КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о терпении в бедствиях и о пользе искушений (1-1-18)Иаков приветствует христиан из иудеев, находившихся в рассеянии, и желает, чтобы они с радостью принимали различные искушения, потому что терпеливое перенесение бедствий ведет к совершенству (1,1-4). Недостаток терпения указывает на недостаток мудрости, которой и нужно просить у Бога с верою, без всякого сомнения (5-8). И не только радоваться в бедствиях предлагает апостол христианам, но и хвалиться унижением, а постигающие искушения переносить с терпением, потому что они ведут к обещанному концу жизни (9-12). Впрочем, тут же апостол научает различать искушения об Бога и искушения от собственной плоти. Искушения от плоти ведут к греху. От Бога же, как Отца светов, зло не может исходить, а только благо. И одно из таких благ есть возрождение нас словом истины (13-18). Апостол называет себя рабом Бога и Отца и Господа Иисуса Христа, показывая тем, что для него, как для всех апостолов, самая высшая честь служения Богу и Его Сыну. Желание радоваться, обычное древним народам (1 Маккав. 10,18,25; 15,16; Деян. 23,26) и принятое апостолами (Деян. 15,23; ср. приветствия апостола Павла), особенно прилично было христианам, подвергшимся различным искушениям: «С великой радостью принимайте различные искушения» Искушения прежде всего скорби, гонения (Мф. 13,21; Лк. 8,13), так как только перенесение таких искушений может быть причиною блаженства и величайшей радости верующих (Мф. 5,11,12); потом и искушения в собственном смысле (Мф. 6,13), т.е. происходящие от диавола; потому что за таким искушением следует облегчение (1 Кор. 10,13) и вера приобретает крепость (собственно, испытанность: 1 Пет. 1,6,7), делающую терпеливым и через то приводящую его к совершенству. «Терпение же должно иметь совершенное действие» (1,4). Терпение разумеется не тупое, стоическое равнодушие к постигающим бедствия, проистекающее из сознания, что мы ни своим ропотом, ни своим противодействием нисколько не можем изменить своего положения и отвратить несчастия; но терпение, проникнутое совершенною покорностью воле Божией и уверенностью, что наши бедствия и лишения посылаются нам Богом, Который, как Отец, не допустит нас страдать свыше наших сил, но с искушением даст облегчение, чтобы мы могли перенести испытание (1 Кор. 10,13). Такое терпение, по апостолу, имеет совершенное, или, вернее, усовершающее действие, делает людей совершенными, как бы полными, всецелыми: «чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Тот, кто терпеливо переносит страдания и лишения, представляет себя выше бедствий и не имеющии ни в чем недостатка: бедствия его не поражают, лишения ничего не отнимают; он цел, неуязвим, а потому и совершен. «Если же у кого из вас не хватает мудрости, да просит у Бога» (1,5). Премудрость, о которой здесь речь, по мнению толкователей, есть вообще уменье, искусство располагать свою деятельность в трудных обстоятельствах жизни. Ее подает просящим Бог (Исаии 11,2,3) обильно и охотно, без упреков, т.е., в затруднительных обстоятельствах жизни верующий найдет в молитве ободрение, утешение и как бы указание от всеблагого Промысла, как поступить в данном случае. Но только он должен просить с твердою верою, без всякого колебания (стих 6). «Бог несть искуситель злым». Апостол научает строго различать искушения, которым подвергается человек. Некоторые, увлекаясь своими страстями и впадая в согрешения, считают, таким образом, Бога виновником своего греха. Апостол говорит, что Бог как Сам не искушал злом, не может грешить, так и ничего не искушает на зло, т.е. не посылает вовсе искушений человеку. Те же искушения, которые посылает Он (Быт. 22,1), суть только испытания к укреплению веры человека и утверждению в добродетели. В приведенных словах некоторые находят и тот смысл, что Бог не искушает злых людей, а предоставил их искушению от Диавола и от собственной похоти, как выражается ап. Павел: «предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим. 1,28).
|