КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние татаро-монгольского ига на становление российской государственности.
1. Татаро-монгольское иго было просто периодом военного управления в русском государстве. Никакие чужеземцы Русь не завоевывали.
2. Верховным правителем (этого государства) являлся полководец хан-царь, а в городах сидели специальные гражданские наместники-князья, которые обязаны собирать дань в пользу этого русского войска на его содержание.
3. Таким образом, древнерусское государство представляется единой империей, в которой было постоянное войско (Орда), состоящее из профессиональных военных, и гражданская часть, не имевшая своих регулярных войск, т.к. такие войска уже входили в состав Орды.
4. Эта Русско-Ордынская империя просуществовала с XIV века до начала XVII века. Ее история закончилась известной великой смутой на Руси начала XVII века. В результате гражданской войны русские ордынские цари, последним из которых был Борис Годунов, были физически истреблены, а ... русское войско Орда фактически потерпело поражение в борьбе с заморской партией. К власти в результате на Руси пришла принципиально новая прозападная династия Романовых. Она сразу же захватила власть и в Русской Церкви.
5. Романовым нужна была новая история, идеологически оправдывающая их власть. Новая династия, с точки зрения прежней русско-ордынской истории была незаконной, поэтому потребовалось в корне изменить освещения предшествующей русской истории... Не меняя большинства фактов, по существу они смогли до неузнаваемости исказить всю русскую историю... Так, предшествующая история Руси Орды с ее сословием земледельцев и воинским сословием (Ордой) была объявлена эпохой иноземного завоевания. При этом русское войско (Орда) превратилось под пером романовских историков в мифических пришельцев из далекой незнаемой страны. Обратимся к самой, пожалуй, существенной из «загадок» Куликовской битвы. Монгольская армада окончательно покорила Русь в 1240 году, и выходит, что почти полтора столетия, до 1380 года, Русь не предпринимала попыток начать войну за освобождение. Конечно, бывали «местные» бунты, вызванные обычно какими - либо злоупотреблениями представителей золотоордынской власти, но нередко их подавляли сами русские князья, не имевшие целью свергать власть Золотой Орды. Да, Русь действительно самоотверженно сражалась с уже покорившими полмира монгольскими войсками почти на полтора века ранее, в 1237 - 1240 годах, непосредственно во время нашествия. Как сообщается в «Казанской истории», написанной в 1564 - 1565 годах, с полной ясностью утверждается, что после разгрома и гибели в битве 1238 года на реке Сити великого князя Юрия Всеволодовича «покорился великий князь Ярослав Всеволодович Владимирский и начал платить дань царю Батыю в Золотую Орду… И после него наши русские князья, сыновья и внуки его, многие годы выходы и оброки платили царям в Золотую Орду, повинуясь им, и всё принимали от них власть…». Русь вошла в состав Золотой Орды и никогда не преследовала цель выйти из неё посредством войны.
С одной стороны успех Золотой Орды можно объяснить тем, что в конце XIII - первой половине XIV в. Золотая Орда испытывала бурный подъём экономической и культурной жизни, в то время как на Руси был период феодальной раздробленности. Бурный подъём можно объяснить следующими факторами:
1. Выгодное географическое положение.
2. Сосредоточение ряда магистральных торговых путей.
3. Усиление центральной власти.
4. Единая система управления империей.
5. Стремительный рост городов.
Также двумя тенденциями - попытками захватить новые земли на Западе и стремлением распространить свою власть на караванные пути - можно объяснить успех внешней политики Орды во второй половине XIII - первой половине XIV в. Такой бурный расцвет Орды не позволял даже родиться мысли среди русских людей о начале войны с Золотой Ордой.
Что же касается Куликовской битвы, то, исследуя летописи, можно сделать вывод, что Дмитрий Иванович сражался на Куликовом поле не с Золотой Ордой, а с Мамаевой Ордой, потому что, одержав победу 8 сентября 1380 года, сообщается в летописи «на ту же осень князь великий (Дмитрий Иванович) отпустил в Орду своих киличеев (послов) Толбугу и Мокшея с дары и поминки». А вернулись послы только 15 августа 1381 года.
Но ещё в конце 1380 года или в самом начале 1381 года «царь» Тохтамыш окончательно добил Мамая «на Калках» и потом отпустил послов к князю Дмитрию Ивановичу со словами «…како супротивника своего и их врага Мамая победи». Также в конце 1382 года тот же самый хан Тохтамыш совершил неожиданный сокрушительный набег на Москву. Великий князь Дмитрий Иванович начинает снова платить дань. Следовательно, и Дмитрий Иванович и хан Тохтамыш понимали, что на Куликовом поле Русь сражалась не против Золотой Орды. Также подтвердить вышесказанное можно следующими фактами. В 1357 году Золотая Орда оказалась в состоянии длительного и тяжкого кризиса. В сложившейся ситуации исключительную роль стал играть выдающийся военачальник и политик Мамай. Мамай в условиях «замятни» в 1361 году выдвигает своего кандидата Абдуллу, но в конце 1362 года Абдулла был свергнут. Мамай неоднократно пытался захватить власть в Орде, но вскоре оставляет свои попытки. К середине 1370х годов Мамай обращает свой взгляд на Москву. Мамай намеревался не просто подчинить себе Русь, а непосредственно поселиться со своим окружением в её лучших городах, к чему золотоордынские правители никогда не стремились; столь же несовместимы с образом жизни Золотой Орды наёмные иноплемённые войска, на которые, очевидно, возлагал большие надежды Мамай. Часто поход Мамая на Москву истолковывают как средство заставить Русь платить ему дань. Поначалу Дмитрий Иванович, действительно не хотел платить, поскольку знал статус Мамая в Орде, но посоветовавшись с митрополитом, который сказал, что Мамай «за наша согрешениа идёт пленить землю нашу» и «вам подобает, православным князем, тех нечестивых дарми утоляти четверицею…». Дмитрий Иванович «злата и серебра много отпусти Мамаю». Однако сразу же после уплаты пришли вести, что «яко Мамай неотложно хощет итти на великого князя…». Это означает, что истинная цель Мамая была вовсе не в получении богатой дани. Тем самым, явно и крайне принижается сам смысл Куликовской битвы, ибо всё, в сущности, сводится к спору о количестве дани. Следует также упомянуть, что преподобный Сергий Радонежский за какое - то время до Куликовской битвы отказался благословить великого князя на войну с Мамаем, т.к. преподобный видел в Мамае «традиционного» хана Золотой Орды, «царя». Накануне же Куликовской битвы Сергий Радонежский сказал совсем иное: «подобает ти, господи, пещися о вручёном от Бога христоименитому стаду, пойди противу безбожных, и Богу помогающи ти, победиши».
Что же касается ситуации после Куликовской битвы, то в «духовной грамоте» героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, составленной накануне его смерти, содержится уверенное предвидение: «А переменит Бог Орду, дети мои не имут давати выхода в Орду». Золотая Орда распалась уже в 1440х годах, при Василии, правившем в 1425 - 1462 годах, однако двухвековое «повиновение» сохранялось как бы в силу мощной инерции. И только при Иване III Русь, наконец- то, обрела независимость, ведь в то время фактически уже не существовала Золотая Орда.
Кстати, многие историки утверждают, что Русь будто бы с 1240 по 1480 г. только к тому и стремилась, чтобы свергнуть монгольскую власть. Но, во-первых, такая цель была совершенно утопической. Никто не мог действительно противостоять этой власти до окончательного распада Золотой Орды в середине XV века. А, во- вторых, империя не ставила задачи уничтожить культуру вошедших в неё стран, и в том числе Руси, которая в условиях вассалитета пережила один из наивысших своих взлётов, столь очевидно воплотившихся в личностях преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублёва.
Глава 2. Роль папства в походе Мамая на Москву
В XIV столетии папство в своей политике широко использовало планы, в которых не последнее место занимало завоевание при посредстве Литвы, России. На протяжении всего XIV столетия сохраняло силу папское обращение к Миндовгу (литовский князь) об отторжении от России во имя пап и с их благославления одной области за другой. Литва заняла центральное место в планах захвата Руси.
Однако папство использовало другие пути захвата Руси - итальянцев. Самое гибельное последствие имело «продвижение» итальянцев: «Внедрение генуэзцев в Константинополь было обдуманным, упорно и неутомимо проводимым мероприятием». Они полностью овладели морем, в том числе и побережьем Крыма, - что имело тяжелейшие последствия для Византии. Обычно полагают, что итальянское внедрение в Крым имело единственную цель - торговлю. Однако и здесь, - как и в «продвижении» Запада на более северных «участках» - ясно видна направляющая роль папства. «Продвижение» Запада в северных областях было непосредственно направлено на Русь; между тем итальянцы в Крыму имели дело прежде всего с Золотой Ордой, а граница Руси находилась тогда весьма далеко от Крыма. Однако продвижение итальянцев в Крым подразумевало беспощадное разорение Византии, которая была в то время неразрывно связана с Русью, прежде всего с её Церковью. Таким образом, внедрение итальянцев в Крым имело, как мы видим, далеко идущие последствия.
Следует выяснить вопрос о взаимоотношениях итальянцев с Золотой Ордой. Ясно, что деятельность пришельцев оказалась неприемлемой для Золотой Орды. Однако Генуэзцы в 1266 году добились от ставленника Золотой Орды в Крыму Мангу - хана передачи им во владение Кафы. Генуэзцы старались поддерживать союзнические отношения с монгольско-татарскими ханами. Известный современный историк и археолог М.Д.Полубояринова утверждает в своей книге «Русские люди в Золотой Орде», что одной из причин очевидного стремления духовенства Руси «к усилению влияния в Золотой Орде» была именно «борьба с католицизмом, который в XIII веке осуществлял постоянный натиск на Восток», - то есть русские митрополиты и епископы стремились «открыть глаза» золотоордынским правителям на эту «опасность». В связи со всем вышеизложенным становиться возможным действительно понять сущность Мамаевой Орды и её похода на Москву. Известный крымский историк П.Н.Надинский писал: «Генуя и Венеция являлись крупнейшими колониальными государствами Средневековья. В руках этих государств находилась почти вся мировая торговля. Значение этих государств особенно возросло в связи с «крестовыми походами»…Эти грабительские походы, освящённые религией, прокладывали пути для генуэзцев и венецианских купцов - колонизаторов в страны Ближнего Востока и Причерноморья. В XIII веке, после взятия крестоносцами Константинополя и разгрома Византийской империи, венецианцы, а следом за ними и генуэзцы, проникли на побережье Чёрного моря…
И совершенно не случайно, что генуэзцы оказались в числе вдохновителей, а может быть, и прямых организаторов похода неудачливого татарского полководца Мамая на Москву». Теперь обратим своё внимание к Мамаю. Мамай перед Куликовской битвой заключил договор с Кафой. Без сомнения, что Дмитрию Ивановичу была вполне известна огромная роль генуэзцев Кафы в стане Мамая, так как он посылает к хану Тохтамышу сообщить весть о победе на Куликовом поле и наладить с ним отношения купцов Толбугу и Мокшея, главный опыт и главные знания которых были связаны с крымскими генуэзскими центрами. Также Мамай после Куликовской битвы сделал не что иное, как «прибеже ко граду Кафе… И собрав остаточную свою силу, и ещё хотяще изгоном итти на Русскую землю», - то есть именно в Кафе «организовывался» ею новый поход. И так целая цепь исторических фактов свидетельствует о ведущей, определяющей роли итальянцев в походе Мамая на Москву.
Наряду с ведущей ролью итальянцев по - своему не менее существенна другая тема - союз Мамая с великим князем Литовским Ягайло. Во время Куликовской битвы на папском престоле находился Урбан VI, который издал буллу, подчёркивавшей право и обязанность инквизиторов, используя все средства, искоренять «заблуждения» на Руси и предлагал насильно обращать в католичество русских на землях, подвластных Литве и Польше. Так же после того как Ягайло стал Великим князем Литовским, он завязывает отношения с папой Урбаном VI. Прямых сведений о «направляющих» указаниях Урбана VI в адрес крымских итальянцев не имеется, однако союзничество Ягайло и находившегося в Крыму, на расстоянии 1300 км от Вильно, Мамая едва ли могло сложиться без папской «координации», усилий на севере и на юге.
Обратим своё внимание на Куликовскую битву. Господствующее представление о Куликовской битве в сущности сводит её к «внутреннему» конфликту в Золотой Орде: одно из входивших в эту монгольскую империю государственных образований «взбунтовалось» против верховной власти. На деле же Русь в 1380 году выступила против в полном смысле слова всемирной силы, в которой объединились воля авангарда тогдашнего Запада и мощь азиатского воинства. И Куликовская битва явилась непосредственным выходом Московской Руси на мировую арену и победоносным её утверждением во Всемирной истории.
Глава 3. Способствование татаро-монгольского ига в процессе становления государственности на Руси.
Разгром удельновечевой Руси монгольским нашествием и включение этой Руси в монгольское государство не могло не произвести в душах и умах русских людей самого глубокого потрясения и переворота. С душевной подавленностью, с острым чувством унижения национального самолюбия, соединилось сильное новое впечатление величия чужой государственной идеи. Главным и основным явлением этого времени был чрезвычайно сильный подъем религиозной жизни. Таким образом, в качестве реакции против угнетённого душевного состояния, вызванного татарским разгромом, в русских душах и умах поднималась, росла и укреплялась волна преимущественного религиозного, но в то же время и национального героизма. В этой атмосфере протекал основной исторический процесс этой эпохи, восприятия и применении к условиям русской жизни самой татарской государственности. Влияние монгольской государственности на русскую остаётся совершенно невыясненным. Достоверно известно, что Россия была втянута в общую финансовую систему монгольского государства. Монгольская финансовая система в России не только была воспринята и утвердилась, но и пережила татарское иго. Наряду с финансами одной из основных задач всякого большого и правильно организованного государства является устроение почтовых сношений и путей сообщения в государственном масштабе. Татары ввели Россию в общегосударственную монгольскую сеть почтовых путей, и монгольская система организации почтовых сношений и путей сообщений, основанная на общегосударственной «ямской повинности» сохранилась в России ещё долго после татарского ига. Если в таких важных отраслях государственной жизни, как организация финансового хозяйства, почты и путей сообщений, между русской и монгольской государственностью существовала непререкаемая преемственная связь, то естественно предположить такую же связь и в других отраслях, в подробностях конструкции административного аппарата, в организации военного дела и прочее. Итак, в результате татарского ига в России возникло довольно сложное положение. Параллельно с усвоением техники монгольской государственности, должно было произойти и усвоение самого духа этой государственности, того идейного замысла, который лежал в её основе, на который необходимо было так или иначе реагировать. Государственная идея неотразимо притягивала и проникала в глубину сознания людей, нужно было отделить её от её монгольства, связать её с православием и объявить её своей, русской. Центром сосредоточения того процесса внутреннего перерождения явилась Москва. Усвоение техники монгольской государственности и даже бытового влияния татар в Москве шло особенно усиленным темпом, и потому понятно, что именно здесь русские легче и скорее освоились с самым духом монгольской государственности. Великие князья Московские постепенно становятся живыми носителями новой русской государственности. Возможно, что сначала они просто пристроились к татарскому режиму, стремясь извлечь из него как можно больше выгод лично для себя и руководясь простым эгоизмом, а вовсе не патриотическими соображениями. Потом они стали работать вместе с татарами, проникнувшись государственными соображениями более широкого масштаба. Наконец, они стали работать уже сознательно против хана Золотой Орды. Известные централистические традиции в доме суздальских князей, из которого происходили князья московские, несомненно, существовали. Но их одних было бы недостаточно для превращения московских князей в «царей всея Руси». Превращение это стало возможным, с одной стороны благодаря психологическому процессу, который привёл к возникновению русской государственной идеологии, а с другой стороны, - благодаря тому, что московские князья, лояльно служа ордынскому хану и, втянувшись в административную работу монгольского государства, пользовались полным покровительством Орды, которая могла только приветствовать административную централизацию своей русской провинции. Как бы то ни было, государственное объединение России под властью Москвы было прямым следствием «татарского ига». Выражение «свержение татарского ига» крайне условно и неточно. Настоящего насильного свержения ига, собственно, никогда и не было. После Куликовской битвы Россия ещё долго продолжала платить дань татарам и, следовательно, оставалась ещё частью татарского государства. «Свержение ига» можно было бы назвать скорее отказ Иоана III платить дань татарам. Важным историческим моментом было не «свержение ига», а замена ордынского хана московским царём с перенесением ханской ставки в Москву. Таким образом, внешняя история «возвышение Москвы» или возникновение русского государства может быть изображена следующим образом. Татары смотрели на завоёванную ими Россию как на единую провинцию. Финансовое и административное объединение этой провинции с точки зрения общетатарской государственности было очень желательно. За это дело взялись московские князья, явившиеся в этом отношении проводниками татарских политических планов, агентами центральной ордынской власти. На этом деле московские князья сильно нажились, а в то же время прочно завоевали доверие татар и сделали себя для татар необходимыми. Постепенно московский царь настолько эмансипировался, что связь их с центральной властью стала только номинальной или вовсе исчезла, и сама центральная власть перестала реально существовать, но сознание государственного единства всё-таки продолжало жить, и представлялась необходимым вновь объединить разрозненные и обособившиеся в самостоятельные царства провинции бывшего татарского государства в единое целое. Задачу эту, естественно, должен был выполнить какой - нибудь правитель одной из обособившихся провинций. Татарские правители этого не сделали, а сделал единственный не татарский провинциальный властелин - московский князь. С этого момента он перестал быть простым правителем одной, хотя бы обособившейся, провинции, перестал быть сепаратистом, а стал носителем центральной государственной власти, возродителем единства татарской государственности. Значение московских царей вовсе не сводится к тому, что они были «собирателями земли русской». Пока они «собирали», то есть административно и финансово объединяли одни только русские земли, собирая с них подати для татарской казны и насаждая в них государственность татарского образца, - они были только провинциальными губернаторами, местными агентами центральной татарской власти, правда, иногда бунтующими против этой власти, но всё же не выходящими из рамок провинциализма. Настоящими государственными правителями они сделались лишь только тогда, когда от «собирания русской земли» перешли к «собиранию земли татарской», к покорению под свою центральную власть отдельных разрозненных и обособившихся частей северо-западного улуса монгольской империи (бывшего улуса Золотой Орды). Таким образом, московские цари стали притязать на владение всей территории некогда объединённой Чингисханом Евразии. Российский дух и идеи Чингисхана религиозно переродились и предстали в обновлённой и подлинно, специфически русской форме. Именно сила горения русского религиозно - национального чувства переплавила северо-западный улус монгольской монархии в московское царство, в котором монгольский хан оказался заменённым православным русским царём. Таким образом, религиозно - национальный подъём, нараставший в России времён татарщины и приведший к зарождению религиозно обоснованной национально - государственной идеи, совпал по времени с противоположным психологическим процессом среди самих правящих татарских кругов, - с процессом ослабления идейных и моральных оснований монгольской государственности. И, когда отдельные провинции некогда единой монгольской империи, стали приобретать всё большую степень самостоятельности, провинция русская, управляемая Москвой, по сравнению с соседними провинциями оказалась в наиболее выгодном положении уже по одному тому, что в ней идея государственности приобрела новое религиозное, нравственное и национальное основание, тогда как в других, чисто татарских провинциях, наоборот, такое основание было уже почти совершенно утрачено.
Следовательно, принимая во внимание всё выше сказанное, можно сделать вывод, что татаро-монгольское завоевание способствовало централизации, становлению государственности на Руси.
Заключение
При написании данной работы я не ставила своей целью принизить роль русского народа в борьбе с татаро-монгольскими завоевателями. Я пыталась разрешить «загадки» Куликовской битвы и изучить историческую ситуацию того времени. Мы должны учиться на ошибках прошлого. Произошел распад СССР и не хотелось бы, что бы какая - либо агрессия из вне способствовала объединению славянских народов. Мы, анализируя исторические события, должны постараться найти бескровный способ процветания всех стран, чтобы не было препятствий в общении среди различных народов. Всё это является основной задачей для изучения и глубокого анализа исторических событий.
|