КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М.М.Херасков и поэты кружка Хераскова.Херасков. Относились без всякого интереса. Создал историческую эпопею, которая, в отличие от «Тилемахиды», была востребована – «Россиаду». Она описывает взятие Казани Иваном Грозным. В основе – «Казанская история». Она стала высшей точкой развития русского классицизма. Написана согласно канонам классицизма. Херасков показывает свой идеал монархии: его царь – не бесконтрольный самодур-самодержец, а лишь первый среди равных, лишь вождь среди дворян, и только дворянские доблести и дворянская инициатива делают его политику плодотворной. В то же время «Россиада» - это поэма о современной автору проблематике, изображавшая борьбу России с магометанским государством. Пропаганда христианства пронизывает поэму. Его лирика – прежде всего нравоучительная, «философическая лирика». Чины и деньги – две силы, враждебные Хераскову. Херасков на все лады прославляет моральный идеал независимого дворянского интеллигента, презирающего деньги, чины, власть, целиком посвятившего себя служению искусству, науке, культуре, нравственности. «Плоды наук» - поэма, прославляющая пользу просвещения. (сборник «Новые оды» - 1762) 1758г. «Венецианская монахиня». В ней проблема монашества – на первом месте, хотя поставлена она несколько приглушенно. Сюжет трагедии построен на том, что невеста героя в его отсутствие вступила в монастырь. Он вернулся и хочет взять ее оттуда. Но закон монашества жесток. В конце они оба умирают. Либеральные и в частности антицерковные идеи Хераскова с наибольшей полнотой выразились в изданном им в 1768 г. политическом романе «Нума Помпилий». Это небольшая книга, написанная приподнятым поэтизированным языком, хотя и в прозе. Книга содержит публицистические речи и размышления автора в форме диалогов героев, сопровожденные несколькими примерами благоразумных действий Нумы.
Писал в разных жанрах: стихотворения, комедии, трагедии, драмы («слезные комедии»). Пьеса «Безбожник» - сначала являлась комедией, потом стала драмой. Выдающийся прозаик. Политические романы. Гармоничный цветущий мир Ломоносова нашел отражение в стихах Хераскова.
Петров. Характерны контрасты, нет ровного стиля. Считался последователем Ломоносова, однако на него совсем не похож. Можно сделать вывод, что не было школ Ломоносова и Сумарокова, а просто была поэзия. Перевел поэму Джона Мильтона «Потерянный рай».
Ржевский. Был забыт уже при жизни. Интересен экспериментами (главное – игра и необычность). Омонимичные рифмы, стихи, которые можно прочесть задом наперед, акростих. Майков. Многим уступает в таланте. В поэзии – дворянский либерализм. Считал себя последователем Сумарокова. Наиболее талантливые произведения Майкова — его комические поэмы («Игрок Ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх», 1771), басни и сказки, которые по содержанию и духу соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой, переводной и заимствованной, но отчасти и оригинальной, зародившеюся у нас в XVII в. Героем поэмы «Елисей» является ямщик, которого Вакх, раздраженный на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения. Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая по временам те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII—XVIII вв. Бесстыдство описания заслоняет основную сатирическую струю поэмы. Поэма «Елисей, или раздраженный вакх» (1771). Соединяет сразу два начала: высмеивается жизнь богов, низкое описывается высоким стилем. Откровенно комический характер. Действующие лица- ямщики, проститутки, купцы и т.п.
Богданович. Оказал очень сильное влияние на русскую литературу. Около 1775 г. сочинил вольную повесть в стихах — «Душеньку», подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея («Любовь Психеи и Купидона» (1669). «Душенька» была напечатана в первый раз в 1783 в Санкт-Петербурге и до 1841 г. выдержала 15 изданий — последнее в 1887 г. Сочинение это доставило Богдановичу известность и обратило на него внимание Екатерины II. По её поручению он написал для Эрмитажного театра «Радость Душеньки» (1786 г.), «Славяне» (1787 год) — пьесы, не имевшие успеха.
«Душенька». Берется античный сюжет и описывается низким стилем. Но это именно казалось бы низкий стиль. На самом деле это средний стиль. Происходит стирание стилевой границы. Есть ироническое, но не комические эпизоды. Стиль нейтральный, лёгкий, иронический, способен передать нормальную среднюю жизнь. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении».
|