КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформа русского стихосложения В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова.– именно она отделяет середину века от Петровской эпохи. Необходимо рассмотреть три главных вопроса:
Тредиаковский считал, что русский язык не вполне соответствует силлабике. На самом деле это не так. Силлабика развивалась (т.е. она органично вписывалась в систему), её возможности ещё не были исчерпаны (поэтому Кантемир отвергал реформу Тредиаковского). Так зачем же была реформа? М.Л. Гаспаров (крупнейший языковед 2-ой половины ХХ в.), «Из истории русского стиха». Подошёл к реформе, исходя из системы парных оппозиций. Силлабика не так чётко разграничивала поэзию и прозу. - досиллабический стих (молитвы) – отличался только рифмой; - силлабический стих = рифма + одинаковое число слогов; - силлабо-тонический стих = рифма + одинаковое число слогов + правильное чередование ударных и безударных. Как видно, увеличивается количество ДП. Силлабо-тоника сменила силлабику лишь потому, что больше отличала поэзию от прозы.
Ход реформы. Тредиаковский «Новый и краткий способ сложения стихов русских», 1735 г. Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства». Сумароков «О стопосложении», «О стихотворстве камчадалов». Все трое считали реформу только своей заслугой. На самом деле их роль одинакова.
Тредиаковский. - нужно учитывать законы языка - нужно сохранить ведущие размеры (одиннадцати- и тринадцатисложники). Тринадцатисложник – 7стопный хорей с цезурой после 4-ой стопы. Короткие стихи считал возможным не реформировать. Указал на необходимость реформы, но был за сохранение традиций. «Плюсы»: - ясно указал на необходимость реформы; - ввёл понятие стопа («нога»); - основные размеры; - осторожность, неторопливость. «Минусы»: - половинчатость; - считал, что хорей лучше ямба; - полагал, что в хорее можно писать ямбическими стопами (и наоборот).
Ломоносов. Трактат Тредиаковского ему не понравился. «О правилах российского стихотворства» – письмо Шумахеру (другой вариант реформы, радикальный). Считает, что нужно силлабо-тонические размеры перенести в русскую силлабику. Основные черты: - дактиль, амфибрахий, хорей, ямб – основные размеры; - нужно реформировать все стихи; - предпочтение ямбу. В 40-ые годы Ломоносов начинает восприниматься как лучший поэт. «Минус»: отрицал возможность смешения стоп (нельзя также использовать спондей и пиррихий) – но это бесперспективняк, т.к. слова русского языка 2-3-х сложные, поэтому очень сложно писать чистыми стопами (т.к. в слове не может быть 2 ударения).
|