КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просветительство и ненасильственное сопротивление протекторату ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 После протектората отношение масс к модернизации несколько изменилось: энтузиазм начального этапа сменился неприятием «чужеродных» элементов и желанием защитить национальные ценности и традиции. По мнению Толстокулакова, «даже либеральные круги Кореи, разделявшие буржуазно-демократические идеалы Запада, не хотели мириться с новой зависимостью от интеллектуальных и культурных стандартов европейских государств и Японии»[44]. С другой стороны, налицо был определенный духовный кризис, усугубленный тем, что после размежевания с Ильчинхве в тонхак произошел окончательный раскол: третий патриарх тонхак Сон Бёнхи основал в 1906 г. религию Чхондогё (Религия небесного пути) и старался дистанцироваться от Ильчинхве[45], а управлявший сектой в его отсутствие Ли Ён Гу (в 1898 г. Сон эмигрировал в Японию и все организационные дела поручил Ли) стал, как мы помним, лидером этой прояпонской организации и в 1907 г. основал религиозную организацию (церковь) Сичхонгё (Религия поклонения Небу) . В 1909 г. на основе древних верований На Чхоль, О Гихо, Ли Ги и др. создали религию Тангунгё (Религия Тангуна), впоследствии переименованную в Тэчжонгё (Поклонение Великому Предку). Последователи Тэчжонгё поклонялись Хванину, Хвануну и Тангуну по отдельности или в единстве и считали, что они были предками не только корейской нации, но и всего человечества, основав на территории Маньчжурии и Кореи мощную империю, являвшуюся самым цивилизованным государством мира. Интересно, что догмы учения не только превозносили корейское над некорейским, но и требовали создания Великой Кореи «в исторических границах», в которые включались и маньчжурия, и территория бывшего государства Бохай. Среди буддистов отметим Хан Ён Уна (Манхэ), автора трактата Пульгё юсиннон (Об обновлении буддийской веры, 1913 г)., выступавшего против экспансии японского буддизма в Корее[46] и желавшего преобразовать буддизм в более современную социально-реформаторскую религию. Иное направление «корейского необуддизма» - вон-буддизм, созданный Пак Чун Бином (Сотхэсан) в 1924 г. Но основной идеологией националиств стало кэмон ундон (условный перевод – «движение просветителей») в основном, разработанное Пак Ын Сиком (1859-1926). Его идеи строились на базе синтеза доктрин китайских философов (Кан Ювэй, Ван Янмин[47]), европейского либерализма и дальневосточных мыслителей социалистической ориентации. С точки зрения Пака, корейская политическая система должна была строиться на народовластии. Однако, чтобы избранник народа не превратился в диктатора, он должен обладать богатыми знаниями, которыми его должна была обеспечить современная система просвещения, и высокими моральными качествами, которые должны были быть воспитаны новой религией, в качестве которой Пак выдвигал Тэчжонгё как обожествление Тангуна, период правления которого он считал золотым веком корейской истории. Пак воспринимал государство и нацию как особый организм, который состоит из духа (хон) и формы (пэк). Дух включал в себя как собственно народ, так и родной язык, культуру, отечественную историю и национальную религию. Форма включала в себя государство и проявлялась в его внешних атрибутах (территория, управленческие структуры и т. д.). С точки зрения Пака, форму можно утратить, но без национального духа корейцы обречены, и пока нет возможности восстановить государство, надо заниматься культивированием национального духа. Кроме Пака к просветителям относились Син Чхэ Хо, который впервые употребил термин «нация», Ан Чхан Хо и выдающийся корейский лингвист Чу Си Гён. Не имея возможности взять реванш в политической борьбе[48], просветители пытались сделать это в истории и идеологии. Именно под этим углом зрения надо рассматривать деятельность Син Чхэ Хо и Пак Ин Сика, книги которого «Кровавая история корейской независимости» («Хангук тхонса» 1915 г.) и «Кровавая история движения за независимость в Корее» («Хангук тоннип ундон чихёльса», 1920г.), содержали богатый фактами, но весьма тенденциозный, материал, посвященный истории борьбы страны за независимость. Такие книги были не только учебниками истории, но и средствами идеологической обработки, которые использовались в 1910-1920-е годы корейскими инсургентами на территории Маньчжурии и Китая[49]. В меньшей степени они были направлены на создание негативного образа Японии на Западе, хотя в своих последних работах Пак «предсказывал неизбежность поражения Японии в результате объединения сил всех народов мира». Син Чхэ Хо фактически создал новую историографию, в основе которой лежало национальное сознание. Он писал биографии корейских военачальников-патриотов (Ыльчи Мундок, Кан Гам Чхан, Ли Сун Син и др.) и опубликовал на страницах газет Чосон ильбо и Тонъа ильбо ряд исторических трудов, по сути легитимизирующих трактовки Тэчжонгё, которая в результате привлекла множество последователей и в 1910-е гг. стала духовной опорой антияпонского движения за границей, прежде всего, в Кандо (Цзяньдао, Китай) и Приморском крае. Число верующих доходило до 200 тысяч человек. В этом же ключе можно рассмотреть и работы Чхве Нам Сона, который, создав так называемую философию пурхам, пытался объявить Корею колыбелью мировой цивилизации (или хотя бы приравнивание ее по значимости индоевропейской и китайской ) и родиной солярного мифа. Древнейшей религией Кореи Чхве Намсон считал поклонение свету (Пуль или Пальк ), каковое возникло на горе Пэктусан и распространилось на Японию, Рюкю (Окинаву), Маньчжурию, Среднюю Азию, Балканский п-ов и далее вплоть до Скандинавии (то есть, всюду, где существовало поклонение солнцу). Кроме этого, используя звуковые совпадения в лучших традициях Н. Я. Марра, Чхве доказывал, что представители корейской цивилизации основали Персию и Бухару. Автору это напоминает то, как и ранее иноземное владычество пестовало в Корее национализм из категории «Зато мы были великими в древности», - будь то введение в оборот мифа о Тангуне во время монгольского владычества в период Корё, или теория «малого Китая», появившаяся в ответ на вынужденный вассалитет по отношению к маньчжурам. Просветители активно вели работу за сохранение и структуризацию корейского языка: Ю Гиль Чжун, а затем Чу Си Гён фактически создали единую орфографию корейского языка и структурировали его грамматику. Направлений деятельности и ее методов у борцов с протекторатом было несколько.
Самоубийства в знак протеста и петиционное движение.Традиционалисты действовали по канону, устраивая демонстрации и засыпая Кочжона прошениями. Один только Мин Ён Хван послал Кочжону 40 петиций, требовавших отмены протектората. 26 ноября группа бывших министров и сановников подала вану петицию с просьбой не ратифицировать договор о протекторате, но японская охрана к вану их не пустила. На следующий день Мин Ён Хван написал еще одну петицию, подписал ее своей кровью и покончил с собой[50]. В завещании Мина было указано, что он намерен помочь корейской независимости с небес[51]. Его примеру последовал ряд высших чиновников на уровне министра юстиции.
Патриотические общества.Важной формой сопротивления было создание разнокалиберных патриотических обществ, которые должны были как минимум быть альтернативой Ильчинхве. В 1904-1906 гг. существовала целая серия таких обществ, состав руководства которых был примерно одинаковым: бывшие члены Общества независимости и иные националисты. Поанхве (Общество защиты) было, по одной версии, основано Вон Сесоном, Сон Суманом, У Ги и др, по другой – Хо Ви, и служило, в основном, для противодействия концессии Нагамори. Синминхве (Новое народное общество) было организовано Син Чхэ Хо, Ли Дон Хви и Ан Чхан Хо в апреле 1907 г. и считалось нелегальным. Оно занималось как формированием национального капитала, так и влиянием на национальное и демократическое сознание посредством образовательной и культурной деятельности. Однако среди членов общества быстро наметился раскол между более умеренными сторонниками Ан Чхан Хо и сторонниками вооруженной борьбы во главе с Ли Дон Хви. Когда действия Общества на территории Кореи стали невозможны, умеренные перебрались в США, а радикалы – в Китай. Кунминхве (Корейское национальное общество), было создано в 1909 г. Считается, что создал его вообще Мин Ён Хван[52], но после его смерти деятельность этого общества переместилась, в основном, за пределы Кореи – главным образом, на Гавайи и в США, где оно пользовалось покровительством американских миссионеров-баптистов. Кстати, историки-коммунисты утверждали, что оно было создано весной 1917 г. отцом Ким Ир Сена Ким Хён Чжиком[53]. Хёптонхве (Общество сотрудничества) былдо создано Ли Чжуном, Ли Сан Чжэ и др. представителями старой гвардии Общества независимости, но быстро распалось. Хонджон ёнгухве (Общество по изучению конституционного строя), было создано в 1905 г. Юн Хё Чжоном, Ли Чжуном, и др. Это были не столько республиканцы, сколько монархисты, выступавшие за установление конституционной системы, основанной на парламентском строе, но после учреждения японского генерал-губернаторства и запрета политической деятельности оно также было распущено. Тэхан чаганхве (Общество усиления Кореи) было создано в феврале 1906 г. Пак Ын Сиком и др и воспринималось многими как наиболее действенный преемник Общества независимости и самое крупное патриотическое общество в стране того времени[54], особенно после того как в апреле 1906 г. к ним примкнули Юн Хё Чжон и его сторонники. Тэхан чаганхве признавало только мирные методы борьбы и считало одной из своих главных целей развитие образования и промышленности. Они же поддерживали кампанию за выплату государственного долга Японии. Летом 1907 г. Общество организовало демонстрации против свержения Кочжона, которые, по информации авторов учебника 1974 г., переросли в уличные бои. В августе 1907 г. после того, как был издан Закон о поддержании общественного спокойствия, который позволял силовикам распускать подобные организации, общество было распущено, но несколько месяцев спустя воссоздано под названием Тэхан хёпхве (Корейское общество), созданное в союзе с представителями религии Чхондогё и в большей степени ориентированное на японское культурное руководство.
Газеты, частные школы и т. п.Все эти общества активно выпускали свои газеты и журналы, создавали филиалы в провинции, открывали дневные и вечерние частные школы, готовили педагогические кадры и новые учебники, серьезно вкладываясь в создание кадровой основы для своего движения. В течение 1905-1910 гг. было открыто более 2000 частных школ (большая часть из них – под прикрытием протестантской церкви или патронажем крупных сановников типа все того же Ли Ён Ика), так что в сентябре 1908 г. правительство даже издало специальный указ о частных школах, целью которого было не подпускать к просветительской работе представителей национально-освободительного движения. Теперь для открытия школы требовалась санкция генерал-губернаторства, а в школах позволялось использовать только проверенные цензурой учебники. А в 1911 г., уже после аннексии, японское правительство приняло специальное постановление о развитии образования в Корее, окончательно прикрыв все частные школы и лишив просветителей возможности воспитывать в них патриотов[55]. Наиболее заметной газетой просветительской направленности[56] была Тэхан мэиль синбо, созданная в 1904 г. Ян Ги Тхаком и представителями Синминхве. Издателем газеты был англичанин Бетель, что давало определенное прикрытие: между Великобританией и Японией существовал союзный договор, поэтому японцы не могли контролировать газету, которой управлял англичанин. Вначале Тэхан мэиль синбо выходила в смешанном корейско-китайском написании, однако впоследствии стала использовать только корейскую азбуку. Для иностранцев она выходила на английском языке под названием Korea Daily News. Из иных газет можно отметить Мансебо, печатный орган религиозного движения Чхондогё, и Хвансон синмун, которая была основана еще в 1898 г. Намгун Оком и др. как основной орган умеренных реформаторов. Именно в ней была опубликована серия статей о «правде о заключении «Договора пяти статей». Кроме этого, просветители активно переводили книги о том, как та или иная страна (Швейцария, США, Италия) добилась независимости, или о том, как и где проходили реформы – включая биографии Бисмарка и Петра Первого.
Движение за выплату внешнего долга страны.Эта кампания (кукчхэ посан ундон) была начата в Тэгу в 1907 г. В основе ее лежала идея, что одним из поводов к аннексии страны могут стать невыплаченные долги корейского правительства японским банкам, - их сумма достигла 13 млн. иен и продолжала расти. Участники движения собирались решить эту проблему за счет собственных средств, отдавая в «фонд выплаты государственного долга» последние сбережения, бросая курить или снимая с себя украшения[57]. Генеральное резидентство резонно сочло движение опасным, и его глава Ян Ги Тхак был арестован японцами по обвинению в создании финансовой пирамиды и мошенничестве[58]. Считается, что обвинения были фальшивыми и связанными с тем, что а) движение набрало слишком большой вес; б) корейский государственный долг и неспособность страны его выплатить были одной из причин, оправдывающих протекторат и аннексию в глазах мирового общественного мнения; в) часть собранных денег действительно шла на поддержку Ыйбён. Эмиграция.Для многих из числа не желающих мириться с таким положением вещей выходом стала эмиграция как в приграничные районы Китая или России, так и за океан. С 1903-1905 гг. началась эмиграция корейцев на Гавайи и западное побережье США, где сформировались большие корейские землячества. Лидером калифорнийского землячества без особенных проблем стал Ан Чхан Хо, создавший общество Хынсадан (Хан Ён У переводит его как «Организация воспитания джентльменов», 1913 г.). В 1909 г. Ли Сын Ман основал на Гавайях Корейскую национальную ассоциацию» (Тэхан Кунминхве), а годом позже в том же регионе появилась организация Пак Ён Mана (который, собственно, и пригласил Ли на Гавайи). Между Паком и Ли вскоре вспыхнуло серьезное соперничество, особенно после того, как в 1915-1918 гг. Корейская национальная ассоциация стала представительным органом корейской диаспоры на Гавайях. Борьба за власть, в которой победил Ли Сын Ман, стала примером серьезной внутренней фракционной борьбы, являвшейся бичом национально-освободительного движения[59]. В ходу были как традиционные для Кореи методы интриг и террора, так и «науськивание на противника» американских властей по обвинению в растрате казенных денег или покушении на убийства. В финале Ли Сын Ман устранил своего конкурента, обвинив Пак Ён Мана, который собирался создать на Гавайях аналог Ыйбён, в подготовке нападения на японские военные корабли на гавайской территории с целью вызвать американо-японскую войну[60]. В Китае же преобладали сторонники Тэджонгё, гдев западном Цзяньдао ими было создано Кёнхакса (Общество сеятелей) , которое Хан Ён У именует «органом автономии». Под эгидой этого общества был учреждён Синхынский учебный центр для подготовки военных кадров. В другом училище - Тончхан, учреждённом в 1911 г. в местности Хванин (кит. Хуанжэнь) Юн Се Боком (третьим патриархом Тэджонгё), преподавали Син Чхэ Хо и Пак Ын Сик. Во всех подобных учебных заведениях придавалось огромное значение историческому воспитанию и военной подготовке.
[1] Василевская И. И. Колониальная политика Японии в Корее накануне аннексии (1904 ~ 1910). М., 1975. С. 18. [2] Ситуация на переговорах была достаточно сложная. Россия вела достаточно агрессивную политику, исходя из того, что Япония гораздо больше истощена, и дальнейшее ведение войны позволит России реализовать стратегическое преимущество. Однако Япония была истощена совсем не настолько, насколько казалось российским дипломатам, а, кроме того – ее поддерживали Вашингтон и Лондон. В итоге Россия уступила Японии южную часть Сахалина, свои арендные права на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу, соединявшую Порт-Артур с Китайско-Восточной железной дорогой. То есть, Япония обрела меньше, чем ожидалось и не получала денежных контрибуций, на которые очень рассчитывала. [3] Корея глазами россиян (1895-1945). С. 225. [4] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 377-378. [5] Henderson. Р. 207. [6] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть I. С. 247. [7] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 384. [8] Естественно, в советских учебниках Сон Бён Хи был назван одним из реакционных главарей тонхак, который, захватив руководство остатками крестьянской армии, способствовал ее разгрому. [9] Василевская. С. 26-27. [10] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. ЧастьI. С. 247-248. [11] Там же. С. 248. [12] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 385. [13] Там же. С. 385. [14] Henderson. Р. 67-71. [15] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 248-249. [16] Герман Ким. История иммиграции корейцев. Интернет-версия книги.(дай адрес) Цит. по кн.: Сидэхара Хироси. Чосён сива. (Очерки по истории Кореи), Токио. 1925. С. 527. [17] Ито оставался генеральным резидентом до июня 1909 г., после чего стал руководителем Тайного Совета Японии. Затем резидентом короткое время был бывший министр финансов Сонэ Арасукэ, вскоре умерший от болезней. [18] Честно говоря, очень многие из тех японских политиков, кто засветился в решении корейских дел, имели весьма примечательную биографию, и их подход к решению проблем страны Утренней свежести не сильно отличался от того, что делали они у себя дома – в эпоху схваток между сторонниками и противниками сёгуната. [19] Корея глазами россиян (1895-1945). С. 209. [20] Василевская. С. 34. [21] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 388. [22] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 381. [23] Современные корейские историки тоже очень любят эту версию, поскольку она снимает ответственность с Кочжона, однако следует помнить, что информация из единственного и ангажированного источника не должна рассматриваться как достоверная на 100 %. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда Кочжон дает «добро» на что-то, а затем после предъявления ему претензий заявляет, что его заставили сделать это против его воли. [24] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 382 [25] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 389. [26] Шипаев В.И. Колониальное закабаление Кореи японским империализмом (1895-1917). М.,1964. С. 86. [27] Пак Б. Б. Карл Иванович Вебер и Корея после 1897 г. // Корея: история и современность. К девяностолетию со дня рождения профессора Михаила Николаевича Пака. Сборник статей. М.-Сеул, 2008. С. 115. [28] Запись Плансона от 7 (20) января 1906 г. // АВПРИ. Фонд 2Посольство в Токио», 1907 г. Дело 196. Лист 43. [29] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 392. [30] По возвращении вана из российской миссии Ли Бом Чжин перешел на дипломатическую работу, став сначала посланником в США, а затем – в России. Рискну предположить, что такое назначение было или своего рода почетной ссылкой, или попыткой вана спрятать ценного для него человека от гнева тех, кто считал Ли одним из главных виновников пленения правителя. [31] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 412. [32] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 262-263 [33] Соглашение названо по фамилиям двух его подписантов – военного министра США и премьер-министра Японии. [34] Choong Soon Kim.Tradition… Р. 53. [35] Василевская. С. 31 [36] Несмотря на последующую мифологизацию, первое появление Ли Сын Мана на публике было связано не с его деятельностью как агитатора, а с драками между членами клуба и побусанами, в которых он принимал активное участие. [37] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том II. С. 455. [38] По некоторым непроверенным сведениям от «молодых левых» историков РК, Ли был одним из главарей боевых групп, нападавших на людей, не согласных с мнением Общества, избивали и убивалаи их, создавая атмосферу террора, на что власти уже не могли не прореагировать. [39] Cumings B. Korea’s place... C. 125. [40] Choong Soon Kim. Tradition…С. 3 [41] Там же. С. 341. [42] Судебное слушание превратилось в арену противоборства между японскими властями и корейской общиной. Чон Мен Ун был освобожден за недостаточностью доказательств его вины, а Чан Ин Хвана федеральный суд приговорил к 25 годам тюремного заключения. [43] Cumings B. Korea’s place... Р. 142, 143. [44] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 251-252 [45] Насколько – вопрос, так как современная историография РК всячески стремится очистить его от «порочащих свяей». [46] Естественно, японцы тоже стремились создавать организации, направленные на усиление прояпонских тенденций в конфуцианской, христианской или буддийской среде. Например, конфуцианское общество Тэдон хакхве , которое было создано Ли Ван Ёном и др. на средства, полученные от Ито Хиробуми. Они же пытались преобразовать культ Тангуна, объявляя его старшим братом богини Аматэрасу. [47] Начиная как конфуцианец, в 1909 г Пак Ын Сик написал труд «Об обновлении конфуцианской веры», где предложил преобразовать конфуцианство в религию на основе демократии и равенства, развив идею Датун. [48] На фоне спада деятельности Ыйбён и закручивания гаек руководство обществ было вынуждено вести компромиссную политику в отношении японцев. [49] Тем более что японцы тоже работать в этом направлении, формируя мифы о якобы учрежденной в Корее японской области Мимана (кор. Имна) или мнимого завоевания Силла императрицей Дзингу. [50] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 380-381. [51] Korean War and Modern History. С. 53. [52] Точнее, Мин создал Кунмин кёюкхве (Общество гражданского воспитания). [53] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том II. С. 38. [54] Там же. С. 406. [55] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть I. С. 261. [56] Газеты Хансон синбо (Новый Сеульский вестник - формальный официоз), Кунмин синбо (орган общества Ильчинхве) и др. активно выступали с прояпонских позиций.
[57] Эта процедура сбора средств вспоминается многим в связи с тем, как проходили подобные мероприятия в РК после финансового кризиса 1997 г. [58] Korean War and Modern History. С. 57 [59] Henderson. С. 85. [60] Korean Politics in Transition. С.?
|