КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализа и их критика Мертоном(работа "Явные и латентные функции", с.386-399) Разработку парадигмы функционального анализа Мертон начинает с выявления имплицитно присутствующих в существующих функциональных теориях трех сомнительных постулатов. "Главным образом в антропологии, но не только в ней, функциональные аналитики повсеместно применяли три взаимосвязанных постулата, которые, как мы постараемся показать, оказались спорными и ненужными для функциональной теории" [1, с.386]. Это: (1) Постулат функционального единства общества. (2) Постулат универсального функционализма. (3) Постулат необходимости. 1. ПОСТУЛАТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА ОБЩЕСТВА СУТЬ: все существующие социальные явления вносят положительный вклад в социальную систему в целом (являются функциональными для общества в целом); "стандартизированные социальные деятельности или же элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы" [1, с.386]. ОЦЕНКА MEPTOHA: этот постулат может быть весьма полезен в социальной антропологии (для изучения дописьменных обществ), но не может быть перенесен на крупные общества, имеющие более сложную структуру. Этот постулат: (1) часто противоречит фактам; (2) имеет низкую эвристическую ценность, так как "отвлекает внимание аналитика от возможных, в корне отличных последствий данного социального явления... для различных социальных групп и для индивидуальных членов этих групп" [1, с.389]. Вместо спорного постулирования функциональной интеграции всего сообщества необходимо сосредоточиться на эмпирическом определении интеграции как общества в целом, так и различных его структурных единиц. "Вопрос о том, выполняют ли элементы культуры функции для общества, рассматриваемого в качестве некоторой системы, равно как и для всех членов этого общества, по-видимому, скорее представляет собой эмпирический вопрос фактов, чем аксиому..."[1, с.387]. "...Степень интеграции является эмпирической переменной, изменяющейся во времени в одном и том же обществе и являющейся различной в разных обществах. То, что все человеческие общества должны иметь некоторую степень интеграции, есть вопрос определения и постулируется нами в качестве истинного положения. Но не все они имеют ту высокую степень интеграции, при которой каждая культурно-стандартизированная деятельность или убеждение являются функциональными для людей, живущих в нем" [1, с.388]. "В одном и том же обществе социальные обычаи или чувства могут быть функциональными для одних групп и дисфункциональными для других" [там же]. "Вопрос о единстве в обществе в целом не может решаться априорно. Это вопрос фактов, а не мнений. К основным положениям теории функционального анализа следует отнести требование определения социальных единиц, для которых данное социальное или культурное явление оказывается функциональным. В ней должна быть специально предусмотрена возможность того, что некоторое социальное явление может иметь различные последствия, функциональные и дисфункциональные, для индивидов, подгрупп и для более широкой социальной структуры и культуры" [1, с.392]. Необходимо сосредоточиться на многообразии типов, форм, уровней социальной интеграции и их значении для различных сегментов социальных систем. Основные вопросы: • разные уровни интеграции; • разные типы интеграции; • степени интеграции в разных сегментах; • процессы, приводящие к разным уровням и типам интеграции; и т. п. 2. ПОСТУЛАТ УНИВЕРСАЛЬНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА СУТЬ: "все... социальные и культурные элементы выполняют социальные функции" [1, с. 386]; = все стандартизированные социальные и культурные формы имеют позитивные функции. В основе этого тезиса лежит тавтология: • система существует; • явление Х= ее часть; Следовательно, X имеет положительное значение для сохранения системы. ОЦЕНКА МЕРТОНА: "Этот принцип универсального функционализма может иметь и может не иметь эвристического значения; это еще следует выяснить" [1, с.392]. Функции приписываются не исходя из исследования, а исходя из априорного постулата; при этом приписываются фактически разные типы функций. Помимо того, что отдельные явления могут выполнять функции, они могут вызывать и дисфункции либо отдельных частей, либо всей системы в целом. I Необходимо изучать не только положительные, но и отрицательные последствия явления для системы. I Необходимо подведение общего баланса воздействий, оказываемых явлениями друг на друга и на более широкие системы. "Вопрос о том, являются ли последствия того или иного культурного явления функциональными, решается не априорно, а в процессе исследования. Более плодотворным методологическим принципом можно было бы считать некоторую предварительную гипотезу, согласно которой устойчивые культурные формы имеют чистый баланс функциональных последствий или для общества, рассматриваемого как единое целое, или для подгрупп, достаточно сильных, чтобы сохранить эти формы нетронутыми, путем прямого принуждения или же опосредованно с помощью убеждения" [1, с. 394]. 3. ПОСТУЛАТ НЕОБХОДИМОСТИ СУТЬ: социальные (культурные) элементы являются необходимыми (незаменимыми) для существования и сохранения системы. ОЦЕНКА МЕРТОНА: в постулате заложена двусмысленность: что именно необходимо — само явление или выполняемая им функция? Поэтому постулат разделяется Мертоном на два утверждения: (1) предположение существования определенных функций, незаменимых для сохранения общества (группы, индивида); (2) предположение, что определенные культурные или социальные формы являются необходимыми (= незаменимыми) для выполнения этих функций. (1) С первым предположением Мертон предварительно соглашается: да, вероятно, существуют определенные функциональные потребности системы. Но с одной оговоркой: для каждого вида систем функциональные потребности должны устанавливаться эмпирически. Этот момент концептуализируется Мертоном следующим образом: "функциональные предпосылки" системы — "предварительные условия, функционально необходимые" для общества (группы и т. д.). (2) Со вторым предположением Мертон не согласен, так как оно противоречит фактам. Это предположение отвлекает от того, "что одни и те же функции, необходимые для существования групп, выполнялись... различными социальными структурами и культурными формами" [1, с.396]. Кроме того, элементы возникают не для того, чтобы удовлетворять потребности системы (как предполагается данным постулатом): процессы, порождающие ту или иную структуру, не зависят от того, какую функцию та будет выполнять в будущем. Исходя из этого, Мертон формулирует основную теорему функционального анализа и вводит понятие "функциональных альтернатив".
|