. Он скорее станет утверждать,

что лечить надо окружающее, ибо враждебность окружающего (в

воображении психотика) по отношению к нему ненормальна.

В отечественной психиатрической практике известен

интереснейший случай, когда психотическая больная и ее лечащий

врач - доктор Волков составили своеобразную ролевую пару. Потом

врач описал этот случай в замечательной статье.

У больной был тяжелый параноидальный психоз с устойчивым

бредом преследования. Ей казалось, что против нее действует

огромный заговор, в который вовлечена вся планета, что ее все

время преследуют, пытаются убить, навредить ей, унизить в

глазах людей. Врач описывает, как под руку с больной он шел по

улице (часто она боялась идти одна). Эта прогулка по

"психотической улице" чрезвычайно интересна для понимания

культуры ХХ в. тем, что в измененном состоянии сознания

реальность с удивительной легкостью превращается в

виртуальную реальность. Если из-за угла выезжала машина,

больная торжествующе (ведь с врачом ей было не страшно)

говорила: "Вот видите, следят!" Не посыпанные песком ледяные

дорожки на тротуаре вызывали у нее убежденную реакцию: "Все

подстроено - хотят, чтобы я поскользнулась и сломала ногу".

Проходящий мужчина как-то странно посмотрел - ясно, и этот

следит.

Что же сделал врач? У больной отсутствовала какая бы то ни

было критика. Разубедить ее в том, что против нее готовится

заговор, было невозможно. Тогда врач пошел на рискованный

эксперимент. Он решит "поверить" больной. Вести себя так, как

будто он полностью разделяет ее болезнные убеждения и, более

того, готов вместе с ней вести решительную борьбу против ее

врагов. Постепенно, приняв эту болезненную реальность (для чего

требовалось не только мужество, но известная доля искренности),

врач уже изнутри этой болезненной картины стал потихоньку

расшатывать параноидальную систему убеждений. Вместе с

пациенткой они побеждали мнимых, виртуальных врагов и тем самым

просветляли ее сознание, ведь побежденные враги улетучивались

из ее сознания и она чувствовала большую уверенность в себе; и

по мере того как росла эта уверенность, потихоньку уходила

болезненная привязанность к психотическим фантомам.

Случай доктора Волкова закончился хорошо, больная

выздоровела. Гораздо более печальную историю рассказал Хорхе

Луис Борхес в новелле "Евангелие от Марка", где миссионер на

туземном острове пытается внушить аборигенам идеи христианства.

Туземцы настолько преуспели в этом, что психологически

отождествили миссионера с самим мессией, что он понял только в

тот момент, когда его торжественно повели на распятие.

Сложный случай П., усугубленный Эдиповым комплексом

(см.), представлен в фильме Альфреда Хичкока, который так и

называется - "Психоз". Герой фильма из болезненной ревности к

своей матери отравил ее любовника и ее заодно, но в смерть

матери не поверил, вырыл ее труп из могилы, набальзамировал

его, и мать в таком странном облике прожила с ним многие годы в

маленьком отеле. Когда там появлялись красивые женщины, которые

вызывали у него сексуальное желание, он убивал их, так как

расценивал свои чувства как предательство по отношению к

матери. Постепенно он стал вести диалоги с трупом матери,

говоря поочередно то ее, то своим голосом; когда же его

разоблачили, он полностью отождествил себя с матерью, искренне

не понимая, почему такую безобидную старушку, которая и мухи не

обидит, засадили в тюрьму.

П. настолько характерен для патологических явлений

культуры ХХ в., что, проявляясь в виде массового П., тесно

связан с политикой, особенно с тоталитарным сознанием.

Совершенно очевидным массовым П. характеризуется ситуация

прихода к власти Гитлера. Безусловной разновидностью массового

П. было обожание Сталина советскими людьми - Сталина,

отнимавшего у них отцов, матерей, мужей и детей.

Но если психотический характер попадает на неагрессивную

(дефизивную) характерологическую почву, он может давать

гениальные произведения искусства и даже науки, ибо психотики

мыслят совершенно особым образом. Психотическим сознанием

проникнуты картины Дали, да и весь сюрреализм в целом;

психотичен мир Кафки, где герой, превратившись в насекомое,

заботится более всего о том, как же он теперь пойдет на службу;

психотично творчество М. А. Булгакова, мозаично-полифонический

характер которого давал такие удивительные сюжеты, как "Роковые

яйца", "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита".

Гениальным психотиком в русской науке был Николай

Яковлевич Марр, считавший, что все языки мира произошли из

четырех основ sal, ber, jon, roch, и только из них, что

удивительным образом напоминает учение о генетическом коде, и

вопреки здравому смыслу утверждавший, что не все языки восходят

к одному, а, наоборот, из многих языков произошел один язык,

который потом разделился на современные языки (см. новое учение

о языке).

 

Лит.:

 

Додельцев Р. Ф., Панфилова Т.Р. Психоз // Фрейд 3.

Художник и фантазирование. - М., 1996.

Волков П.В. Рессентимент, резиньяция и психоз //

Московский психотерапевтический журнал, 1993. - No 2.

 

* Р *

 

 

РЕАЛИЗМ

 

 

. В ХХ в. этот термин употребляется в трех значениях.

Первое - историко-философское. Р. - это направление в

средневековой философии, признававшее реальным существование

универсальных понятий, и только их (то есть не конкретного

стола, а стола-идеи). В этом значении понятию Р. было

противопоставлено понятие номинализма, считавшего, что

существуют только единичные предметы.

Второе значение - психологическое. Р., реалистический -

это такая установка сознания, которая за исходную точку

принимает внешнюю реальность, а свой внутренний мир

считает производным от нее. Противоположность реалистическому

мышлению представляет аутистическое мышление (см.) или

идеализм в широком смысле.

Третье значение - историко-культурное. Р. - это

направление в искусстве, которое наиболее близко изображает

реальность.

Нас интересует прежде всего это последнее значение.

Необходимо сразу отметить, что многозначность - это крайне

отрицательная черта термина, ведущая к путанице (см.

логический позитивизм, аналитическая философии).

В каком-то смысле Р. - это антитермин, или термин

тоталитарного мышления. Этим он и интересен для исследования

культуры ХХ в., ибо Р., как ни крути, для ХХ в. сам по себе не

характерен. Вся культура ХХ в. сделана аутистами и мозаиками

(см. характерология).

Вообще, Р. в третьем значении настолько нелепый термин,

что данная статья написана лишь для того, чтобы убедить

читателя никогда им не пользоваться; даже в ХIХ веке не было

такого художественного направления, как Р. Конечно, следует

осознавать, что это взгляд человека ХХ в., переписывающего

историю, что весьма характерно для культуры в целом.

Как можно утверждать, что какое-то художественное

направление более близко, чем другие, отображает

реальность (см.), если мы, по сути, не знаем, что такое

реальность? Ю. М. Лотман писал, что для того чтобы утверждать о

чем-либо, что ты это знаешь, надо знать три вещи: как это

устроено, как им пользоваться и что с ним будет дальше. Ни

одному из этих критериев наше "знание" о реальности не

удовлетворяет.

Каждое направление в искусстве стремится изобразить

реальность такой, какой оно его видит. "Я так вижу" - говорит

абстракционист, и возразить ему нечего. При этом то, что

называют Р. в третьем значении, очень часто не является Р. во

втором значении. Например: "Он подумал, что лучше всего будет

уйти". Это самая обычная "реалистическая" фраза. Но она исходит

из условной и нереалистической установки, что один человек

может знать, что подумал другой.

Но почему же в таком случае вся вторая половина ХIХ в.

сама называла себя реализмом? Потому что, говоря "Р. и

реалисты", употребляли второе значение термина Р. как синоним

словам "материализм" и "позитивизм" (в ХIХ в. эти слова еще

были синонимами).

Когда Писарев называет людей типа Базарова реалистами (так

озаглавлена его статья, посвященная "Отцам и детям", -

"Реалисты"), то, во-первых, это не значит, что Тургенев - это

писатель-реалист, это означает, что люди склада Базарова

исповедовали материализм и занимались естественными,

позитивными науками (реальными - отсюда понятие ХIХ в.

"реальное образование", то есть естественнонаучное, в

противоположность "классическому", то есть гуманитарному).

Когда Достоевский писал: "Меня называют психологом -

неправда, я - реалист в высшем смысле, то есть изображаю

глубины души человеческой", то он подразумевал, что не хочет

ничего общего иметь с эмпирической, "бездушной", позитивистской

психологией ХIХ в. То есть здесь опять-таки термин Р.

употребляется в психологическом значении, а не в

художественном. (Можно сказать, что Достоевский был реалистом в

первом значении, средневековом; для того чтобы написать:

"Красота спасет мир", надо как минимум допускать, что такая

универсалия реально существует.)

Р. в художественном значении противопоставлен, с одной

стороны, романтизму, а с другой - модернизму. Чешский

культуролог Дмитрий Чижевский показал, что начиная с

Возрождения великие художественные стили чередуются в Европе

через один. То есть барокко отрицает Ренессанс и отрицается

классицизмом. Классицизм отрицается романтизмом, романтизм -

реализмом. Таким образом, Ренессанс, классицизм, реализм, с

одной стороны, барокко, романтизм и модернизм - с другой

сближаются между собой. Но здесь, в этой стройной "парадигме"

Чижевского есть одна серьезная неувязка. Почему первые три

стиля живут примерно по 150 лет каждый, а последние три только

по пятьдесят? Тут очевидная, как любил писать Л. Н. Гумилев,

"аберрация близости". Если бы Чижевский не был заворожен

понятием Р., он увидел бы, что с начала ХIХ века и до середины

ХХ века существует в каком-то смысле одно направление, назовем

его Романтизмом с большой буквы, - направление, по своему

150-летнему периоду сопоставимое с Ренессансом, барокко и

классицизмом. Можно называть Р. в третьем значении, например,

поздним романтизмом, а модернизм - постромантизмом. Это будет

гораздо менее противоречивым, чем Р. Так переписывается история

культуры.

Однако если термин Р. все же употребляется, значит, он все

же что-то означает. Если принять, что литература отображает не

реальность, а прежде всего обыденный язык (см. философия

вымысла), то Р. - это та литература, которая пользуется

языком средней нормы. Так, когда спрашивают про роман или

фильм, является ли он реалистическим, то подразумевают, сделан

ли он просто и понятно, доступно для восприятия среднего

носителя языка или он полон непонятных и, с точки зрения

читателя-обывателя, ненужных "изысков" литературного

модернизма: "приемов выразительности", кадров с двойной

экспозицией, сложных синтаксических построений - в общем,

активного стилистического художественного наполнения (см.

принципы прозы ХХ в., модернизм, неомифологизм).

В этом смысле никоим образом нельзя назвать реалистами

Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и Чехова,

которые не подчинялись средней языковой норме, а, скорее,

формировали новую. Даже роман Н. Г. Чернышевского нельзя

назвать реалистическим, скорее это авангардное искусство

(см.). Но в каком-то смысле можно назвать реалистом именно И.

С. Тургенева, искусство которого состояло в том, что он владел

средней языковой нормой в совершенстве. Но это исключение, а не

правило, что такой писатель, тем не менее, не забыт. Хотя,

строго говоря, по своим художественно-идеологическим установкам

Тургенев был типичным романтиком. Его Базаров - это

романтический герой, так же как Печорин и Онегин (налицо чисто

и с романтическая коллизия: эгоцентрический герой и толпа, все

остальные).

 

Лит.:

 

Якобсон Р.О. О художественном реализме // Якобсон Р. О.

Работы по поэтике. - М., 1987.

Лотман Ю.И., Цивъян Ю.Г. Диалог с экраном. - Таллинн,

1994.

Руднев В. Культура и реализм // Даугава,,1992. - No 6.

Руднев В. Морфология реальности: Исследование по

"философии текста". - М., 1996.

 

РЕАЛЬНОСТЬ

 

 

(от лат. res, realia - дело, вещи) - в традиционном

естественнонаучном понимании совокупность всего материальвого

вокруг нас, окружающий мир, воспринимаемый нашими органами

чувств и независимый от нашего сознания.

В ХХ в. такое понимание Р. не проходит даже с

естественнонаучной точки зрения. В квантовой механике

элементарные частицы не наблюдаются непосредственно органами

чувств и в определенном смысле зависят от нашего сознания (см.

принцип дополнительности). Материальность элементарных

частиц тоже не является традиционной, так как они не имеют

массы покоя. Но, тем не менее, они суть элементы Р.

В любом языке любое слово проявляет свое значение в

сопоставлении со словом, имеющим противоположное значение (ср.

бинарные оппозиции). Антиномиями слова Р. являются понятия


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты