КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уникальные качества архитектуры Санта Марии дель ФьореСобор Санта Мария дель Фьоре поднимается в самом центре древнего города и по размерам уступает лишь собору Святого Петра в Риме, но купол Флорентийского собора уже никогда не уступит своего уникального значения для истории развития архитектуры. Купол, а не сам собор является уникальным творением Ф. Брунелески по двум статьям: первое – новаторство - само появление купола, что возвестило конец средневековой архитектуры и рождение новой эпохи Возрождения; второе - новаторское открытие строения купола. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал зримым рубежом, отделившим архитектуру средневековья от архитектуры новой эпохи – эпохи Возрождения. Рождение уникального купола сопровождалось рождением новой технологии его возведения «без подмостей и громоздких лесов». Технология возведения купола заключалась в необходимости перекрыть пролет огромных размеров (диаметр купола у основания составляет около 42 метров) и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Эта конструкция значительно превосходит все предыдущие постройки античности и средневековья. Брунеллески максимально облегчил вес купола и уменьшил силы распора, действующего на стены барабана. Облегчение веса свода было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, из которых она состоит. Одна оболочка более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя для покрытия от защиты атмосферных осадков. Идея постройки двухслойного каркаса, укрепленного ребрами — это инженерное решение по расчленению несущих и ограждающих конструкций, которое всегда считалось плодом технического гения Брунеллески. Жесткость конструкции обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных между собой опоясывающими их каменными кольцами. Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения было дополнено характерным для готики приемом — приданием своду стрельчатого очертания. Брунеллески как конструктор нашел правильный изгиб ребер - стрелу свода в 60 градусов, которая обладает наибольшей прочностью.Вторая техническая находка — способ кладки, когда кирпичи располагаются не горизонтально, а с наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола — своды росли равномерно (восемь синхронных групп каменщиков) и равновесие не нарушалось. Кроме того — в каждой лопасти свода ряды кирпичей образуют не прямую, а слегка вогнутую, провисающую линию, не дающую разломов. Кирпич для строительства купола использовали очень высокого качества. Гигантский купол возводился без контрфорсов и без лесов, Брунеллески для технологической поддержки своего решения изобрел ряд машин и подъемных механизмов, необходимых для подъема строительных материалов и конструкций на большую высоту. Строился собор шесть веков при участии как минимум шести архитекторов.
|