Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Вопрос 1. Согласно формационному подходу существует единая история человечества, все страны проходят одни и те же этапы развития

Читайте также:
  1. IV. Магическая сила правильной постановки вопросов
  2. IV. Разделительный вопрос (Distinctive Question)
  3. Quot;Крестьянский вопрос" в первой половине XIX века.
  4. А. Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии
  5. Б. Внутренняя политика Александра I. Вопрос о конституции. Усиление политической реакции
  6. Б. Порядок слов в утвердительном, вопросительном и отрицательном предложениях
  7. Балканский вопрос в 20-х гг.
  8. Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в строительных организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Строительство».
  9. Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на производстве, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Производство».
  10. В вопросах и ответах, задачах и решениях

Согласно формационному подходу существует единая история человечества, все страны проходят одни и те же этапы развития, развитие человечества в целом прогрессивно, критерий прогресса – развитее
науки и техники. Вывод, который делает западная философия история,следуя этому направлению, - западноевропейская цивилизация –вершина развития человечества вообще. Получается, что все другие народы, не только современные, но и из прошлых веков носят второстепенный характер. Именно против подобного западноевропейского «эгоцентризма» и выступал цивилизационный подход. К формационному подходу обычно относят 1) теорию общественно-экономических формаций К.Маркса (о ней уже рассказывалось выше)2 )теорию постиндустриального развития общества, автор – Д.Белл. Согласно Д.Беллу, всемирная история делится на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения,социальная структура общества.В доиндустриальном, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальномобществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание (наука), с университетом как местом его производства и сосредоточения.Переход от индустриального к постиндустриальному обществу
сопровождается превращением производящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферойпроизводства. Изменяется социальная структура: классовое деление
уступает место профессиональному. Собственность как критерий
социального неравенства теряет свое значение.

В Х1Х-ХХ вв. цивилизационный подход представлен
Н.Данилевским, К.Леонтьевым, О.Шпенглером, А.Тойнби,
П.Сорокиным, С.Хантингтоном. Появляется само понятие
«цивилизация», имеющее несколько значений:
1. триумф и распространение разума не только в политической,
но и моральной и религиозной области, просвещенное общество в
противовес дикости и варварству
2. страна (народ) в развитом состоянии
Большинство философов истории сходятся в одном, что каждая
цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке,
«большой идее», сакральной (священной) ценности.
Н.Данилевский («Россия и Европа») выделяет десять цивилизаций
(«культурно-исторических типов в его терминологии): египетскую,
древнесемитскую аравийскую, китайскую, индийскую, иранскую,
еврейскую, греческую, римскую, европейскую (романо-германскую).
Русский философ проводит аналогию с жизненным циклом растений,
животных и человека. Все культурно-исторические типы и народы, их
составляющие, «рождаются, достигают различных степеней развития,
стареют, дряхлеют и умирают. Отношения между культурно-
историческими типами определяются логикой взаимного
соперничества, борьбы и вытеснения.Смысл истории.
Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени.



К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:формационный (К. Маркс, Ф.Энгельс, В. И. Ленин, И. М. Дьяконов и др.)
цивилизационный (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Ш.Айзенштадт, Б. С. Ерасов, Д. М. Бондаренко, И. В. Следзевский, С. А. Нефёдов, Г. В. Алексушин и др.)

 


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 7; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет 9. Вопрос 3Театральное искусство. | Вопрос 2. Самой притягательной нравственной силой на протяжении всей истории была любовь
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты