Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Природа и человек в лирике А.А. Фета




конецформыначалоформыАфанасий Афанасьевич Фет снискал славу в самом «музыкальном» роде словесного творчества – лирике; это – высокое и очень трудное искусство. Лирический поэт, как художник слова, имеет дело с особенным материалом, который можно назвать «звукосмыслом»: это то, что рождено единством «волшебных звуков, чувств и дум» (как эту область определил еще Александр Сергеевич Пушкин). Лирика – это словесный вид искусства, но вместе с тем органически связанный с музыкой: ведь музыка живет внутри самого человеческого слова, которое есть не только «смысл», но и «звук». Все слова человеческой речи – это океан звуков, это великая и таинственная стихия «музыки речи», над которой властен только лирический поэт: чем глубже изведал он тайны этой музыки, тем больше мощь, тем неотразимее магия сотканного им нового «смыслового звучания», каким является лирическое стихотворение.

Природа в лирике А. А. Фета.

Фет – без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна – с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле. Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса. Можно, конечно, сказать, что все это –естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но. Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин. В ранних стихах Фета основная тема – наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы:

.Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

«Трепет жизни» – вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй, никто другой из его современников. В росинке он умел разглядеть «весь солнца лик», в душевных движениях конкретного человека – «все мирозданье». Он был убежден, что человек носит в своей груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Огонь, который «ни времени не знает, ни пространства». Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения – все это характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета. Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического «Я», объединяя мир настроением поэта. Особенная манера Фета – одушевлять всю природу чувствами этого лирического «Я». Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет («устал и цвет небес»), а с другой стороны – в тех же целях выражения лирической эмоции – живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства. Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, «где воздух, свет и думы заодно», где .в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Характерные эпитеты Фета, такие как «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи» и т. п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации. Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, – у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка – « кроткий серафим», глаза ее –«как цветы волшебной сказки», георгины – «как живые одалиски», небеса – «нетленные как рай» и т. п. В стихотворении «Глубь небес опять ясна.» признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под «невестой» прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста – символы оживающей весенней природы. А в стихотворении «Пчелы» я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает в «гвоздик душистой сирени». Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом «пышет все боле и боле». Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять «на цветах ли, в ушах ли звенит». У Фета «цветы глядят с тоской влюбленной», «звезды молятся», « грезит пруд» и «дремлет тополь сонный». Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении «Сентябрьская роза», например, речь идет о розе и о женщине одновременно. Во многих стихах А. А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души. В стихотворении «Узник» человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря: Бывалое горе Уснуло в груди, Свобода и море Горят впереди. В другом стихотворении молодость – это «новый, ранний снег всегда и чист и свеж!» Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы. А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости. Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества – всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо. Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета «Вечерних огней» - природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом – чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета. У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А. К. Толстой: «Я, наконец, познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе.» Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения – «пахучая страсть», «устало все кругом: устал и цвет небес.» и т. п. Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у Фета «трепету природы» отвечает согласный «трепет души». Поэт зорко наблюдает «человечное» в природе и «природное» в человеке и полную гармонию человека и природы. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый «звездный цикл»: так много писал он о звездах. Вот одна из вершин «звездной лирики» Фета: На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Поэт не передает своих «диалогов со звездами» (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью – он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что: .Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась. Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. “Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант...”- говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.

ПРИРОДА.

Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, пихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном».
Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета:
«зеленая ива повисла шатром»,
«весны душистой нега»,
«ароматные цветы» и т.д.
По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии» и т.д.
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» вызвало литературный скандал. Однако это стихотворение Фета высоко оценили Тургенев, Дружинин и Достоевский.
В стихотворении два плана: первый – природа, второй – душевное состояние человека. Второй план частный, интимно-человеческий. Стихотворение безглагольное, в нем нет сказуемых, одни назывные предложения, одно восклицательное предложение. Фет в стихотворении изображает не столько предметы, явления, оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Глаголы передают движение. Здесь их нет, а ощущение движения есть. Каждое движение – картина. Перед нами любовное свидание до зари. Первая строфа – завязка. Вечер – она пришла на свидание; ночь – проходит в упоении любви; утро – слезы счастья и расставания. Мир природы и мир человека, чувство любви, чувство тончайшее, невыразимо сильное, о таком чувстве словами не скажешь. Так о любви до Фета никто не говорил.
Стихотворение написано в стиле импрессионизма (импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновениях, в случайных снимках памяти, предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и те складываются в цельную картину).
В этом стихотворении изображена не плотская любовь, а духовная, на что указывает и финал стихотворения, т.е. концовка, которая у Фета очень важна:
«И заря, заря!..» - эти слова звучат не в ряду с другими словами, а выделены. Заря у Фета – высшее выражение чувств, свет любви.
Эпитеты: «робкое дыханье», «волшебные изменения милого лица».
Олицетворения: «сонный ручей».
Стихотворение написано хореем. Женская рифма придает мелодичность и выразительность. Две первые строфы – полное бессоюзие, передающее динамику происходящего. И как бы завершая сцену свидания, в последней строфе тройное употребление союза «и» снимает напряжение и вводит спокойную ноту, передающую состояние души возлюбленных.
Свидетельством необыкновенной музыкальности стихов Фета является стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…». К особому эмоциональному восприятию стихотворения подготавливает чудесный живописный пейзаж, сотканный из ярких мазков и освещения. Все вокруг залито лунным светом, и оттого ночная пора и мир природы предстают в своем неожиданном сиянии. Это стихотворение Фета можно сравнивать с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй, правда у Фета вторая встреча могла и не быть реальной. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски:
И много лет прошло, томительных и скучных…
Последние четыре строки – это смысловое музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают лирического героя над временем и смертью:
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
В стихотворении Фета «Это утро, радость эта…» чередуются в вихре восторга отдельные слова. Эти слова – имена существительные, лишенные определений. Стихотворение-эксперимент. Единственное поясняющее слово, многократно (24 раза) возникающее на пространстве 18 коротких строк – «это» («эти», «этот»). Совершенно не живописное слово. Казалось бы, оно мало подходит для описания такого красочного явления, как весна. Но при чтении фетовской миниатюры возникает завораживающее, маническое, прямо проникающее в душу настроение. Зоркий глаз читателя может выявить в этом как будто сумбурном перечислительном ряду глубокую логику:
сначала взгляд, устремленный вверх (небо, птицы);
потом – вокруг (ивы, березы, долы);
наконец, взгляд, обращенный внутрь себя, в свои ощущения («мгла и жар постели», «ночь без сна»).
Читатель должен почувствовать весеннее душевное состояние, пережить его.
Афанасия Афанасьевича Фета можно назвать самым лиричным лириком XIX в. Фет - поэт субъективный, поэт неопределенных, недосказанных, смутных чувств, «получувств».
Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья».
Салтыков-Щедрин писал: «Стихи Фета дышат самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Профессор Московского университета, давний поклонник Фета, Петр Кудрявцев, замечал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед нами красоту мира, красоту жизни и любви».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты