Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 3. Литература вообще и поэзия, в частности, принадлежат к тем немногим областям человеческой деятельности




Литература вообще и поэзия, в частности, принадлежат к тем немногим областям человеческой деятельности, в которых разбираются почти все. Другое дело эстетика, философия литературы или современная литературная теория - это области, которые, как и любые другие науки, являются уделом специалистов.в отличие от остальных наук, литературная теория является едва ли не самым нежеланным гостем в литературном мире. Подобная враждебность с легкостью объяснима. Оправданием нежелания прислушиваться к теоретическим доводам является тот факт, что литература, как и всякое искусство, принадлежит к миру чувств, или к миру духа, и ее сущность постигается только интуитивно. Холодное и рациональное расчленение поэтического текста может лишь убить его хрупкую магию, но неспособно вывести на поверхность из таинственных глубин слова ускользающую тайну его поэтичности. анализ поэтического текста способен лишь разрушить его. Согласно первому из традиционных эстетических подходов, поэзия - это не акт мысли, а искусство ее выражения. поэзия в любых ее формах сродни рифмованному поздравлению с днем рождения; мысль, высказанная с помощью поэтического языка, оказывается легкой в восприятии и приятной для собеседника. существует и более сложное понимание поэзии как "искусства выражения". Поэтические строчки, независимо от их содержания, становятся частью языка и коллективной памяти; и поэтому поэзия крайне удобна для кодификации и узаконивания наиболее важных философских и политических догм, выработанных той или иной культурой. подобное заключение отводит поэзии достаточно важное место в общей иерархии культуры, оно является прямым отрицанием вневременных, надмирных, претензии поэзии: магия поэзии оказывается не более чем частью идеологической машины. Поэзия оказывается орудием власти. Впрочем, существует возможность оправдать поэзию. Эта возможность связана с избирательным применением теории информации к литературным текстам. С точки зрения сторонников подобного подхода, поэтический текст отличается от обычного, в первую очередь, благодаря сконцентрированности информации. Во-первых, в поэтическом тексте все значимо, по определению. И поэтому даже мельчайшие детали оказываются носителями информации; читательское отношение к тексту делает возможным передачу смысловых оттенков. Во-вторых, повторение фонетических, ритмических и грамматических элементов устанавливает связи между теми элементами текста, которые, на первый взгляд, не связаны между собой. И тем не менее, информационное оправдание поэзии сталкивается с многочисленными проблемами. Во-первых, подобная концепция смешивает информативность в повседневном смысле, которая

действительно является достоинством, и представление об информативности, как степени непредсказуемости, которое связывается с теорией информации..
Вторая, и более серьезная, проблема той апологии поэзии, о которой идет речь, это проблема дешифровки. Избыточная информация, бесчисленные смыслы и полутона, сконцентрированные на крайне небольшом пространстве поэтического текста, неизбежно приводят, как всякий переизбыток, к хаосу - к размыванию цельности мысли. И даже если этого не происходит, не вызывает сомнений, что высокая концентрация мысли на небольшом знаковом пространстве требует от читателя гораздо больше времени и усилий, чем получение той же информации в развернутом и ясном виде: хорошо известно, что почти любой поэтический текст требует нескольких прочтений. И это заключение, в свою очередь, ставит под вопрос "информативное" оправдание поэзии; если разгадывание ребуса не является целью чтения поэзии, то каждая отдельная минута, затраченная на чтение поэтического текста, оказывается менее "информативной", чем то же время, потраченное на восприятие тех же идей во внепоэтической форме. Разумеется, на это легко ответить, что ничто так не чуждо поэзии как подобная экономическая терминология - но это именно та терминология, которой оперируют, сознательно или бессознательно, сторонники оправдания поэтической речи, как речи наделенной высокой информативностью

 

 

Билет № 11 Вопрос 1Происхождение и сущность человека
Возникновение человека чудо, как и жизнь. до возник человека, д б возникнуть жизнь на Земле, десятки факторов должны были совпасть, для создались благоприятные условия: система с одной звездой, обычно две звезды - а большая радиация и избыток света; наша находится на краю Галактики, в спокойном районе; Земля оптимальном расстоянии от Солнца. была ли жизнь в виде спор занесена на Землю из космоса или возникла химическим путем? возникшая жизнь не обязательно должна была развиваться до человека( грибов плесени).возник вид человекообразных обезьян, кроманьонцы, у которых был чуть-чуть больше мозг, быстрее скорость реакции. Они перебили конкурентов и распространились по Земле. Человек сегодняшний, homo sapiens, совершенно к природе не приспособлен и не должен был бы выжить. Ученые считают, чтобы человек рождался совершенно готовым к жизни он должен проводить в утробе матери 21 месяц. Ребенок много лет не может жить самостоятельно, эта неприспособленность преимущество для человека. Ребенок рождается с открытой программой, то из него можно вылепить что угодно. Ребенок формируется в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь. Человеческий мозг формируется под влиянием окружения с первых часов жизни. истор. науке, точка зрения, что труд сделал Ч-ка . Человек поднялся над животным, когда стал производить орудия труда, и в этом его главное отличие. Сейчас это неверным: примитивные каменные орудия долго и не изменялись .Животные преуспели больше. Плотины,ульи, свидетельствуют о , что животные значительнее прогрессировали в Благодаря чрезмерно развитому и постоянно активному мозгу, человек с самого начала обладал большей умственной энергией. выход этой энергии в наскальных рисунков, культовых предметов . "Культурная работа" заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд. Человек оказался животным, производившим символы, - символическим животным. ритуал с точки зрения человека, это было важнейшее символическое действо, в котором он вводил себя в особое состояние, творил себе невидимых, символических покровителей. Человек - существо искусственное, его не рождает природа, он сам себя рождает и творит. Человек должен был пройти через человекообразующую машину чтобы стать человеком. Особенно быстро человек стал развиваться с возникновением языка. культурная "работа"заняла более важное положение. Главным орудием, потрясающим и великолепным, было его тело. Удивительно пластичное, приспособленное к любому виду деятельности, управляемое разумом, оно могло создавать гораздо более важные и сложные вещи. Контроль над своей психикой с помощью создания символической культуры был более существенным, чем контроль над внешней средой. Пока человек не сотворил самого себя в своем человеческом образе, он мало что мог сделать в окружающем его мире. Внести порядок и значение в каждую часть своей жизни. В решении этой задачи ритуал, танец, песня, рисунок, резьба и более всего дискурсивный язык играли решающую роль. 2 происхождения человека: библейская и дарвиновская. Часть людей произошли от согрешившего Адама, чувствуют в своей крови грех предков, мучаются им, а другие - от не согрешившей обезьяны, их совесть спокойна, они не терзаются и не мечтают об избыточном, Младенец - это "выявленная мысль Божия". Около младенца всякая взрослая добродетель является ограниченной, почти ничтожной, и человек, чем дальше отходит от момента рождения, тем больше "темнеет". В раннем детстве почти все дети обладают гениальными способностями, Это все как бы дано ребенку от рождения. Его изначальная одаренность действительно представляется даром свыше. В сиянии младенца есть глубинная святость, словно влага, еще не сбежавшая с его ресниц. Ф. Ницше считал, что человек вообще еще не возник, в массе своей он еще остается супершимпанзе. Именно "супер", потому что в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но все равно - обезьяна. Как и русские мыслители, Ницше полагал, что теория Дарвина не подтверждается никакими серьезными фактами. Естественный отбор действительно способствует выживанию, но отнюдь не самых лучших и самых значительных особей. В результате естественного отбора никакого прогресса не происходит. Потомство дают лишь серые, невзрачные индивидуумы. У гениальных людей вообще редко бывают дети. Яркие люди, сильные и смелые, всегда идут вперед, не боятся рисковать жизнью и потому чаще всего рано сходят со сцены истории. Единственными представителями истинной человечности являются, согласно Ницше, лишь философы, художники и святые. Только им удалось вырваться из животного мира и жить целиком человеческими интересами. Но Ницше говорил о философах или художниках, конечно, не в профессиональном плане. Философ у Ницше - это тот, кто живет философски, обдумывает свою жизнь. художник - это не только артист или писатель, это человек, который все, что бы он ни делал, делает мастерски, все у него получается добротно и красиво. Ну а святой - это по определению человек, ибо он совершенно избавился от страстей, жадности, эгоизма, полон любви и сострадания к любому человеку. К сожалению, большинство людей - это слишком люди, слишком заземленные, слишком погруженные в свои мелочные дела и заботы, в то время как они должны, согласно Ницше, стремиться к сверхчеловеческому, к тем сверхчеловеческим (значит, не животным) качествам, которыми обладают философы или святые.

Билет №11 2 вопросБиомедицинская этики.В структуре прикладной этики биомедицинская этика занимает особое место. Будучи самостоятельной отраслью этики, современная биомедицинская этика отличается от биоэтики, являясь ее составной частью.
Термин «биоэтика» впервые ввел в научный обиход известный онколог–исследователь из Университета штата Висконсин (США) Ван Рансселер Поттер в 1969 г. он подчеркивал, что биоэтика должна стать новой дисциплиной, соединяющей в себе биологические знания и познание системы человеческих ценностей.Биоэтика, во-первых, рассматривает проблемы ценностного характера, свойственные всем профессиям, связанным с живой природой; во-2, она распространяется на все биомедицинские исследования вне зависимости от того, имеют ли они прямую связь с лечением больных; в-3, она включает в себя социальные вопросы, связанные с контролем за популяционными процессами; в-4, она касается проблем существования животных и растений, соблюдения
Вместе с тем современная биомедицинская этика отличается и от традиционной медицинской этики. Преобладающее внимание она уделяет правам и обязанностям врача по отношению к пациентам.Предметом биомедицинской этики является нравственное отношение общества в целом и профессионалов-медиков в особенности к Человеку – его жизни, здоровью, смерти; она выдвигает на первый план защиту жизни и здоровья человека. Принципами биомедицинской этики являются следующие:
– принцип «не навреди»;
– принцип «делай благо»;
– принцип уважения автономии пациента;
– принцип справедливости. Начальные формы биомедицинской этики, основанной на врачебной этике, восходят к знаменитой «клятве Гиппократа. Клятва обосновывала нравственность поведения врача, исходя из принципа блага пациента. Биомедицинская этика опирается на фундаментальные положения экологической этики и биоэтики, но, прежде всего – на общечеловеческие ценности. Первостепенное значение для биомедицинской этики имеет тема отношения к жизни и смерти человека, и поэтому к числу ее наиболее острых и актуальных проблем относятся: проблема аборта, эвтаназии, пересадки человеческих органов и тканей, генной инженерии, клонирования человека и др. Моральные проблемы искусственного аборта. Право человека на жизнь – это право, распространяющееся на все этапы его бытия – от зачатия до смерти. Именно с этой позиции следует рассматривать непрекращающиеся споры по поводу искусственного прерывания беременности – абортов.Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, философии, психологии, юриспруденции, теологии. Еще в Древней Греции Клятва Гиппократа запрещала врачу прерывание беременности. В эпоху раннего христианства аборт отождествлялся с убийством человека. В Средние века уничтожение плода каралось смертной казнью. Проблема эвтаназии. Право человека на смерть не менее значимо, чем его право на жизнь. Реальным носителем этических проблем, связанных с правом человека на достойную смерть, выступает эвтаназия. Термин «эвтаназия» образован от имени древнегреческого бога смерти Танатоса и был предложен в XVII вМногие специалисты по биомедицинской этике сходятся во мнении, что эвтаназия в любой форме остается нравственным злом, и считают более перспективным развитие хосписов – учреждений, берущих на себя заботу о смягчении страданий безнадежно больных. Единственно верного решения, подходящего для всех случаев жизни, быть не может, так как нравственные ценности альтернативны: ценность сохранения жизни может противоречить ценности человеческого достоинства


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты