Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Скульптура. Во второй половине XIX в




Читайте также:
  1. АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО
  2. Классический тип храма дорического стиля. Храм Зевса в Олимпии. Скульптура храма. Композиционное решение фронтонов
  3. Раннехристианская скульптура
  4. Скульптура
  5. Скульптура
  6. Скульптура
  7. Скульптура
  8. СКУЛЬПТУРА
  9. Скульптура Древней Греции, ее периодизация и жанры. Скульптура греческой классики (Фидий, Мирон, Поликлет).

Во второй половине XIX в. скульптура переживала кризис. Действительно смелых идей не мог предложить практически никто из русских скульпторов.

Они обратились к сюжетности, исторической и бытовой иллюстративности. Скульптурные работы этого периода перегружены подробностями. Характерный пример – памятник «Тысячелетие России» в Новгороде М.О. Микешина. Отказавшись от монументальности, скульпторы добивались больших успехов – памятник А.С. Пушкину в Москве А.М. Опекушина.

К концу века все явственнее становится отторжение скульптуры от архитектуры, что способствовало возрастанию роли станковой скульптуры, которая в значительной степени находилась под влиянием современной ей живописи. Эта тенденция ярко проявилась в творчестве близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего серию скульптур на национальные, исторические и библейские темы («Иван Грозный», «Ермак», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый», «Христос перед судом народа»).

Архитектура

Внедрение во второй половине XIX в. в архитектуру достижений промышленного прогресса способствовало ее интенсивному развитию, совершенствованию строительной техники, росту профессионального уровня архитекторов. Постройки стали более функциональны, преобладало строительство общественных и административных зданий, появились их новые типы: железнодорожные вокзалы, фабричные и заводские корпуса, большие крытые торговые помещения, доходные дома, банки. Развитие частного предпринимательства вызвало значительные изменения в облике крупных городов, характерными чертами которых стали хаотичность застройки, несогласованность в масштабах сооружений, контраст между пышным центром и убогими окраинами.

Господствующим стилевым направлением была эклектика (смешение стилей). Наиболее популярной разновидностью эклектики в архитектуре стал псевдорусский стиль, возникновение которого связано с увлечением древнерусским зодчеством, народным декоративным искусством, резьбой, вышивкой. К числу наиболее известных построек этого стиля относятся: имитирующий деревянную крестьянскую избу с резным крыльцом «Теремок» в подмосковном Абрамцево (архитектор И. П. Петров, более известный под псевдонимом Ропет); здания Исторического музея (В.О. Шервуд и А. А. Семенов), Городской думы (Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (А.Н. Померанцев) в Москве.



Театр

Театральная жизнь во второй половине XIX в. отразила процессы, происходившие в обществе, привлекала внимание к животрепещущим процессам современности.

Популярность театра в широких кругах различных слоев населения возрастала, улучшалось профессиональное образование актеров, увеличивалось количество театральных трупп.

Основными центрами театральной культуры оставались Малый театр в Москве и Александринский театр в Петербурге, но уже в 1860-е гг. в провинции действовало более ста театров. В 1882 г. была отменена монополия казенных театров, и из любительских трупп стали возникать известные театральные коллективы. В 1890-х гг. широкое распространение получили народные театры.

Огромное влияние на драматическое искусство второй половины XIX в. оказал А.Н. Островский, создавший около 50 пьес, в числе которых «Гроза», «Бесприданница», «Лес», «Доходное место», «Бедность не порок» и т.д. Содержание пьес Островского совпадало с настроениями передовых людей того времени, и постановки пользовались огромным успехом. Главное место драмы этого автора занимали на сцене Малого театра, который стали называть «домом Островского». Под влиянием его драматургии там сложилась непревзойденная школа сценического реализма, взошла звезда не одного талантливого актера (П.М. и М.П. Садовские, П.В. Васильев, Н.Х. Рыбаков, П.А. Стрепетова, А.Е. Мартынов и др.) В 1870-е гг. на драматической сцене заблистал талант М.Н. Ермоловой, впервые проявившийся также в пьесах А.Н. Островского.



Помимо драм Островского популярны были в русских театрах сочинения Н.В. Гоголя, А.В. Сухово-Кобылина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.К. Толстого, в конце века начали ставиться пьесы А.П. Чехова. Переводились на русский язык и В. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, Ж.-Б. Расин, Ф. Лопе де Вега, К. Гольдони и т.д.

Музыка

Вторая половина XIX в. – время расцвета русской музыкальной культуры. В музыкальном искусстве заметно возросло влияние национальных народных мелодий. Развитие музыкальной критики (В.В. Стасов) способствовало популяризации произведений русских композиторов, демократизации музыкальной культуры. Значительное развитие получило музыкальное образование. В 1859 г. известный композитор, пианист и дирижер А. Г. Рубинштейн создал в Петербурге «Русское музыкальное общество», отделения которого возникли во многих городах. В 1862 г. на базе «Музыкального общества» была основана первая в России консерватория. По инициативе пианиста и дирижера Я. Г. Рубинштейна (брат А. Г. Рубинштейна) в 1866 г. была открыта Московская консерватория. Композитор М.А. Балакирев и дирижер Г.Я. Ломакин стали основателями массового музыкального образования в России, в организованную ими в Петербурге в 1862 г. бесплатную музыкальную школу принимали всех желающих.



Во второй половине XIX в. в России появилась целая плеяда талантливых музыкантов, но особое место принадлежит творческому объединению русских композиторов, известному как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок» или, по образному выражению В. В. Стасова, «Могучая кучка». Этот кружок сформировался в конце 50-х – начале 60-х гг., в него входили замечательные композиторы М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков, создавшие выдающиеся шедевры симфонической, оперной, инструментальной музыки. Но значение этого содружества не ограничивается созданными его коллективом музыкальными произведениями. Композиторы «Могучей кучки» изучали и популяризировали отечественную народную музыку, использовали ее в своем творчестве, внесли неоценимый вклад в развитие национальных традиций в русской музыкальной культуре. Их деятельность в значительной степени определила направление дальнейшего развития русского музыкального искусства. Творчество композиторов «Могучей кучки» тесно связано с историей народа, отражает его жизнь. Восставший народ стал главным действующим лицом опер Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина». В операх «Шахерезада» Римского-Корсакова и «Князь Игорь» Бородина, в сочинениях М.А. Балакирева «Еврейская мелодия», «Грузинская песня», «Тамара» использованы мелодические традиции разных народов Российской империи.

Величайшим композитором эпохи стал П. И. Чайковский, создавший новый тип оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта»), выдающиеся образцы балетной («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»), симфонической и камерной музыки (более ста романсов). Творчество Чайковского, много почерпнувшего из народной музыки, проникнуто глубоким лиризмом и тонким психологизмом.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 7; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты