КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве второй половины XVIII вВ изобразительном искусстве второй половины XVIII в. так же, как и в архитектуре, спорили пышность барокко и строгие рамки классицизма. Но множество талантливых мастеров этого периода творчески переосмыслили художественные каноны и правила, создавая свои произведения. Наивысшего расцвета в российской живописи достигло портретное искусство. А.П. Антропов писал фрески и иконы, а также знаменитые коронационные портреты Петра III и Екатерины II. Его ученик, Д.Г. Левицкий, прославился портретами «смолянок» (воспитанниц Смольного института), портретами Д. Дидро и Н И. Новикова. Особо стоит выделить крепостного художника И.П. Аргунова, среди работ которого известнейшим является «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье». Крупнейшим портретистом второй половины столетия можно назвать Ф.С. Рокотова – мастера интимного портрета, передающего тончайшие оттенки характера («Портрет А.П. Сумарокова»). Блестящие парадные и камерные портреты принадлежат кисти В.Л. Боровиковского, но миниатюрные «домашние» полотна принесли ему наибольшую известность («Портрет М.И. Лопухиной»). Наряду с портретной живописью развивалась и пейзажная (С.Ф. Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М. Иванов) и натюрмортная (Г.Н. Теплов, П.Г. Богомолов) живопись. В акварелях И. Ерменова и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. В этой технике созданы станковые портреты и батальные композиции. Было учреждено мозаичное отделение при Петербургской Академии художеств, которое делало мозаики для Исаакиевского собора. Во второй половине столетия складывается академическая школа русской скульптуры, характеризующаяся господством классицизма (памятник Суворову М.И. Козловского). Ф.И. Шубин создал первый русский реалистический скульптурный портрет: бюсты М.В. Ломоносова, Екатерины II, Павла I, А.М. Голицына, М.Р. Паниной. Памятник Петру I – «Медный всадник» был создан французским скульптором А. Фальконе при участии его ученицы М.А. Колло. В конце столетия, с покупкой Екатериной II ряда частных европейских коллекций, в Эрмитаже начала формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира.
Театр Во второй половине XVIII в. театр приобрел в России огромную популярность. В это время появились первые профессионально-художественные училища, в том числе Балетная школа при Московском воспитательном доме (1773 г.) и Музыкальные классы Академии художеств (1764 г.). Профессиональный театр выходит на первый план. Ведущим драматическим театром с 1756 г. стал созданный на базе театра Ф. Волкова Российский театр для представления трагедий и комедий в Петербурге (будущий Александринский). В 1779 г. известный русский актер И.А. Дмитриевский открыл в Петербурге на Царицыном лугу (Марсовом поле) частный театр. Здесь впервые поставлены пьесы Фонвизина. В 1776 г. впервые были утверждены постоянные штаты балетной труппы. В 1780 г. в Москве открыт Петровский театр, в котором помимо драматических спектаклей осуществлялись оперные и балетные постановки. Практически в каждом зажиточном имении в это время был театр, составленный из крепостных. Среди крепостных театров наибольшей популярностью пользовался театр Шереметевых, прославившийся искусством драматической актрисы и певицы П.И. Жемчуговой (Ковалевой), и балерины Т.В. Гранатовой (Шлыковой). Многие крепостные актеры получили специальную подготовку. Крепостной театр из любительского стал превращаться в профессиональный и впоследствии стал основой русской провинциальной сцены.
Музыка Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться национальная композиторская школа. Многие первые отечественные композиторы (Е.И. Фомин, М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский) учились у итальянцев. Им удалось совместить европейский музыкальный опыт с национальными традициями. Наибольшее развитие получила светская профессиональная музыка, что привело к формированию новых жанров. Появились бытовая опера – М.М. Соколовский «Мельник-колдун, обманщик и сват», песенная опера на национальные русские сюжеты – Е.И. Фомин «Новгородский богатырь Боеслаевич», «Ямщики на подставе», романс О.А. Козловского – «Российские песни».
|