Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Билет №13. вопрос 3прекрасное и возвышенное




вопрос 3прекрасное и возвышенное. Всякая наука пользуется понятиями,. В каждой науке своя специфическая система понятий.В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, категория и в эстетике: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, комическое - трагическое
Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. В истории прекрасного- определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, и т. д. Основной вопрос мыслителей - какова природа прекрасного? ряд подходов 1. Прекрасное - объективное свойство самих вещей. подход был сформулирован уже в раннегреческой натурфилософии, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космос. трактовка прекрасного в эстетике французского Просвещения-естественное свойство самой природы, такое как вес, цвет, объем и т. д. 2. источник прекрасного таится в душе индивида. Красота - результат определенного восприятия субъектом явлений действительности,«суждений вкуса», «вчувствования», «проецирования духовного богатства на действительность» и т.д.3. Прекрасное - есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасном в жизни. оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей.Третий подход является доминирующим .Основатели Сократ, Платон, Аристотель. Они рассматривали красоту как свойство особого рода, как результат эстетически-духовного отношения человека к миру характеризующие его свобод С гносеологической точки зрения прекрасное прекрасное есть построенная воображением мысленная модель предмета, гармоничные черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца. категориальный образ позволяет так или иначе аттестовать реальную действительность различными мерами красоты и совершенства, давать ей эстетическую оценку и вступать с ней в определенные отношения.Указанный категориальный образ позволяет ориентировать опыт художника и служить методологическим обеспечением его творческой деятельности.
Безобразное (Б-ое) - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Как подсказывает этимология - значит без образное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами - хаос. В древнегреческой эстетикеБ-ое сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии Б-ое трактовалось как следствие и форма проявления у греховности. Прекрасный ангел Люцифер, выступив против Бога, превратился в безобразного Сатану. Таким образом, в средневековом мышлении Б-ое понималось как наглядное свидетельство греховности мира.В пантеистических учениях Телезио и др. утверждалось значение безобразного как свидетельства могучей энергии и многообразия природы. в эстетике романтизма. Ф. Шлегель, В. Гюго подчеркивали ценность для искусства «эксцентрического» и «уродливого». В модернизмеБ-ое истолковывалось как исключительная позитивная ценность Б-ое - антипод прекрасному. И именно поэтому б-ое и прекрасное теснейшим образом связаны друг с другом. древние египтяне отмечали, в процессе старения все здоровое и красивое становится безобразным. Аристотель, подчеркнувший разницу мд прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Аристотель подметил особенность художественной деятельности, благодаря которой действительно б-ый предмет получает свойства прекрасного .Поэтому эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением сопровождается чувством отвращения к самому предмету изображения Диалектика прекрасного и безобразного может быть раскрыта в образе «модели», органически соединяющей в себе общее и индивидуальное.Для дифференцировки указанных мер при категориях прекрасного и безобразного существуют дополнительные понятия, фиксирующие оттенки (изящное, прелестное, простое, неприхотливое и др.). Есть в эстетике и специальные категории, в которых указанная мера прекрасного и безобразного, гармонии и хаоса, стихии и порядка выступают как выражение чрезмерности, как нечто выходящее за пределы всякой меры.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты