КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изложение содержания 2-го послания ап. ПетраУвещание к строгому христианскому образу жизни (1,1-21).После приветствия к христианам, получившим равночестную с апостолами веру, апостол напоминает им о том, что дарованные им благодатные силы к достижению великих обетований должны быть употреблены к восхождению по лестнице христианских добродетелей (1,1-8). Без этого невозможно ни познание Иисуса Христа, ни достижение Царствия Его (9-11). Причину такого настойчивого напоминания о твердом стоянии в своем звании апостол указывает в своей близкой смерти (12-14). Он старается, чтобы они и после смерти сохраняли память о пришествии Христовом, в действительности которого он уверяет их, как очевидец славы Иисуса Христа (15-18), и указывает на пророчества о втором пришествии, к-рым нельзя не верить, как словам Духа Святого (19-21). Начертанная апостолом таблица добродетелей представляет собой 8ступенную лестницу усовершенствования христианина, возводящую его от веры к любви, которая, по апостолу Павлу, есть союз совершенства (Кол. 3,14; Кор. 13,13). Основанием, или началом, служит вера. С нею должны быть соединены добрые дела (Ик., 2,1). Для избежания опасностей, т.е. знание тайн Божиих и обязанностей христианина, без чего самая добродетель будет действием слепца. При знании необходимо воздержание, укрощение чувственных побуждений и, может быть, умеренность в самом знании (Рим. 11,3). Но еще более необходимо терпение постоянство в добродетели и стойкость в страдании. Плодом его будет благочестие, то есть направление мыслей и дел наших к Богу, как к Отцу и главной цели нашего существования. Отсюда братолюбие, т.е. любовь к близким по крови, по жизни, по вере и наконец, как высшая ступень любви к близким, любовь ко всем людям одного Отца небесного, без различия происхождения, веры, любви даже ко врагам. Свою проповедь о пришествии Иисуса Христа апостол отличает от проповеди тех, которые распространяли в народе нелепые басни о богах, каковы языческие поэты, и о Христе, каковы еретики (ср. 1,4; Тит. 1,10), особенно из числа обрезанных. Последние, желая преувеличить славу Мессии, сочинили бесконечные родословия, приписывали Иисусу Христу чудеса, к-рые он будто бы совершал в младенчестве и которые, по их мнению, должны доказать Его божественное величие. Доказать не так как он, действительный очевидец величия Христа во время Преображения. Он проповедует только то, что видел и слышал. Чудо преображения апостол избирает как ближе всего относящееся по своей славе ко второму пришествию Христову, о котором он проповедовал и проповедует ныне. Предостережение от лжеучителей (2,1-22).Указав важность пророчеств и истинное происхождение их от Духа Божия, апостол переходит к тем пророчествам и тем пророкам, которых нужно остерегаться. Всегда бывали и будут ложные пророки. Их признак – отвержение искупления, совершенного Иисусом Христом, побуждение к пророчеству – любостяжание, участь – вечная гибель (2, 1-3). Этой последней они не избегнут, как не избегли падшие ангелы, нечестивый первый мир и города Содом и Гоморра; между тем, как праведный Лот был спасен из среды обреченных погибели (4-9). Главные пороки этих людей: разврат, дерзость и злословие, повседневные удовольствия, любостяжание, подобное тому, какое сделало Валаама преступником воли Божией (10-16). Эти люди подобны безводным облакам; своим пустословием они увлекают неопытных в заблуждение, обещая им свободу и вместо того делая их рабами греха. И это рабство еще постыднее, чем рабство до крещения: оно подобно возвращению пса на свою блевотину или свиньи в прежнюю грязь (17-22). 2,5: Ной был по счету 10-й патриарх от сотворения мира; восьмым же он назывался не как проповедник правды, потому что мы не имеем права одних патриархов считать праведниками, других нет, а как восьмой в силе спасшихся от потопа. Это подтверждает и русский перевод: «в восьми душах сохранил семейство Ноя». Учение о 2-м пришествии Иисуса Христа, и заключительные увещания апостола (3, 1-18).Опасное заблуждение еретиков, разрушая начала нравственности, получило главным образом свою силу в безнаказанности, лжеучители нагло насмехались над напрасным, по-видимому, ожиданием скорого пришествия Христова, и возбуждали сомнение как в нем, так и в кончине мира. Апостол в своем завещании, обращаясь к здравому смыслу своих читателей, говорит, что появление таких именно лжеучителей было предсказано пророками и что остерегаться их заповедано Спасителем и апостолами (3,1-3). Опираясь на неизменяемость вещей, лжеучители забывают о начале мира и о предназначении его к погибели от воды и огня. Древний мир погиб от воды. Нынешний погибнет от огня (4-7). Это должно быть скоро. Если же и кажется, что Господь медлит, то это делается для спасения людей же. Пришествие Господне будет внезапно и страшно, а потому и ожидающие пришествия должны быть святыми, так как в обновленном мире живет только правда (8-11). В заключение апостол увещевает к достойной встрече Господа, ссылается на учение апостола Павла о том же пришествии, опровергает лжеучителей, искажающих это учение, желает читателям возрастать в благодати и познании. Послание он оканчивает прославлением Иисуса Христа (14-15). 3,15: «Возлюбленный наш брат Павел!» Такое название, служащее для многих поводом к отвержению самого второго послания, указывает на ближайшие мирные отношения между двумя великими апостолами. И потому предположение, что второе послание ап. Петр написал для поддержания своего достоинства, будто бы униженного заметкою апостола Павла о Петре (Гал. 2,11 и др.), оказывается вымыслом. Если бы Петр смотрел неблагоприятно на апостола Павла или считал его лжеапостолом, как стараются представить некоторые толкователи, то он не усомнился бы сказать об этом и в послании, как делают это апостолы в отношении к лжеучителям (Апок.11,2). 3,16: «Во всех своих посланиях», с уверенностью можно допустить, что ап. Петр разумеет здесь, по крайней мере послания Павла к малоазиатским церквам: к Ефесянам, Галатам, Колоссянам и хоть одно послание к Тимофею, как предстоятелю церкви Ефесской. Если же апостол здесь разумеет собственно учение апостола Павла о втором пришествии, то к перечисленным посланиям нужно присоединить и послания к Солунянам, в к-рых заключается это учение, и которые, по свидетельству самого Павла (Сол. 2,2), очень скоро подверглись подлогу и лжетолкованию. Эта заметка ап. Петра дает нам возможность увидеть, как внимательно следили апостолы за трудами великого апостола языков и как рано уже в первой Церкви собирали и сберегали все писания учеников Христовых.
|