КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова1. Николай I был третьим сыном Павла I. Со старшими братьями у него не сложились близкие отношения. Воспитатель Николая I готовил его к военной карьере, особенно он увлекался военно-инженерным делом, прусскими военными уставами. 2. Николай I отвергал идеи либерализма, конституцию, с пренебрежением относился к духовной стороне жизни. Это был милитарист, суровый и неприхотливый в быту. В людях и чиновниках больше всего ценил исполнительность и покорность. Понимал неизбежность реформ, но не решался отменить крепостное право, укреплял самодержавие, опираясь на армию и чиновничество, жестоко преследовал любую крамолу в России и за рубежом, за что получил прозвище «жандарм Европы». 3. После подавления восстания декабристов было создано III Отделение, которому поручались все политические дела и контроль за умонастроениями. Начальником III Отделения и шефом корпуса жандармов стал барон А. X. Бенкендорф, личный друг Николая I. Прежде всего стали выявляться и преследоваться любые оппозиционные кружки. Под жесткий цензурный контроль была поставлена печать. Цензоры должны были запрещать статьи и книги, в которых порицался монархический строй, критиковалась церковь. 4. В 30-е годы министр народного образования литератор С. Уваров выдвинул так называемую теорию «официальной народности» в виде триединой формулы: православие, самодержавие, народность. Уваров противопоставил дворянскую революционность и верность народа самодержавию и православию. Он утверждал, что оппозиционные идеи приносятся с Запада, а исконно русскими чертами являются пассивность, набожность, вера в царя: «Царь правит народом, как отец, а народ не отделяет отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу». Многие русские общественные деятели поддержали эту теорию. Против выступил публицист друг А. С. Пушкина П. Я. Чаадаев. В 1836 году он опубликовал в московском журнале «Телескоп» первое письмо из цикла своих «Философических писем», в котором излагались основные положения всего цикла. Чаадаев едко критиковал всю предшествующую историю России, крайне пессимистически оценивал ее настоящее и будущее. Он заявлял, что все беды России от ее отлученности от «всемирного воспитания человеческого рода», что национальное самодовольство и духовный застой препятствуют исполнению предначертанной ей свыше исторической миссии. За эту публикацию журнал был закрыт. По высочайшему повелению П. Я. Чаадаева объявили «сумасшедшим», за ним был установлен медико-полицейский надзор. А теория «официальной народности» на многие десятилетия стала главной идеологией самодержавия.
|