КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мамин-СибирякГерой самого значительного произведения Мамина-Сибиряка, романа Приваловские миллионы, многими чертами близок типу буржуа-«вырожденца» западноевропейского семейно-социального (Э.Золя, Дж.Голсуорси, Т.Манн) и русского (М.Горький) романа рубежа 19–20 вв. Молодой идеалист пытается получить наследство, находящееся под опекой, с тем чтобы расплатиться с народом за жестокий фамильный грех угнетения и эксплуатации, однако безволие героя (следствие генетической деградации), утопичность самого социального проекта обрекает предприятие на неудачу. Яркие эпизоды заводского быта, раскольничьи предания, картины нравов «общества» и полусвета, образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников, разночинцев и др., рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками, пословицами и присловьями, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта, меткость сатиры (особенно характерной для Горного гнезда, сочетающего щедринский гротеск с мрачной метафорикой Молоха А.И.Куприна) сделали это произведение, наряду с другими «уральскими» романами Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом отечественной социально-аналитической прозы. ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированныйконецформыначалоформыВ то же время Мамин-Сибиряк явно тяготеет к народнической литературе с ее апологией человека труда, стремясь писать в стиле почитаемых им Г.И.Успенского и Н.Н.Златовратского – в «беллетристическо-публицистической», по его определению, форме. В 1885 Мамин-Сибиряк написал пьесу Золотопромышленники (На золотом дне), не имевшую большого успеха. В 1886 был принят в члены Общества любителей российской словесности. Внимание литературной общественности привлек сборник Мамина-Сибиряка Уральские рассказы (тт. 1–2; 1888–1889), в котором сплав этнографических и познавательных элементов (как позднее у П.П.Бажова) воспринимался в аспекте своеобразия художественной манеры писателя, отмечалось его мастерство пейзажиста. Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман Три конца. Уральская летопись (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе Золото (1892), голод в уральской деревне 1891–1892 в романе Хлеб (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов Около господ, 1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, «русского Золя», признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока. М.Е. Степняк-кравчинский конецформыначалоформыСергей Михайлович Кравчинский, выступавший в печати под псевдонимом Степняк, вошел в литературу главным образом как автор романа «Андрей Кожухов». Между тем его деятельность революционера и публициста, талантливого беллетриста и критика была кипучей и многосторонней, имевшей для своего времени несомненное общественное значение. Сама жизнь этого незаурядного человека имела большое воспитательное значение для передовой молодежи 70-х и последующих годов. Сергей Михайлович Кравчинский родился в 1851 году в семье военного врача. Горячо восприняв учение революционных демократов, Степняк-Кравчинский рано связал свою жизнь с революционным движением России. После окончания в 1870 году Петербургского артиллерийского училища он скоро выходит в отставку и принимает активное участие в народническом движении начала 70-х годов. С.Я. Надсон
ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированныйконецформыначалоформыНАДСОН Семен Яковлевич [1862—1887] — поэт. Р. в семье чиновника. Рано потеряв отца, познакомился в детстве с нуждой, учился в классических гимназиях в Петербурге и Киеве, затем в военной гимназии и Павловском военном училище. В 1882 был произведен в офицеры; прослужив два года в Кронштадте, вышел в отставку и стал секретарем редакции журнала "Неделя". Последние годы жизни Н. были медленным умиранием от туберкулеза, от к-рого не спасло лечение в Крыму и на Ривьере. Первое стихотворение Н. появилось в печати в мае 1878 в журн "Свет". Вскоре после этого он начинает сотрудничать в "Отечественных записках". Первые стихи Н. окрашены в народнические тона и продолжают традиции некрасовской школы. Надсон напоминает о "меньшем брате" и призывает "на грозный бой с глубокой мглою". "Гражданские" мотивы встречаются иногда в дальнейшем творчестве Н. В поэме "Грезы" Н. провозглашает разрыв с романтическими фантазиями детства и заявляет: "Я стал в ряды бойцов поруганной свободы, / Я стал певцом труда, познанья и скорбей!" Патетикой этого рода проникнуто и стихотворение "На могиле А. И. Герцена". Но уже для первых народнических стихов Н. характерен настойчивый мотив сомнений, разъедающих революционные идеалы. Поэт убежден в бесплодности борьбы: "Для чего и жертвы и страданья / Для чего так поздно понял я, / Что в борьбе и смуте мирозданья / Цель одна — покой небытия?" Н. кажется, что сама природа осуждает жертвы борьбы и оправдывает эгоистическое довольство сытых ("Позабытые шумным их кругом"). И самый социализм рисуется Надсону скучным и плоским, царством покоя, не удовлетворяющим свыкшегося с "чистой скорбью" поэта ("Томясь и страдая во мраке ненастья"). Под конец своей жизни Н. начал склоняться к принципам "искусства для искусства". Противоречивый и зигзагообразный путь Н. пролегал от гражданских традиций Некрасова через многообразные сомнения и колебания к индивидуализму, импрессионизму, подготовлявшим будущих символистов. В стихотворении "Мгновение" Н. вплотную подходит к столь характерной для Брюсова и Бальмонта проповеди наслаждения мигом ("Нам прожить остается одну эту ночь, / Но зато — это ночь наслаждения... / И в объятьях любви беззаботно уснем, / Чтоб проснуться для смертных объятий"). Н. — выразитель переломного момента в истории разночинной интеллигенции, разуверившейся в революционных идеалах народничества, ставшей перед жизнью в недоумении, как перед сфинксом, и начавшей приспособляться к капиталистическому укладу. Эта противоречивость, двойственность содействовали чрезвычайному успеху его поэзии среди широких кругов интеллигенции 80-х гг., переживавших ту же эволюцию. За 12 лет книга стихотворений Н. выдержала 14 изданий.
|