Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Русская философия в XX в.




Судьба русской философии в XX в. оказалась во многом драматичной и даже трагичной, тесно связанной с перипетиями русских революций 1905 и 1917 гг. В 1922 г. большая группа русских интеллигентов, среди которых находились философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, И.И.Лапшин, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, была выслана за границу. Многие философы, подобно отцу Павлу Флоренскому, погибли в тюремных застенках. Покинувшие пределы России философы занимались в основном разработкой философско-религиозной проблематики. Что же касается философов Советской России, то они работали преимущественно в марксистско-ленинской традиции.

В рамках данного учебника нет возможности дать достаточно подробную характеристику творчества многочисленных представителей русской философии XX в. Мы сделаем исключение для двух выдающихся философов, Н.А.Бердяева и А.Ф.Лосева. Н.А.Бердяев является, пожалуй, наиболее известным из всех русских философов XX в., проживавших вне России. А.Ф.Лосев — наиболее крупная философская фигура внутрироссийского масштаба.

Философия Николая Александровича Бердяева глубоко экзистенциальна, ярко персоналистична. Центральной темой философии Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, божественного "ничто". Бердяев следует концепции немецкого мистка Майстера Экхарта, который проводил различие между божеством и Богом. Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Этот принцип — "ничто", принцип свободы. Свобода не может корениться в чем-то уже определившемся, в


бытийном, она содержится в "ничто". Сотворение мира Б гом — вторичный по отношению к "ничто" факт. Бог помога ет воле стать добром, но он не в состоянии контролировать "ничто", принцип свободы. Бог свободен в своих действиях Сво боден в своих действиях и человек. Бог творит, творит и чело" век. В своей подлинной свободе человек божественен Бог и че" ловек есть Дух. Бог вполне реально присутствует' в жизни людей высокой духовной силы, в добродетельной творческой лея тельности человека. Ясно, что философ с таким мировоззоени" ем не мог не быть противником тоталитарных режимов лжи зла, насилия и террора. Бердяев, которого, случалось коити' ковали за романтизм и обилие далеко идущих и представляй шихся утопичными идей, убежден, что человек, будучи по пои" роде своей существом свободным и творческим, преобразует мир именно в соответствии с принципами свободы и твоочест ва. Всеобщее воскресение достигается не в революциях не в трх нике, а в божественной духовной жизни.

Алексей Федорович Лосев соединил в своей системе три Ли
лософские составляющие: феноменологию, диалектику и симво"
лизм. По Лосеву, самым благодатным объектом философского аня
лиза и конструирования является не понятие а эйло
пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не "схвя'
тывает" сущность живой конкретности, это под силу только чй
досу, что впервые было постулировано в феноменологии гуссрп"
ля. Однако мир состоит не из неподвижных эйдосов он напштр«
движениями, диалектикой. В соответствии с этим истинная А
лософия неминуемо приобретает конструктивно-диалектически
характер. Но Лосев в отличие от Гегеля использует диалектиче
скии метод для конструирования не только понятийного но и
эйдетического ряда. Движение, изменение эйдоса приводит к его
инобытию, существованию в ином, а это есть символ Диалекти
ческая феноменология оказывается символизмом В качестве
сфер бытования символов Лосев рассматривает язык мисЬ
лигию, искусство и философию. С неподражаемым мастерством
использует Лосев созданный им метод - его можно назвать
диалектико-феноменологическим или символическим методом -
для анализа античной и возрожденческой эстетики Особое вни
мание уделяет Лосев неоплатонизму, в том числе тому его ватт"
анту, который фактически составляет философскую основу пш
вославия. Лосеву удалось создать весьма своеобразную
философскую систему, достоинства которой изучены пока hp™,
таточно. недос-



Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты